На днях мэр Собянин согласовал проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1). Поезда по новому маршруту будут бегать быстрее «Сапсанов» почти в два раза.
Общая протяжённость трассы составит 679 км. По данным mos. ru, из них в пределах Москвы пройдёт 43 км с четырьмя остановками: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Крюково. Строительство планируется совместить с реконструкцией остановочных пунктов и модернизацией путевого хозяйства Октябрьской железной дороги в рамках создания МЦД-3. Трасса пройдёт в едином транспортном коридоре Октябрьской железной дороги.
В Петербурге составы будут приходить не на Московский вокзал, а на прилегающую к нему территорию Кокоревских складов. Дорога будет занимать 2 часа 15 минут (без учёта остановок). Сообщение на этом маршруте планируется оживлённое. Предполагается, что каждый день будут задействованы 42 пары поездов. Свободные в расписании окна отдадут пригородным составам.
Кстати, будущая магистраль будет популярна не только для поездок в Питер. Она проходит через Великий Новгород (местные власти ждут увеличения туристического потока и интереса со стороны бизнес-сообщества) и при этом огибает особо охраняемые территории (национальные парки «Завидово» и «Валдайский», а также заказник «Лисинский»). Чтобы минимизировать вред для диких животных, под железнодорожным полотном сделают многочисленные экодуки. Шум от поездов будет нивелирован с помощью экранов, а безопасность движения обеспечит использование современных технологий укладки рельсов и шпал. В частности, тут собираются применить монолитную конструкцию из железобетона, которая надёжно зафиксирует колею. Это позволит поездам безопасно разгоняться до 400 км/ч (крейсерская скорость планируется 360 км/ч).
Ждать ещё 6 лет
В РЖД говорят, что новая магистраль будет готова в конце 2027 г.: «Предварительные подсчёты показывают, что уже на третий год полноценной работы — в 2030 г. — пассажиропоток быстрых поездов между Питером и Москвой достигнет 23,3 млн человек в год». По словам замглавы РЖД Олега Тони, при реализации этого проекта нужно учитывать такие риски, как возможные дефицит трудовой силы и удорожание материалов. Так что запуск скоростных составов между двумя мегаполисами может состояться позднее намеченного срока (а его уже сдвигали несколько раз).
Эксперты уверены, что эта железная дорога — главный конкурент авиарейсов. В зоне влияния будущей ВСМ проживают 30 млн человек, это 20% всего населения страны. И быстрый безопасный транспорт нужен не только бизнесменам, но и туристам.
По словам руководителя проекта «Немецкая инициатива по высокоскоростным железнодорожным магистралям в России» Евгения Макарова, у «Сапсанов» уже сейчас больше клиентов, чем на том же направлении у авиаперевозчиков, а когда заработает ВСЖМ-1, 90% пассажиров предпочтут ж/д путь воздушному. Европейский опыт это подтверждает: например, после запуска быстрых поездов между Франкфуртом и Кёльном авиасообщение между этими городами практически сошло на нет.
Как и любой крупный проект, стройка новой железнодорожной магистрали не обойдётся без изъятия земель. Ведь проложить маршрут в 700 км так, чтобы ничьи интересы не были затронуты, невозможно. Например, в Тверской и Новгородской областях под изъятие попадают земельные участки в некоторых населённых пунктах и садовых товариществах.