Прогрессивные спикеры с ужасом предрекают России будущее «православного Ирана» и намекают на необходимость демонтажа православия как главного ингибитора прогресса. При этом обстоятельства Крещения Руси и личность человека, совершившего это апостольское деяние, для обывателя представлены лишь в варианте сусального Лукоморья. «Веселие Руси есть питие» – вот и всё, что «массовый зритель» знает о Владимире Красное Солнышко. В современном сознании исторического и хоть сколько-то приближенного к реальному образу князя Владимира не существует. Потому авторы фильма видят свою задачу в том, чтобы снова превратить былинного героя в реального исторического деятеля, занимающего в европейской истории место, равное, а может быть, и большее, чем Вильгельм Завоеватель, Теодорих, Карл Мартелл или Ричард Львиное Сердце.
Стратегический выбор
11 декабря 2015 года в Смоленской Православной духовной семинарии состоялись презентация исторического научно-популярного фильма «Князь» и встреча с автором фильма. Мероприятие состоялось по благословению митрополита Смоленского и Рославльского Исидора в рамках празднования 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. 22 декабря фильм показали на телеканале «Культура», а сейчас в Интернете он уже набрал 4 тыс. просмотров. Одной из важнейших задач фильма о князе Владимире является историческая контекстность этой фигуры. Он жил в эпоху начавшегося угасания Византии, в эпоху становления европейской цивилизации и начала экспансии мусульманского мира. Но он жив и сейчас, потому что это – неизменённый набор нравственных правил и принципов государственного управления. Как государственный деятель князь Владимир сформировался на пути «из варяг в греки» – это главная экономическая артерия Древней Руси. Оценив по достоинству потенциальные богатства этой территории, он сумел её сохранить и приумножить, подарив живущим на этих землях народам религию, идеологию и систему геополитических предпочтений. Князь не устраивал великих потрясений, модернизационных реформ, не подкупал популистскими акциями и не «кошмарил» свой народ. И, как никакой другой персонаж русской истории, он соответствует системе вызовов современной российской государственности. Подробно описав геополитическую обстановку, в которой оказалась Древняя Русь в X веке, фильм наглядно показывает, насколько нынешняя ситуация практически зеркально воспроизводит события 1000-летней давности. Фильм «Князь» рассказывает о зарождении российской государственности и одновременно о рождении нового человека.
Пережив в юном возрасте нашествие печенегов на Киев, услышав об отказе отца от северных земель и совершив путешествие по знаменитому торговому пути, княжич отказывается от варяжской модели правления (бесперебойная война, экспансия, агрессивный бизнес) и выбирает новую стратегию: объединяет племена, укрепляет границы, создаёт государственные институты. Вместе с этим он переживает духовное перерождение. Словно апостол Павел, он, яростный гонитель христиан, прозревает в купели Херсонеса. Словно Понтий Пилат, мучительно ищущий ответ на вопрос «что есть истина?», видит откровение в картине Страшного Суда, показанной ему греческим философом. В светском прочтении Владимира можно назвать русским Гамлетом (с датским принцем они родственники по линии Рюрика), в житийном – апостолом. Но в этой истории перерождается не один конкретный человек –в Днепр и Волхов вошли племена, а вышел –народ, принявший светоч веры и наделённый великой миссией.
Реформатор безпсихоза
Показательно, что имя князя хорошо известно во всём тогдашнем мире: оно упоминается и в немецком эпосе, и в скандинавских сагах, и даже в сочинениях арабских и персидских авторов. На монетах, чеканенных в последние годы его жизни, Владимир изображён во всём подобным императору, в частности с нимбом. Западные источники именуют его «королём» –титул, уступающий лишь императорскому.
Владимир –это тип реформатора без жертв, без аномалий и психоза. Вначале он меняется сам и лишь затем приводит людей к Днепру. Он избавил русский народ от идолопоклонства –и напоминает нам о необходимости избавиться от него и сегодня. При нём Христова правда была принесена на нашу землю. Он оставил нам наше главное сокровище –православную веру и возможность выбора. Он отец новой нравственности, новой философии бытия. Высшее предназначение русского народа как истинно православного –ненасильственное примирение всех народов в правой вере, причём с сохранением духовного своеобразия, языка каждого народа. «…Назначение и роль эта не похожи на таковые же у других народов, ибо там каждая народная личность живёт единственно для себя и в себя, а мы начнём теперь, когда пришло время, именно с того, что станем всем слугами, для всеобщего примирения. И это вовсе не позорно, напротив –в этом величие наше…» (Ф.М. Достоевский. «Дневник писателя»).