Платья-бюстье, открывающие плечи, юбки-солнце, массивные серьги, высокие каблуки — образ тридцатилетней Варвары Визбор возвращает нас в 1950‑е, самое женственное десятилетие ХХ века. Но при этом выглядит она современно благодаря платиновому коку и выбритым вискам. Такого яркого романа с модой на нашей эстраде не случалось уже давно.
Собственно, с прически все и началось. «У меня было обычное русое каре чуть выше плеч. Но я чувствовала, что в жизни наступает новый этап, и хотелось другого образа, более агрессивного, молодого и в то же время легкого в обращении. А с такой стрижкой нет проблем: хочешь, ходи с распущенными, хочешь, собери пучок на макушке или косу заплети — ничего не торчит. Вообще, я впервые пришла в парикмахерскую, точно зная, чего хочу».
А вскоре после этого девушка с дерзким коком триумфально провалилась в шоу Первого канала «Голос»: на слепом прослушивании к ней не повернулся ни один из членов жюри, зато зрители устроили овацию сначала в зале, а затем в соцсетях.
С тех пор ее карьера идет только вверх. В сентябре Варвара выпустила первый именной альбом «Варежка», а в ноябре презентует его сразу на двух концертах — в ЦДХ и на недавно открывшейся камерной площадке в «Крокус Сити» Vegas City Hall. Варварино выступление, по сути, откроет новый зал. «Советский мультик про девочку и собачку меня добил, — смеется Варвара, объясняя название альбома. — К тому же варежка перекликается с моим именем и ассоциируется с чем-то личным, интимным. И альбом как раз такой — о любви, дружбе, верности и утрате».
Большая часть песен на альбоме — перепетые хиты 1960–1970-х. Но есть и песни на стихи молодых авторов. Девушка обещает, что со временем их будет еще больше. «Артист на сцене — проводник, посланник поэтов, которые сегодня не могут донести свои стихи до широкого зрителя, — считает Варвара. — Поэтому я стараюсь не только возвращать забытое старое, но и открывать новое. Я уже нашла в соцсетях несколько обалденных авторов, скоро буду записывать песни. Я люблю, когда поэт не проговаривает все в лоб, а рассказывает сначала про какую-нибудь морковь и лишь в конце понятно, что стихотворение о чем-то важном».
А вот аранжировки для песен Визбор делает подчеркнуто современные — с элементами джаза, фанка, фолка, r’n’b, вдохновленные ранним творчеством Radiohead, Эрики Баду, Шаде, Тупака Шакура или «Чижа и Ко». «Мне нравится, как все эти музыканты звучали на заре карьеры, пока еще не стали богатыми и сытыми, они такое вытворяли! — смеется Варвара. — Когда записывала альбом, себя подстегивала: если они так могли, то и у меня получится».
«Варвару не пропустишь — она светится изнутри, — бессменный продюсер Александра Розенбаума Белла Купсина в восторге от молодой исполнительницы. — Таких певиц у нас нет. Она современная, но при этом производит впечатление хорошо воспитанной, начитанной и выросшей на качественной музыке артистки. Она возвращает слушателя к базовым человеческим ценностям, что по нынешним временам редкость».
Ее дедушка, Юрий Визбор — журналист, актер, альпинист, летчик, покоритель вершин и женских сердец, душа компании, но прежде всего бард — был певцом поколения беби-бумеров, которые росли на военных маршах, а хотели песен о самих себе, молодых и веселых. Замахивается ли внучка так высоко? Ведь в музыкальных кругах сегодня говорят, что новые Земфиры не появляются потому, что телевидению неинтересно вкладываться в трудных самородков, а коммерческие проекты окупаются быстрее. Но Варвара не согласна. «Голос поколения уже есть — это рэпер Ноггано, он же Баста. Ноггано вообще современный Виктор Цой. У M.O.T есть песня про любовь, где он с девочками в машине целуется. У клипа тридцать миллионов просмотров. Не в каждой стране столько жителей наберется».
Хип-хоп — самое молодое, модное и доступное, что есть сейчас, считает Варвара. Там не нужно ни музыкального образования, ни бюджета, чтобы раскрутиться. Достаточно интернета. И развитие акустической техники сильно повлияло на индустрию — теперь совсем простой музыкой можно прокачать огромный зал. «Но девушки с гитарой или с микрофоном и квартетом музыкантов вроде меня никуда не денутся, это вечная история».
Она и сама дружит с красноярским рэпером Леваном Горозией, выступающим под ником L’One. Записала с ним песню «Якутяночка»: в 1960-е она звучала из каждого окна — и тут же стала безумно популярна среди школьниц. «Клип мы снимали на Севере, в адский мороз, и я до сих пор вдохновляюсь тем, как Леван работал — без еды, без сна. Он называет этот режим «терминатор».
Еще одна ролевая модель Вари — героиня «Карточного домика» Клэр Андервуд, которую играет холодная блондинка Робин Райт. «Это эталон всего: женственности, достоинства, интеллекта. У нее аристократическая холка — такую просто так не скопируешь, но есть повод хотя бы не горбиться».
Музыкой Варвара занималась с детства, пела в хоре, делала с братом кавер-версии любимых песен, потом, окончив Щукинское училище, играла в детских музыкальных спектаклях в «Школе современной пьесы» и «Театриуме на Серпуховке». А параллельно пробовала себя как певица. На вечере памяти дедушки ее заметил контрабасист, участник «Оркестра креольского танго» Сергей Хутас, в дуэте с которым она несколько лет выступала в джазовых клубах.
Теперь девушка поет с собственной группой. И гордится своей независимостью, в том числе и от продюсеров: «Когда ты любишь то, что делаешь, так, что готов делать это бесплатно, а сейчас наконец-то начал что-то своим творчеством зарабатывать, то уже не согласишься на семилетний контракт, где прописано, что тебе петь и когда чистить зубы». На запись «Варежки» накопили, выступая на корпоративах, приглашений на которые после провала на Первом канале оказалось в избытке.
Сейчас ее главная цель — собрать не малый, а большой зал «Крокус Сити Холла»: «Там уютно, лучший звук в городе и шесть тысяч мест. Такие залы, как «Крокус», это признак качества, стабильности, большого артиста. К тому же у меня ведь музыка не для ног, а для ушей. Хотя в будущем я надеюсь попробовать себя и в других жанрах, меня дико интересуют рок, электроника, dance».
Она и со своим образом хочет играть, так же как с музыкальными стилями. Сшить фрак, купить платье с русалочьим шлейфом или носить мужские пиджаки с широкими плечами, свободные белые рубашки и брюки с высокой талией, как Джейн Фонда в фильме 1980-х годов «На следующее утро». Но непререкаемым, отлитым в бронзе эталоном остается Людмила Гурченко времен «Карнавальной ночи». «Ее платья с тонкой талией и пышной юбкой — это абсолютный образ женственности, которой нам в обычной жизни сейчас очень не хватает, — говорит Варвара, которая пришла на интервью в прямом черном пальто, рэперской шапке, водолазке и тимберлендах. — Вот и хочется хотя бы на сцене выглядеть нежно».
Вне сцены она — трепетная жена, любительница уединенных прогулок в парках и умных книжек вроде Павича и Кастанеды. Она спокойная, мягкая, задумчивая и благодаря этому тоже выпадает из когорты брызжущих энергией восходящих поп-звезд. Если бы Татьяна Ларина жила сегодня, она была бы такой.