Ространснадзор предложил Минтрансу ужесточить правила допуска зарубежных авиакомпаний в Россию. В службе по надзору в сфере транспорта считают необходимым по аналогии с другими странами ввести в РФ программу оценки безопасности перевозчиков и допускать их к полётам только после её прохождения. Инициативу её авторы объяснили защитой интересов отечественных авиакомпаний, усилением надзора за иностранцами и снижением количества инцидентов. При этом ряд отраслевых экспертов идею поддержал, а вот другие предупредили, что её реализация может усилить дефицит международных рейсов.
Письмо с инициативой ужесточить правила допуска иностранных авиакомпаний к полётам в РФ руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин в начале декабря направил замминистра транспорта Игорю Чалику, который в ведомстве курирует авиацию. Документ есть в распоряжении "Известий", его подлинность подтвердил источник редакции в службе по надзору в сфере транспорта.
В Ространснадзоре считают необходимым ввести в РФ программу оценки безопасности полётов зарубежных авиаперевозчиков по аналогии с другими странами. Прежде чем получить допуск к рейсам в РФ, они должны пройти аудит и получить одобрение, подтверждающее их соответствие требованиям. Без него выполнять рейсы в РФ и пролёты через российское воздушное пространство иностранным авиакомпаниям нужно запретить, следует из документа.
Сейчас они работают в РФ лишь на основании межправительственных договоров о воздушном сообщении и поданных планов полётов.
Служба разработала и направила в Минтранс проекты федерального закона и постановления правительства с поправками в нормативно-правовые акты, в том числе в Воздушный кодекс, а также порядок выдачи иностранным эксплуатантам одобрений, их ограничения и аннулирования.
Цель поправок - контроль за деятельностью зарубежных перевозчиков, предупреждение и снижение количества авиационных инцидентов, следует из пояснительной записки (весь пакет документов имеется в распоряжении "Известий"). В Ространснадзоре порекомендовали "Известиям" обратиться с запросом в Минтранс, от ведомства на момент публикации комментариев не поступило.
СИММЕТРИЧНЫЙ НАДЗОР
Механизм оценки безопасности зарубежных перевозчиков действует сегодня в ЕС, Великобритании, США, Китае, Израиле, ОАЭ, Монголии и других странах. Авиационные администрации этих стран устанавливают для авиакомпаний из России более жёсткие правила допуска к выполнению международных рейсов, чем те, что действуют для иностранных перевозчиков при полётах в РФ, указали в Ространснадзоре.
Так, Европа ужесточила правила допуска зарубежных компаний к полётам на свою территорию ещё около десяти лет назад. Еврокомиссия и Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) разработали и ввели программу оценки перевозчиков из третьих стран (ТСО) и сертификаты безопасности, без которых выполнять полёты в ЕС запрещено.
В ходе оценки EASA проверяет те же аспекты, что и национальные авиационные власти при выдаче компаниям сертификата эксплуатанта: его ключевые подразделения, отвечающие за организацию работы, поддержание лётной годности самолётов, управление безопасностью полётов, функционирование системы управления качеством и наземное обслуживание, указал Ространснадзор.
По состоянию на ноябрь EASA выданы разрешения на полёты в ЕС 690 авиакомпаниям мира. Российских перевозчиков среди них нет - в апреле их сертификаты аннулировали, так как наши компании были включены в чёрный список по безопасности. В нём также числятся перевозчики из Афганистана, Анголы, Армении, Конго, Киргизии, Ливии, Непала, Пакистана, Судана, Зимбабве. В Еврокомиссии объяснили своё решение серьёзными опасениями из-за перерегистрации иностранных самолётов в российский реестр. Росавиация тогда анонсировала ответные меры в отношении европейских авиакомпаний, но они так и не были приняты.
После взаимного открытия неба российские авиакомпании сразу не смогут возобновить полёты в Европу - им нужно будет снова пройти оценку безопасности и получить сертификаты, предупредили в Ространснадзоре.
При этом европейским перевозчикам ничто не помешает сразу запустить рейсы в РФ, так как у нас отсутствует симметричный механизм подобной оценки.
Необходимость его создания в РФ Виктор Басаргин объяснил защитой интересов отечественных авиакомпаний и созданием возможности введения Россией ответных санкций на запреты и ограничения со стороны иностранных государств по не связанным с безопасностью полётов мотивам.
Выйти из чёрного списка нашим авиакомпаниям будет непросто, сказал "Известиям" аккредитованный аудитор международной программы оценки безопасности перевозчиков в деловой авиации Сергей Потапов. По его словам, это произойдёт при условии проведения со стороны ЕС аудита сначала российских авиавластей - чтобы убедиться, соблюдают ли они правила Международной организации гражданской авиации (ICAO) и требуют ли того же от российских авиакомпаний. Уже после этого будет проводиться оценка самих перевозчиков.
НОВЫЙ ПОРЯДОК
Глава Ространснадзора предложил Минтрансу наделить службу полномочиями по проведению оценки безопасности иностранных авиакомпаний и выдаче им одобрений. Это не потребует дополнительного увеличения численности персонала и финансирования в рамках реализации аутсорсинговой концепции, пояснил Виктор Басаргин. Ространснадзор обладает опытом осуществления контрольных и профилактических мероприятий как российских, так и иностранных перевозчиков. Он инспектирует у них самолёты в аэропортах РФ в рамках постоянного рейда, сказано в пояснительной записке.
Согласно предложенному Ространснадзором порядку, иностранный перевозчик не менее чем за месяц до начала полётов с использованием воздушного пространства РФ должен обратиться за одобрением. Оно выдаётся сроком на два года на каждый самолёт (в Европе сертификаты - бессрочные). Также компания должна предоставить РФ необходимую для проведения оценки её безопасности информацию.
В ходе дистанционной, а при необходимости выездной инспекции выясняется, соблюдает ли она стандарты из приложений к Конвенции о международной гражданской авиации, имеет ли действующий сертификат. Проверка также включает оценку надзора, осуществляемого государством иностранного эксплуатанта, эффективность и корректность устранения нарушений. За проведение оценки предусмотрено взимание платы. В ЕС, например, если безопасность авиакомпании не вызывает вопросов у EASA, то она получает сертификат бесплатно. В противном случае нужно заплатить €10-19 тыс. за технические встречи и выездные инспекции перевозчика плюс транспортные расходы аудиторов, рассказал Сергей Потапов.
После получения одобрения работа зарубежной авиакомпании будет подлежать непрерывному мониторингу: каждый месяц она должна направлять информацию о произошедших инцидентах, показатели безопасности, отчёты об инспекциях и сведения об изменении в деятельности и руководящих документах.
Выданное перевозчику одобрение может быть ограничено или аннулировано: в случае, если он не соблюдает сроки устранения нарушений, указанных в инспекторских предписаниях, а также при выявлении несоответствий, приостановления, ограничения или аннулирования сертификата выдавшим его государством. Ещё один повод для ограничения - если страна эксплуатанта не в состоянии контролировать его, следует из проекта порядка.