Большой рассказ о лидере юниорской сборной России – 17-летнем нападающем Василии Подколзине.
За две минуты до конца основного времени полуфинала Кубка Глинки/Гретцки (новое и не очень удачное название Мемориала Глинки) сборная России проигрывала Швеции – 0:1. Про восемнадцать заброшенных финнам, чехам и американцам шайб на групповом турнире вместе со званием самой яркой команды турнира стоило позабыть – грустный ноль недвусмысленно намекал, что против хорошей обороны наше нападение уже не может выглядеть так классно и уверенно.
Но в российской "юниорке" нашелся хоккеист, который не был готов мириться со столь бесславным поражением. Капитан Василий Подколзин, который к тому моменту забил на "Глинке" уже четыре гола, подобрал шайбу у своих ворот, проехал через центр сначала мимо шведских форвардов, а затем и ошалевших от такой наглости защитников, и, уже стоя на коленях, поразил ворота. Коллега Игорь Еронко, который комментировал матч, тут же вспомнил подвиги Евгения Кузнецова.
Швеции Россия все-таки проиграла, но на следующий день Подколзин сделал хет-трик в матче за бронзу с США, причем один из голов получился чуть ли не еще более крутым, чем с "Тре Крунур".
Василий стал лучшим бомбардиром и снайпером турнира с 11 (8+3) очками в пяти матчах. В первых скаутских рейтингах после турнира россиянин сразу же вскочил в первую пятерку, а на родине стал одним из самых обсуждаемых хоккеистов августа. "СЭ" поговорим с молодым форвардом, его отцом и первым тренером – и узнал историю появления нового яркого таланта.
НАЧАЛО
Подколзин родился в Москве в июне 2001 года. Его отец Александр играл в хоккей на любительском уровне и отдал сына в школу "Марьино" – в этом районе Юго-Восточного округа жила семья Василия.
– Когда Вася был маленьким, он часто мерил мою форму, – рассказывает Александр Подколзин. – Отдали его на ближайший каток в Марьино – там он был сильнее всех на голову. Однажды у нас был матч с "Белыми Медведями", и, несмотря на то, что Вася забил несколько голов, было понятно, что это команда совсем иного уровня. Как-то сидели за городом у друзей, обсуждали Васю и признались, что не знаем, куда перейти из "Марьино". Одна знакомая спортсменка вызвалась узнать, какие есть варианты. Через несколько дней нас пригласили в "Белые Медведи". Василий сыграл за них на новогоднем турнире, понравился тренеру – и мы решили, что эта команда подходит для продолжения карьеры.
– Сколько себя помню, хоккей всегда нравился, – начинает разговор уже сам Василий – Занимался хоккеем с четырех лет, на коньки ставил папа. Он до сих пор выступает в любительской лиге.
Отец Василия – предприниматель, а мама преподает фортепиано. Младший брат Михаил (2011 г.р.) – занимается в "Витязе". Александр Подколзин говорит, что "в каких-то моментах Миша интереснее, чем Вася, в каких-то – наоборот".
Несмотря на то, что "Белые Медведи", как и "Марьино", не имеют профессиональной команды в КХЛ, ВХЛ или даже МХЛ, "Мишки" могут похвастаться сразу несколькими воспитанниками – в том числе топ-уровня. Двое Никит – Гусев и Кучеров, Игорь Ожиганов, Андрей Кузьменко, Николай Голдобин, форвард "Сибири" Александр Шаров.
Не смутило Подколзиных и расстояние: из всех московских школ "Белые Медведи", которые располагаются в Ховрино, чуть ли не максимально удалены от Марьино – районы находятся на разных концах Москвы.
– Приходилось тратить на дорогу час только на метро, – отмечает Подколзин-старший. – А на машине добираться – вдвое дольше. Первые два года возили Васю, потом еще два он ездил уже сам.
В прошлом году в Ховрино наконец-то появилось одноименное метро, а во времена, когда там тренировался Подколзин, самым близким был "Речной вокзал" – от него до дворца "Умка" еще три километра. Так что на ежедневную поездку туда и обратно Василий каждый раз мог потратить около трех часов …
– Ездить на тренировки на другой конец Москвы было действительно тяжело, – говорит Василий. – Дорога забирает и эмоциональные силы, и физические. Тогда еще не понимал, для чего это, просто делал, что говорят. А сейчас приходит осознание, что все это было не зря.
"БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ", "ВИТЯЗЬ"
Подколзин перешел в школу "Белые Медведи", когда ему было восемь лет. "Тренером, которому он понравился", был Игорь Декин – человек, который будет рядом с хоккеистом в следующие восемь лет – вплоть до выпуска из школы.
В "Белых Медведях" юный хоккеист провел четыре сезона – после чего случился глобальный (для детского спорта) трансфер.
– В какой-то момент у школы "Медведей" сменилось руководство школы, и в ФСО "Хоккей Москвы" захотели, чтобы она стала его членом, – объясняет Александр Подколзин. – Несмотря на то, что мы побеждали и "Динамо", и "ЦСКА", нас отправляли во вторую группу (по сути – второй дивизион. – Прим. "СЭ") и заставляли играть там. В результате и наш 2001 год рождения, и 2002-й "ушли" в Подольск. Игорь Николаевич (Декин) отобрал три пятерки. А нам что до Ховрино, что по Подольска по времени добираться примерно одинаково. Тем более что хоккеистов сразу заселили в интернат.
К моменту переезда в Подольск имя Подколзина уже было на слуху среди специалистов по детскому хоккею. Но суперталантом вроде Андрея Свечникова, который старше Василия на год, тогда он все-таки не считался: если новичок "Каролины" почти всегда играл не со сверстниками, а с более взрослыми юниорами и выбивал космическую статистику почти на каждом турнире, то москвич всегда был одним из лучших форвардов своего поколения – но не выделялся так сильно. Очень часто случаются ситуации, когда звезды детского спорта деградируют к моменту перехода в молодежный хоккей, но в случае Подколзина все случилось иначе – он сильно добавил именно в последний "школьный" год.
– Вася – трудяга, очень упертый человек – и на льду, и в жизни, – описывает воспитанника Декин. – Да, по характеру непростой, но он из тех, кто сделал себя сам. В юниорской сборной есть играющие парни – Ярослав Лихачев, Михаил Абрамов, Даниил Гущин, но Подколзин занимает свою нишу. Сейчас мы с ним делает акцент на том, что ему не хватает тонкости. Привожу ему в пример Александра Овечкина, который топтал всех по детям, юниорам, "молодежке" – и продолжил топтать среди мужиков. Нельзя стоять на месте, а надо постоянно развиваться, ведь дальше будет тяжелее. Теперь многие партнеры и соперники будут старше него. Объясняю, что надо действовать хитрее. И Вася все впитывает.
Удивительно, но Подколзин, который успел со старшим 2000 годом рождения съездить на домашний ЮЧМ в Челябинске и пофеерить на "Глинке", пока не провел ни одного официального матча в молодежном хоккее на клубном уровне. В "Русских Витязях" в прошлом сезоне ему шанса не давали – Василий продолжал играть за школькую команду, пока многие его сверстники уже дебютировали (и иногда весьма успешно) в МХЛ или хотя бы МХЛ-Б.
СТИЛЬ
– Голы в проходе, как на "Глинке", Подколзин забивал еще в школьной команде, – продолжает Декин. – Как-то мы оборонялись "три на пять", но он все равно пролез и забил гол. Неверно называть Василия вторым Кузнецовым – манера игры совсем иная. Он чем-то похож на Валеру Ничушкина, но чуть крепче и поигровитее. Мощь и стремление безбоязненно лезть на ворота – это его фишка.
Подколзину сложно выписать ярлык "новый … (назовите любого российского топ-форварда)". Сочетание физической мощи при среднем для хоккеиста росте (185 сантиметров) напоминает Владимира Тарасенко, но Василий пока больше заточен на слаломные проходы и голы с пятачка, а не сумасшедший бросок – хотя и с последним проблем у него тоже нет.
При этом Подколзина не обвинить в индивидуализме: он не увлекается дриблингом и чувствует моменты, когда надо идти в обводку, а когда заниматься самоуправством не стоит. Как верно отмечает Декин, есть пространство для прогресса в плане тонкости игры – а в остальном к 17 годам Василий вырос в разностороннего вингера без серьезных изъянов. К тому же Подколзин имеет задатки универсального нападающего – в сборной он выходит в меньшинстве.
РЕШЕНИЕ
Вскоре после челябинского ЮЧМ стало известно, что Подколзин, ни разу не сыграв за "Витязь" даже в МХЛ, переезжает в Санкт-Петербург.
– Никогда бы не подумал, что однажды перейду в СКА, – говорит Василий. – Нас с отцом пригласили посмотреть базу "Хоккейный город", были разговоры с руководством. Я увидел, что в СКА лучшие условия для развития хоккеистов – это и сыграло важную роль в моем выборе. Понятно, что в системе клуба конкуренция выше, но тем интереснее и больше мотивации работать над собой.
Из юниорской сборной, которая играла на "Глинке", сразу несколько человек будут выступать в новом сезоне за океаном – защитники Князев и Седов, форварды Лихачев, Гущин, Зайцев и Алхимов. Но не Подколзин.
– В Северную Америку Вася категорически не хотел ехать, – объясняет отец хоккеиста. – Поступали предложения из клуба "Лондон Найтс" из лиги Онтарио. Но в Петербурге лучшие условия для развития, если парень хочет играть в России. Зная Васю, уверен, что он там не затеряется. В руководстве клуба сказали, что если что-то не получится, то его отпустят. Правда, не знаю, как это будет выглядеть (улыбается). Это было решение самого Василия. Играть-то ему, а не нам. Был вариант с Ярославлем, но многое там было непонятно.
– Весь последний год мы с Василием думали, как быть дальше, – продолжает тему перехода Декин. – Сейчас на "Глинке" он играл в звене с двумя хоккеистами "Локомотива" – Ильей Николаевым и Даниилом Гутиком. И многие ребята из Ярославля звали Васю к себе. Однажды он сказал мне: "Хочу в "Локомотив". Ответил, что никаких проблем, в конце сезона устроим. Позже ему позвонили из Питера, и родителям я порекомендовал ни от чего не отказываться, а подумать. Вася – парень простой, в Канаду не захотел. Насчет СКА сказал ему, что это система, которая может перемолоть.
БУДУЩЕЕ
Новый сезон, который начался для Подколзина так удачно, ставит для него три основные задачи – клуб, сборная и драфт НХЛ.
В какой команде системы СКА будет играть Василий, пока непонятно. Формально он не провел еще ни одного матча в МХЛ – напрашивается дебют в молодежной команде. Однако в свои 17 лет Подколзин физически крепче, чем многие российские топ-юниоры в аналогичном возрасте, – и некоторые из них в этот момент уже бились во взрослом хоккее.
– В основу ему еще рано, – считает Декин. – Мы с Васей пообщались перед отъездом в Питер, и я сказал ему, что нужно стать лидером в молодежной команде. Если в течение пары лет тебя подключат в ВХЛ или КХЛ, это уже о чем-то говорит. Здесь буксовать нельзя.
К этому сезону СКА подошел с большим числом приличных проспектов, которые претендуют на роль "лимитчиков": защитники Кныжов, Семин и Галенюк, нападающие Мальцев, Алтыбармакян, Марченко и Морозов – все в недавнем прошлом представители молодежных и юниорских сборных. Подколзин самый молодой из них – но самый перспективный. Впервые в КХЛ хоккеист такого таланта оказался в СКА, не будучи уже готовым или почти готовым игроком, а лишь начинающим свой путь среди взрослых.
Подколзин наверняка поедет на следующий юниорский чемпионат мира в качестве главной звезды и капитана сборной, но после "Глинки" он может помечтать и о большем – МЧМ. В этом году на турнир едут команды 1999 года рождения – Василий младше большинства конкурентов на пару лет. Валерия Брагина часто упрекают, что он предпочитает более возрастных хоккеистов, но от больших талантов он не отказывался и когда им было 17 – Григоренко, Василевский, Проворов, Свечников. Правда, в "молодежке" слишком много сильных вингеров: Кравцов, Денисенко, Костин, Чехович, Коваленко, Марченко – и это не считая того же Свечникова, который вряд ли приедет на МЧМ из-за "Каролины".
– Что касается молодежной сборной, таких игроков нам не хватает каждый год на МЧМ, -рассказывает Декин. – В тяжелых ситуациях он может спасти, когда игра не идет. Вася может сыграть как в большинстве, так и меньшинстве, он не будет уворачиваться от борьбы. На ЮЧМ в Челябинске он получил травму, когда бросился под шайбу.
И наконец – о драфте НХЛ-2019. Еще пару недель назад Подколзин занимал в большинстве рейтингов в лучшем случае позиции во второй десятке, иногда – в конце первого раунда. Сейчас он очевидный кандидат на пятерку с шансами на второе или третье место. Первое практически обеспечено американскому центрфорварду Джеку Хьюзу – в молодежной лиге США он идет по графику Джека Айкела и Остона Мэттьюса.
СЛАВА
После "Глинки" о Подколзине написали практически все российские спортивные издания – пройти мимо невероятных голов было невозможно.
– Не знаю, на пользу мне это пойдет или нет, – признается Подколзин. – Очень приятно, что хвалят и пишут обо мне. Я понимаю, что еще ничего еще не сделал, и пока никто в хоккейном мире. Сейчас еду в СКА, чтобы все заработать там себе имя. За счет сборной авторитет появился, но клуб – совсем другая история".
– В интернате постоянно говорили с ребятами о жизни, – говорит Декин. – Долго объяснял Васе, что всю похвалу надо пропускать мимо ушей. Через медные трубы тоже нужно пройти – и не сгореть. Василий сам понимает, что это только начало, и это еще не профессиональный хоккей.
Никто не знает, чего добьется Подколзин – никому не гарантировано звездное будущее. Но с одним поспорить нельзя: в российском хоккее появился еще один очень яркий игрок, который способен сделать наш спорт лучше и интереснее.