Дикое по своей жестокости и необъяснимое преступление произошло в столице. Няня, приезжая из Узбекистана женщина, убила свою 4-летнюю воспитанницу. По закону фамилия ребенка не разглашается.
Все произошло рано утром 29 февраля в доме на улице Народного Ополчения. Родители со старшим ребенком ушли, после чего Гюльчехра Бобокулова убила спящую малышку. Потом подожгла квартиру и ушла, спрятав в полиэтиленовый пакет отрезанную голову ребенка. После она отправилась к станции метро "Октябрьское поле". У метро к подозрительной гражданке подошел полицейский, чтобы проверить документы. В ответ женщина выхватила из сумки голову девочки и начала кричать, что убила ребенка и сейчас подорвет себя. Задержать ее получилось не сразу, так как полиция думала, что у нее может быть взрывчатка.
По словам очевидцев, станцию метро оперативно закрыли для пассажиров на вход и выход. В Сети даже появилось видео, на котором различима женщина, одетая в черное, она держит в руке отрезанную голову ребенка.
Про взрывчатку опасения оказались напрасными. Сотрудники спецслужб, проведя личный досмотр Бобокуловой, не нашли на ее теле взрывчатых устройств, после чего отвезли женщину в ОВД Щукино.
Личность задержанной гражданки установили быстро - 39 лет, уроженка Узбекистана. На допросе она рассказала странную вещь. По словам Гюльчехры Бобокуловой, на ненормальный поступок ее толкнула измена мужа. Как неверность супруга связана с семьей, где она работала няней, она объяснить не смогла.
Корреспонденту "РГ" старший помощник руководителя Главного следственного управления СК России по Москве Юлия Иванова рассказала вот что:
- В настоящее время фигурантка задержана. С ней работают наши следователи Главного следственного управления. Они устанавливают мотив совершенного преступления, а также все обстоятельства случившегося.
Учитывая явно неадекватное поведение задержанной, следователи незамедлительно назначили ей судебно-психиатрическую экспертизу для установления ее способности понимать значение своих действий и поступков.
В частных беседах сотрудники правоохранительных органов признаются, что няня производит впечатление психически нездорового человека. Поговорить с семьей у следователей до сих пор не получилось. Родители буквально раздавлены страшной новостью и пока нуждаются в помощи специалистов и врачей.
Главное, что сейчас выясняют следователи, - как эта женщина попала в семью: через специализированное агентство или просто пришла с улицы. В последнее верится с трудом. Если няня оказалась в семье не через агентство, то ее мог кто-то порекомендовать.
Также пока на этот момент остается открытым вопрос - на законных ли основаниях находилась эта женщина в столице и имела ли право на работу?
Пока никто не может дать точные данные, давно ли Бобокулова работает у нас в стране и были ли у нее когда-нибудь проблемы с психикой. Если были, то она может оказаться не в тюрьме, а в специализированной лечебнице. Если ей помогут, то потом будут судить, а если нет, то она может остаться в психиатрической лечебнице пожизненно. В случае вынесения ей приговора, если врачи скажут, что в момент преступления женщина вполне отдавала себе отчет в своих действиях, она может отбывать срок и в нашей стране, и дома.
Комментируя трагедию, сенатор Елена Мизулина призвала россиян не поддаваться агрессии и выразила соболезнования родителям погибшей девочки.
По словам сенатора, необходимо разобраться во всех обстоятельствах трагедии: "Была ли регистрация у няни из Узбекистана? Как она попала на работу в эту семью? Проверяли ли родители ее состояние здоровья? Произошло ли это через агентство? Если няня была нанята через агентство, то возникает вопрос о том, что подобные агентства, предоставляющие услуги домашнего персонала, должны быть под постоянным жестким контролем. Имеют ли они специальную аккредитацию на предоставление таких услуг, как проходит отбор персонала? Какие требования предъявляются? Как неуравновешенный человек мог вообще оказаться рядом с ребенком? В свое время в профильном Комитете Думы по вопросам семьи, женщин и детей мы постоянно мониторили ситуацию с этими агентствами. Такую работу надо продолжить".
Прямая речь
Павел Астахов о трагедии на улице Народного Ополчения
Даже изощренная фантазия авторов фильмов ужасов не заходила в такие запредельные для человеческого сознания сюжеты: обезумевшая няня отрезала голову ребенку. Об истории, которая случилась на улице Народного Ополчения в Москве, мало что известно. Большинство вопросов, пока идет следствие, остаются без отклика. Но на некоторые "РГ" все же ответил Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
Павел Алексеевич, даже описывать на бумаге то, что произошло, страшно. Хочется избегать ужасных подробностей. Но все же как такое стало возможным?
Астахов: Родителям - глубочайшие соболезнования. Но главная причина произошедшего в том, что они не проверили няню, а просто взяли человека ухаживать за ребенком. К сожалению, в последние годы мы много раз видели, что нанимают человека, даже, может, и знакомого, а потом ставят видеокамеру и видят, что творится дома: чужая женщина бьет ребенка, издевается над ним. И родители в шоке.
Вопрос уже надоевший: как правильно нанимать няню?
Астахов: Я не устаю повторять: первое, с чего надо начинать, это составить договор. Там все четко прописать - права, обязанности, время работы, оплату. А если договора нет, то недовольство накапливается, накапливается, а потом может вылиться либо в истерику, либо в какое-то преступление против ребенка или против тех, кто нанял эту няню.
Лучше всего подбирать помощницу через агентство. Потому что оно, по крайней мере, худо-бедно проверяет людей и несет за них какую-то ответственность. Могу сказать по всем тем ситуациям, которыми мы занимались, а это и жестокое обращение, и избиение детей, и даже было два случая, когда няни детей просто воровали, чтобы потребовать выкуп, - все это были люди, нанятые не через агентство, без договора, без проверки.
И еще. Ну требуйте же медицинские справки! Ничего в этом нет особенного и оскорбительного. Ведь вы допускаете к ребенку человека, который может быть болен заразной болезнью, туберкулезом, СПИДом, гепатитом.
В 2011 году мы добились ужесточения допуска по трудовому договору тех, кто работает с детьми. И целый ряд ограничений в Трудовой кодекс ввели. Но получается так, что в госучреждениях они выполняются, а в семью может кто угодно прийти и с ребенком работать. И даже с непонятно какими намерениями.
Поэтому не ленитесь составлять договор в простой письменной форме, как прописано в Гражданском кодексе. И просить с претендентов на вакансию справки от нарколога и от психиатра, по крайней мере.
Вы уверены в том, что ужесточать закон не нужно?
Астахов: Да, здесь ничего ни добавить, ни убавить. Вопрос в другом. Не все хотят закон соблюдать, у кого-то времени не хватает, кто-то экономит, кто-то доверяет людям с улицы, рассчитывая на свою интуицию... Но есть предусмотренные законом процедуры, которым надо просто следовать, и тогда риск будет минимальным. Ничего здесь сверхъестественного нет. Тем более, когда речь идет о жизни, благополучии и здоровье ребенка. Ведь вы доверяете малознакомым женщинам самое дорогое. Согласитесь, даже о знакомой бабушке-соседке мы можем не знать, что она состоит на учете у психиатра.
Что уже известно о семье, ... где произошло несчастье? Женщина, которую задержали, точно была там няней?
Астахов: Да. Это известно точно. Остальные подробности я не могу вам сейчас рассказать, потому что идет следствие: родителей опрашивают, саму задержанную допрашивают, выясняют, как она попала в семью, какой был договор, через кого ее нанимали, как нашли, брали у нее или не брали какие-то документы.
Что вы можете сказать людям, которые сейчас начнут сомневаться во всех нянях, сиделках или домработницах, которые приехали к нам из Узбекистана?
Астахов: При чем здесь Узбекистан? Помните про случай в Иркутске? У всех же шок был, когда просмотрели запись с видеокамеры и увидели, как соседка, учительница, бьет 7-месячного ребенка. Вопрос не в национальности и в гражданстве. Вопрос в человеке. Или недочеловеке...