«Россия – сложный партнёр, но она не враг Европы», – лидер правоконсервативного баварского ХСС Маркус Зёдер, прежде жёстко соперничавший с Меркель, теперь защищает её внешнеполитическое наследие. При антироссийской вакханалии в Европе, и в первую очередь в Германии, которую принесли трансатлантические партнёры, баварский политик – один из немногих, способных, как Меркель, не только видеть немецкие интересы, но и публично выражать и отстаивать их.
Германия, где многие политики и СМИ беснуются, требуя «остановить Россию» и «не допустить захвата Украины», – фактически сама жертва противостояния. Ведь именно «Северный поток – 2» должен был не только энергетически обеспечить страну, но и укрепить её положение в ЕС. Новые европейские нормативы не допустили, чтобы Германия, уже давно «экономический великан Европы», стала уже на данный момент ещё и «газовым великаном». «СП-2» явно отвечает стратегическим, долгосрочным немецким интересам. И тут ещё точка не поставлена.
Не следует думать, что в стране не осталось политиков и экспертов, не видящих опасности конфронтационного курса, в который под диктат США втягивает ФРГ её трансатлантическое лобби. Однако их голоса тонут в хоре сторонников так называемой политики принципов. На недавних «дебатах по Украине» в бундестаге все партии, кроме Левой и АдГ, обвинили Россию в эскалации напряжённости. В ХДС, где после ухода Меркель у власти её давний соперник Фридрих Мерц, верх взяли атлантические силы. Они упрекают Шольца в недостатке решимости, стоят за поставки оружия Украине. Правда, в вопросе отключения России от SWIFT Мерц не в силах отрицать реалии: «Это будет атомная бомба для рынков капитала, товаров, услуг». Однако анонсированная им на днях «новая внешняя политика» ХДС по отношению к России порывает с прагматичной традицией Меркель.
Коллективное письмо «экспертов-восточноевропеистов» (в основном украинистов) к правительству с требованием ужесточить курс по отношению к РФ получило благодаря СМИ широкий резонанс. А дружественные России эксперты смогли опубликовать свой ответ лишь на сайте потсдамского института «Вельттренд» и в одной из российских газет. Среди немецких газет смельчаков не нашлось.
Нынешний курс Германии не только определён трансатлантическим партнёрством, он – следствие и внутриполитического расклада. Новый канцлер Олаф Шольц – политик-реалист, не враждебен России. Однако ни в мире, ни даже внутри партии он не обладает тем политическим весом, который позволял Меркель отстаивать германские интересы даже в тесных рамках европейского и атлантического партнёрства и вопреки убеждениям многих однопартийцев. Внутри СДПГ растёт давление на Шольца, чтобы включить «СП-2» в пакет возможных санкций против России.
Вторая партия коалиции, Зелёные, засиделась в оппозиции после первого опыта «красно-зелёного» правительства. Второй раз она ворвалась во власть верхом на климатической повестке – страшилке, изобретённой для европейцев в условиях, когда остальное было в порядке. Реалии нарастающего противостояния в Европе наверняка нарушат привычный комфорт, отодвинут и амбициозные климатические цели. А во всём остальном эта партия, по сути, несостоятельна и должна вырабатывать позиции с учётом обстановки. Она без малого двадцать лет была в оппозиции именно потому, что показывала себя неготовой для серьёзной государственной ответственности. «Зелёный» (прежний) глава МИД Йошка Фишер навсегда отсёк от партии её пацифистское крыло и превратил Зелёных в партию войны. Ведь он не просто поддержал антисербскую истерию конца 90-х, но и, следуя американским призывам «взять больше ответственности», продавил участие ФРГ в натовских бомбёжках Сербии. Если Бербок (второй «зелёный» политик на этом посту) одарит Германию новой конфронтацией, теперь с Россией, её опять может ждать участь оппозиционной на следующие двадцать лет. Пока Анналена Бербок, похоже, осознаёт это, отказываясь поддерживать поставки оружия Украине. Очевидно, что будущее правительства зависит от того, сможет ли оно реализовывать конструктивный и отвечающий немецким интересам курс по отношению к России.