ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Сен. 2, 2021

«Однажды я проснулся в два раза богаче»

Рейтинг: 0

Автор: Константин Пахунов. Эксперт

Биржевая торговля привлекает инвесторов с самыми различными точками зрения на то, «что есть трейдинг». Нередки ситуации, когда точка зрения меняется уже после прихода на рынок. Одни инвесторы от осторожных и консервативных стратегий по мере обретения уверенности переходят ко все более рисковым сделкам. Другие, напротив, от активного и рискового трейдинга смещаются в сторону пассивного инвестирования. Житель Перми Михаил Шардин — из последних. Частный инвестор с пятнадцатилетним опытом, кандидат технических наук и разработчик систем для автоматизации торговли рассказывает, как шел от большого риска к малому — и в итоге у него нет кредитов, ипотеки и необходимости работать.

— Как давно вы занимаетесь инвестированием и что стало побудительным фактором?

— Я начал инвестировать в 2006 году, сразу после окончания вуза. К концу пятого курса у меня были какие-то денежные средства, и я думал, как быстро и легко можно обогатиться. Обратил свой взгляд на фондовый рынок. Потом оказалось, что это была в корне неверная концепция, однако именно тогда началась моя деятельность как инвестора.

— В начале пути на рынке обычно стоит вопрос, к какому брокеру пойти. Как вы выбирали, с кем будете работать? Какова была цель и опыт первых сделок?

— На самом деле какого-то особого видения у меня не было. Но поскольку я родился, жил и до сих пор живу в Перми, на тот момент брокеров в городе можно было пересчитать по пальцам, так что выбор был невелик.

Сначала я решил пойти поучиться. Пермский брокер «Витус» проводил обучение. Я прошел у них полный курс. По-моему, они даже давали сертификат и он где-то сохранился. После этого я приступил к торгам на срочном рынке — как мне казалось, это наиболее быстрый способ увеличить капитал. Несколько лет я торговал только фьючерсами и хотел разработать систему, которая будет сама генерировать прибыль. Я стал усиленно разбираться с механическими торговыми системами, которые работали бы автономно. Чтобы на выходе получился своеобразный торговый робот. Не робот в традиционном понимании, конечно, мой «робот» был сделан в программе AmiBroker. К тому же был дополнительный стимул — уже тогда проводились конкурсы частных инвесторов («Лучший частный инвестор» — конкурс, который в 2003 году начала проводить биржа РТС, после слияния с ММВБ он проводится Мосбиржей. — «Эксперт»).

Информацию я активно черпал на форумах. Был такой форум forex.kbpauk.ru (один из старейших форумов рунета, посвященных трейдингу. В момент подготовки этого интервью неактивен. — «Эксперт»).

Что касается опыта первых сделок, сейчас я уже не очень помню, каков был этот опыт, но, по-моему, ничего экстраординарного не было. Я даже не начинал серьезно торговать без системы. Я именно хотел разработать систему и использовать только ее.

— Насколько эффективной она в итоге получилась?

— На этот вопрос так сразу и не ответишь. Дело в том, что это не было какой-то одной системой. Систему на базе AmiBroker я использовал только в начале. Первые месяцы просто разбирался, как все заставить работать. Я проводил очень много тестов и не хотел лезть именно в сами торги. Систем было несколько, они были все разные, и все они сначала тестировались на исторических данных рынка. У меня был достаточно прагматичный взгляд. Я хотел получать доход, не интересуясь какими-то особенно глубинными процессами. Ну казалось бы, какая разница, что там происходит? Опираясь на теханализ, получал торговые сигналы, на этих сигналах строил торговые стратегии и тестировал их. В итоге я пришел к тому, что завел отдельный компьютер, который использовал как сервер. Там стояло несколько виртуальных машин. Несколько, потому что у меня было несколько брокерских счетов. Я сделал это с целью своеобразной диверсификации, что ли. Из-за боязни, а вдруг с брокером что-то случится. Потом этот сервер, на котором тестировались системы, переехал из моего дома в серверную. Уточню, что в пермскую, а не московскую. Там технических проблем с интернетом, пропаданием электричества и прочим было меньше.

Поскольку я занимался механической торговлей, то и к брокерам у меня были немножко специфические требования. Мне надо было сконнектиться с системой брокера, чтобы мои программные наработки могли работать в его системе. Сейчас, может быть, это звучит заумно. Но раньше повсеместно использовался Quik (программный комплекс для торговли на бирже), с ним можно было без проблем согласовать работу. Там присмотр требовался минимальный, просто чтобы убедиться, что вся система работает, когда она уже стала функционировать в реальном времени.

— Получается, перепробовав множество различных «торговых роботов», получилось создать устраивающий вариант? Какие результаты он показывал?

— Лично для меня общие результаты были несколько неутешительные, так что спустя несколько лет я всю эту лавочку со стратегиями прикрыл. Хотя некоторые стратегии приносили доход даже с учетом проскальзывания, с учетом каких-то технических накладок, например все тех же перебоев с электричеством и пропаданием интернета. Результаты были, но они были хуже, чем индекс. Стратегия весь день продавала, покупала, молотила. А результаты были 13‒15 процентов годовых. Если я про это кому-то рассказывал, люди воспринимали это как что-то несерьезное.

Вклады, по-моему, и то некоторые давали больше доходности в то время. Нет, стратегии не были убыточными, но они не были суперприбыльными. И при этом все равно отнимали много времени: чтобы отследить, что все запущено, все работает, все программы корректно настроены, требовался час в день. И конечно, вся эта инфраструктура, я имею в виду техническую часть, требовала затрат и денег. Если у тебя какие-то свои дела, ты должен быть на связи через телефон. В 2006‒2008 годах делать что-то с телефона было не так просто, как сейчас. И как раз еще совпало с тем, что биржи стали бороться с роботами. Там стали вводиться дополнительные комиссии, принимались еще какие-то меры. В общем, биржа взялась регулировать торговлю через роботов всерьез.

Так что спустя три или четыре года я прекратил использовать механические торговые системы и историю с собственным сервером свернул.

— Борьба с роботами и недостаточная доходность изменили ваше место на фондовом рынке?

— Скорее я стал понимать, что можно получать чуть даже большую доходность при каких-то минимальных усилиях. Это сейчас пассивное инвестирование стало модным. Но тогда именно такой категорией пассивного инвестирования я не мыслил. Я стал присматриваться к американским брокерам, хотел выйти на американский рынок. И открыл счет на Ameritrade в 2010 году. Оттуда потом всех русских погнали*, правда, и меня вместе со всеми тоже выгнали. Но это случилось через несколько лет.

* В середине сентября 2012 года TD Ameritrade принял решение прекратить работать с клиентами из России. Им пришло письмо, уведомляющее, что после 30 октября обслуживание брокерских счетов будет прекращено. Новая политика компании подразумевала невозможность открыть новый счет резиденту РФ, а на уже имеющихся счетах можно было только закрыть позиции или перевести средства в другое место.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни