Пандемия коронавируса, нанесшая серьезный ущерб мировой экономике, затронула и отечественный бизнес. Но если большинство российских компаний пытается приспособиться к переменам, чтобы не потерять прибыль, а то и просто выжить, то медицинские предприятия меняют свой профиль, чтобы помочь справиться с COVID-19 и дать шанс выжить другим
Анжей Жимбиев, гендиректор компании DRD
«Разработка экспресс-теста — его можно будет использовать как в лаборатории, так и в домашних условиях — идет полным ходом. Компания планирует к концу апреля представить тест для клинических испытаний и регистрации в Росздравнадзоре. Если все пройдет успешно, в мае мы сможем запустить тесты в производство и выпускать их в количестве 100 тыс. в месяц».
Медицинских стартапов, сменивших фокус деятельности в период пандемии, в России становится все больше. Правда, для многих из них ключевыми проблемами остаются поиск финансирования и необходимость соблюдать длительные регистрационные процедуры. Насколько крупные инвестиции им нужны и какие меры могли бы способствовать оперативному запуску их новых проектов?
Вклад в биобанк
Компания «Национальный БиоСервис», которая до пандемии занималась исследованиями в области онкологии, также готова перестроить работу и предоставлять разработчикам тестов собственный биобанк. «В наших планах — создать стандартизированный набор образцов биоматериала для оценки эффективности тестов на коронавирус», — рассказывает директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис» Олег Гранстрем. Есть два вида тестов, уточняет он: один, ПЦР, основан на прямом обнаружении РНК вируса, а другой базируется на поиске антител к вирусу.
Чтобы разработать тесты на основе ПЦР (тест использует полимеразную цепную реакцию), достаточно иметь синтетические копии определенных последовательностей вирусной РНК, и они известны. ПЦР-тесты уже давно существуют в России, с их помощью в течение нескольких часов можно определить, есть ли вирус в организме человека. Однако этот метод не позволяет диагностировать коронавирус у людей, которые им уже переболели, получив у врачей ошибочный диагноз или вовсе не обращаясь в поликлинику.
Данные таких пациентов очень важны для получения вакцины от вируса.
Олег Гранстрем, директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис»
«Вакцина к коронавирусу может появиться через 10–12 месяцев, но, чтобы понять, насколько устойчив иммунитет после ее применения, необходимо проводить мониторинг иммунного ответа организма в различных возрастных группах. Сохранится ли у человека иммунитет на всю жизнь или надо будет проводить ревакцинацию каждый год, как делается с вакциной против гриппа?»
Чтобы разработать и зарегистрировать тесты на антитела, нужны стандартные панели образцов от реальных пациентов, переболевших коронавирусом.
Таких панелей пока нет, и разработать их непросто. Как ни парадоксально, но одна из проблем — недостаточный уровень информированности медработников, сетует Гранстрем: «Далеко не всем из них понятно, для чего ведется эта работа. Биобанкирование (процесс сбора, обработки и анализа биологических материалов, необходимых для научно-исследовательской деятельности. — РБК) часто вызывает настороженность, особенно в регионах. А биоматериал пациентов, которые переболели и выздоровели, и собрать сложно».
Компания надеется на возможность сотрудничества с центрами Роспотребнадзора, которые ведут массовый скрининг граждан, желающих провериться на вирус. «Сейчас важно наладить сотрудничество с медицинскими организациями, чтобы беспрепятственно получать материал от выздоровевших пациентов», — говорит Гранстрем. «Национальный БиоСервис» также готов предложить клеточные и тканевые модельные системы для изучения биологии вируса и оценки эффективности и безопасности разрабатываемых лекарств от него.
ИИ видит вас насквозь
До недавнего времени компания «Интеллоджик», разработчик платформы Botkin.AI (платформа позволяет выявлять патологии благодаря анализу медицинских изображений с помощью технологий искусственного интеллекта), фокусировалась на анализе онкологических заболеваний, прежде всего на раке легкого и раке молочной железы. В 2019 году «Интеллоджик» опубликовал несколько научных работ по анализу пневмонии, даже не подозревая, что это направление в медицине вскоре станет не менее востребованным, чем онкология. В течение февраля-марта 2020 года компания занималась внедрением в платформу нового функционала — ИИ-анализа рентгенограмм для поиска признаков поражения легких при пневмониях, в том числе специфических, вызываемых коронавирусом.
«Сейчас нагрузка на врачей-рентгенологов сильно возросла: анализ рентгеновских снимков и компьютерной томографии грудной клетки ведется круглосуточно, — говорит гендиректор компании «Интеллоджик» Сергей Сорокин. — Если использовать платформу, можно значительно сократить рабочее время врачей. Искусственный интеллект анализирует медицинские изображения и отмечает подозрительные участки уплотнения легочной паренхимы. Таким образом, рентгенологи получают для просмотра уже предварительно обработанные данные и могут начинать анализировать снимки, на которых ИИ отметил аномалии». Использование системы дает возможность не только провести объективную оценку рентгенограмм, но и сократить число пропущенных значимых патологий, отмечает Сорокин. По его словам, платформа Botkin.AI может оказаться востребованной и в будущем, так как позволяет быстро обновлять математические модели для анализа новых видов вирусов. Система Botkin.AI с функционалом анализа пневмонии уже запущена в качестве пилотного проекта в нескольких регионах. Но для ее масштабирования на всю Россию необходимо ускорить рассмотрение регистрационного досье в Росздравнадзоре и получить финансирование.
Сергей Сорокин, гендиректор компании «Интеллоджик»
«Новый продукт для первых регионов мы начали внедрять бесплатно. Однако, чтобы распространить его по всей стране, собственных ресурсов, конечно, не хватит, и сейчас мы обсуждаем с институтами развития (РВК и «Сколково») возможные варианты получения инвестиций».
Впрочем, деньги, возможно, понадобятся не только на ИИ-систему по выявлению пневмонии, но и для запуска еще одного проекта компании. «У нас есть прототип продукта, предназначенного для использования технологий ИИ при организации удаленного описания медицинских изображений врачами-рентгенологами, — делится Сорокин. — В период пандемии организация дистанционной работы врачей очень актуальна, поэтому мы хотели бы активизировать и это направление».
В помощь фармацевтам
«Запуская исследования по коронавирусу, фармацевтические и биотехнологические компании при выборе провайдера решений учитывают два момента — возможность стартовать быстро (вместо обычных трех месяцев полтора) и обеспечить сохранность и полноту данных», — говорит Дмитрий Шаров, основатель компании Data Matrix, которая с 2009 года разрабатывает программные продукты для клинических исследований.
Облачная платформа Data Matrix позволяет собирать и обрабатывать данные, полученные в ходе клинических исследований медпрепаратов.
Дмитрий Шаров, основатель компании Data Matrix
«Мы готовы бесплатно предоставлять нашу платформу для клинических исследований по коронавирусу, но на доработку решения требуется около 200 млн руб. (ПО приходится заново настраивать перед началом каждого исследования, чтобы учесть его особенности. — РБК). Тогда компания будет готова запустить проект уже в конце апреля».
Половину суммы Data Matrix инвестирует в проект из собственных средств, а оставшиеся 100 млн руб. надеется получить от правительства. «В нынешних условиях ряд компаний инициировал исследования по COVID-19, то есть круг наших потенциальных клиентов значительно расширился, и мы могли бы внести посильный вклад в общее дело», — отмечает Шаров.
Включиться в борьбу с коронавирусом готов еще один резидент «Сколково» — компания «Тион», которая разрабатывает и производит системы по дезинфекции воздуха в помещениях. «Спрос на нашу продукцию ежегодно возрастает в сезон заболеваний ОРВИ, а во время пандемии ценность чистого воздуха выросла в разы, — говорит Мирослав Поточны, гендиректор ГК «Тион». — Мы уже начали расширять команду на производстве, чтобы перейти на круглосуточный режим работы. Если увеличить наши производственные мощности в два раза, мы сможем выпускать до 10 тыс. обеззараживателей в месяц».
По его подсчетам, на это нужно 250 млн руб. Еще 30 млн требуется на разработку нового оборудования. Впрочем, получить деньги — лишь полдела. Необходимо также внедрить ускоренную процедуру регистрации аппаратов для обеззараживания воздуха и упростить процедуру доставки некоторых комплектующих из Китая, отмечает Поточны.
Без паники
Вспышка коронавируса заставила скорректировать работу не только медицинских стартапов, но и компаний, которые не имеют прямого отношения к сфере здравоохранения. Оказавшись в самоизоляции или на карантине, люди начинают посвящать больше времени своему физическому и психическому состоянию. По данным маркетинговой компании App Annie, в США за время эпидемии количество часов, проведенных в приложениях для фитнеса и медитаций, выросло на 30%.
«В последние несколько месяцев у нас выросла доля обращений, связанных с тревогой и страхами, — рассказывает Антон Кушнер, основатель сервиса «Понимаю», который помогает сотрудникам компаний получать онлайн-консультации разных специалистов, преимущественно психологов. — Если раньше запросов на консультации в связи с паникой и фобиями поступало одно-два в месяц, то сейчас одно-два в неделю. Разговор с психологом люди начинают со слов: «Не знаю, что делать. Не могу успокоиться», «Ничего хорошего я уже не жду». Либо передают свое состояние через описание состояния других людей или ситуации в целом: «Все какие-то неадекватные стали», «Сейчас такая нездоровая атмосфера вокруг», «Ну вы знаете, какое у нас общество».
Несмотря на кризис, компании продолжают подключаться к сервису: по словам Кушнера, в феврале-марте у его компании появилось шесть новых корпоративных клиентов (среди них — «Рамблер» и PwC), в сумме купивших подписку для более 5 тыс. сотрудников.
Антон Кушнер, основатель сервиса «Понимаю»
«В ситуации повышенного стресса работодатели начали чаще заказывать информационно-просветительские мероприятия для поддержки своих подчиненных. В них участвуют врачиммунолог и психологи. Первый рассказывает о том, что такое коронавирус, в каких случаях заболевание имеет тяжелую форму, какие профилактические меры существуют. Вторые читают лекции на тему «Как не сойти с ума, находясь в самоизоляции» и «Как повысить личную эффективность, работая в удаленном режиме».
До пандемии сервис проводил такие мероприятия очно и не чаще одного раза в квартал, чтобы поощрять сотрудников обращаться за индивидуальными консультациями. Сейчас они приобрели форму вебинаров, которые проходят два-три раза в неделю, и не для одного клиента, а сразу для нескольких. Таким образом, стартап пытается оптимизировать работу консультантов. «Сейчас с нами сотрудничает один врач-иммунолог, но, если спрос на его консультации будет расти, мы, возможно, увеличим число таких специалистов до четырех-пяти, — говорит Кушнер. — Иммунологи и вирусологи сейчас нарасхват, но мы уже ведем переговоры с несколькими из них».
Михаил Федотов, директор дочерних фондов РВК
«Для ряда биомедицинских компаний существенной помощью могло бы стать включение их продукции и услуг в систему ОМС. Положительный эффект могли бы оказать и такие меры, как снижение затрат на обеспечение участия в конкурсах на госзаказы, увеличение доли продукции инновационных компаний в госзакупках, возобновление остановленных конкурсных процедур и исполнения контрактов, в случае если в них участвовали технологичные компании».