В России предложили радикально пересмотреть подход к питанию в ресторанах и кафе — в частности, бороться с пищевым расточительством. Например, предоставить посетителям право самостоятельно выбирать объем порции — повышенный, стандартный или пониженный, а также информировать гостей о рекомендациях по рациональному размеру порции для людей разного веса. С такой инициативой в Роспотребнадзор обратился Союз потребителей, с документом ознакомились «Известия». Авторы предложения считают, что мера позволит сократить пищевые отходы. Консультативный совет по защите прав потребителей под председательством главы Роспотребнадзора Анны Поповой отметил актуальность такого подхода и попросил союз представить конкретные предложения. Похожие меры сегодня действуют в Китае: там был принят закон по борьбе с расточительством в ресторанах. Он предусматривает, что граждане, которые не съедят свое блюдо, оплатят переработку этих отходов.
Пищевое расточительство
Союз потребителей предложил бороться с пищевым расточительством в кафе и ресторанах, а также на официальных деловых мероприятиях. Речь о лишних отходах, которые образуются, если гости не доели заказанные блюда. По мнению авторов инициативы, на практике можно предоставить посетителям заведений право самостоятельно выбирать объем порции. Например, дать возможность заказать условно нормальную порцию, которая соответствует рекомендациям для среднего потребителя, а также пониженную или повышенную. Сейчас такой подход принят на предприятиях фастфуда. Об этом сказано в письме председателя Союза потребителей РФ Петра Шелища в Роспотребнадзор от 22 июня. «Известия» ознакомились с документом.
В беседе с «Известиями» Петр Шелищ добавил, что регулировать объем порции можно и иначе, предлагая гостям заказать половину порции, три четверти либо целое блюдо. Также Союз потребителей предложил сформировать рекомендации по рациональному объему порций для людей разного веса, что может сделать Роспотребнадзор. Более того, сократить пищевые отходы позволит более умеренная оценка потребностей в пище участников официальных мероприятий, сказано в письме в Роспотребнадзор.
В обращении Союз потребителей напомнил, что в конце апреля Китай принял закон о мерах по сокращению пищевого расточительства. Документ предусмотрел санкции к ресторанам за навязывание посетителям избыточно больших порций, а также крупные штрафы для них и торговых компаний за генерацию повышенного объема пищевых отходов. Но одновременно с этим людям дали право заказывать в общепите блюдо в том объеме, который они могут съесть за раз. Поэтому китайским организациям рекомендуют включать в меню советы по рациональному объему порций и разрешают брать с потребителей плату за утилизацию несъеденных блюд, если их заранее предупредили об этом. Более того, власти Поднебесной запретили пропаганду избыточного потребления пищи в СМИ и блогосфере. А региональным и местным властям предписали поощрять бережливую деятельность, «создавать атмосферу стыда за расточительство и гордости за сбережение».
Без права выбора
Вряд ли все эти меры сейчас применимы в нашей стране, но некоторые вполне возможно использовать, сказано в письме общественников Роспотребнадзору. Такие шаги реально помогут сократить потери продовольствия, подчеркнули авторы предложения. Тем самым будет сделан важный шаг в реализации одной из поставленных ООН целей устойчивого развития, которая предусматривает сокращение потерь продовольствия в мире к 2030 году вдвое.
В Роспотребнадзоре «Известиям» сказали, что ответ на обращение союза будет направлен в установленном порядке.
Консультативный совет по защите прав потребителей отметил актуальность предоставленной информации и предложил союзу до 15 августа представить предложения, которыми можно дополнить правила оказания услуг общественного питания. Речь об обязательных требованиях, которые будут направлены на рационализацию потребления. Об этом сказано в протоколе совещания совета, документ подписала его председатель, глава Роспотребнадзора Анна Попова (есть у «Известий»).
В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сказали, что предложения союза в ведомство не поступали. Но в министерстве заметили, что информация об объеме порций готовых блюд в общепите до покупателя доводится, это требование уже установлено правилами оказания услуг общественного питания.
— Потребитель, исходя из собственных потребностей, сам определяет, является ли порция для него достаточной или нет, — сказали в ведомстве.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров сказал «Известиям», что реализовать право выбора размера порции невозможно — каждый предприниматель самостоятельно составляет себе меню, это его решение. Гости всегда могут пойти в тот ресторан, который соответствует их предпочтениям.
— В России нет больших порций, в отличие от Израиля и США. Более того, предприниматели нацелены на сокращение пищевых отходов уже сейчас, поэтому их фактически нет уже сегодня. Рестораны планируют свои закупки. Школа организации заведений общественного питания СССР научила поваров работать в таком режиме, — сказал Игорь Бухаров.
Любой ресторан может сделать порцию меньше уже сейчас, но стоить она будет столько же, сколько и полная, отметила «Известиям» гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. Дело в том, что повар тратит одно и то же время на приготовление блюда или его половины, поэтому стоимость будет равной. Эксперт подчеркнула, что принцип выбора порции работает в столовой, где сразу готовят существенное количество супов, гарниров и мяса. Поэтому заведению легко продать порцию, ее половину и так далее без каких-либо потерь.