1 ноября 2015 года на частоте "России 2" начал вещание новый спортивный телеканал "Матч ТВ". Одной из его основных задач называлась популяризация спорта в стране.
Чтобы привлечь зрителя, на новом канале уже через неделю после начала вещания показали сразу три матча тура с самыми лакомыми вывесками: "Терек" – "Спартак", "Краснодар" – ЦСКА и "Локомотив" – "Зенит".
О платных трансляциях руководители канала тогда еще не говорили, хотя задумывались. Генеральный продюсер "Матч ТВ" Тина Канделаки так отвечала в интервью ТАСС: "Попробуйте, например, потребовать с телезрителей плату за матч ЦСКА – "Манчестер Юнайтед". Вам вряд ли это спустят с рук. Поэтому рано вести речь о введении платного канала. Очевидно, Россия пока не готова к этому. Вполне возможно, через какое-то время аудитория созреет".
В начале 2016-го "Матч" все-таки объявил о том, что все каналы холдинга "НТВ-Плюс" перейдут под его крыло. Но на федеральном ТВ это пока не сказывалось. В 24-м туре новый канал вообще пошел на рекорд – сразу пять матчей из восьми зрители увидели бесплатно ("Терек" – "Краснодар", "Локомотив" – ЦСКА, "Зенит" – "Спартак", "Динамо" – "Крылья Советов" и "Кубань" – "Ростов").
РЕЙТИНГИ ПЕРВОГО ГОДА
До создания "Матч ТВ" нередко часть матчей брали на себя непрофильные каналы – в частности, "Первый" и НТВ. Но рейтинги среднестатистических футбольных игр, даже с привлекательной вывеской, были печальными. К примеру, в 2010-м наивысший рейтинг на "Первом" среди футбольных трансляций получил матч в Санкт-Петербурге между "Зенитом" и "Спартаком" – 3 процента аудитории. Это мало: даже средний рейтинг программы "Фазенда" в том году составлял 3,5, а у "Пусть говорят" этот показатель был в три раза выше.
Как видите, для каналов "большой тройки" показ матчей премьер-лиги – это скорее обуза. С падением рейтинга с долей уменьшаются и доходы, так что "Матч ТВ" должен был еще и освободить от нагрузки коллег. Но рейтинги самого футбола от этого не увеличились. В 2016-м самым просматриваемым матчем между российскими командами стала игра за Суперкубок между ЦСКА и "Зенитом" (рейтинг – 2,2), а самым популярным матчем с участием российского клуба – встреча "Зенита" и "Бенфики" (рейтинг – 3,0).
О зарубежных играх лучше вообще промолчать, но для понимания общей картины уточним: рейтинг одного из класико 2016-го – 1,6. В конце того года появились недовольные из-за того, что "Матч" долго не покупал права на показ игр чемпионата Испании, но это было объяснимо рейтингами. Комментатор Владимир Стогниенко тогда написал мудрую вещь в твиттере: "Массовой аудитории и не наш футбол тоже пока не очень нужен. Не считая ЧМ и Евро. Массам не нужно класико, это что-то далекое. Российский футбол иногда смотрят, два-три матча в год. Но массовая аудитория не интересуется футбольными афишами, она смотрит "Голос".
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
Из-за низких рейтингов и высоких цен на показ российские каналы долго не могли договориться о трансляциях матчей Кубка конфедераций. Это только на первый взгляд кажется, что рейтинги и стоимость трансляций не связаны между собой. Да, ФИФА заломила необычайно высокую цену на права (по неофициальной информации, изначально чуть ли не 150 миллионов долларов), но наши телевещатели могли бы заплатить и сопоставимые деньги, если бы можно было предсказать отдачу, – к примеру, ESPN и Univision выложили 425 миллионов долларов за трансляции ЧМ-2010 и ЧМ-2014.
Но в России извлечь прибыль из футбольных трансляций нереально. Согласно отчету в "СПАРК-Интерфаксе", в 2016 году чистый убыток "Матч ТВ" составил 1,73 миллиарда рублей. А годовая доля "Матч ТВ" среди зрителей старше 4 лет составила 1,8 процента. Это мало.
Прошлой осенью у канала сменилось руководство. "Матч" перешел под контроль Comedy Club Production. Как сообщали "Ведомости", должность генерального директора занял Владимир Чопов, а фактически управлением "Матча" стал заниматься глава Comedy Club Production Артур Джанибекян. Канделаки обещала новые проекты, новый формат, развлекательный подход к освещению футбола, а также то, что "Матч" будет двигаться "строго по утвержденной стратегии".
Часть новой стратегии – изменение сетки вещания матчей премьер-лиги. Зрители привыкли к тому, что каждая центральная игра тура демонстрируется по общедоступному каналу, но перед возобновлением чемпионата всех нас ждал сюрприз: "Матч ТВ" не показал встречу "Спартака" с "Локомотивом".
ВСЕ НА ПЛАТНЫЙ "МАТЧ"
Об изменении стратегии публично не было объявлено. "Матч" просто перевел часть интересных матчей на "Наш футбол". Для наглядности приведем список игр, показанных в 2018 году на федеральном "Матч ТВ", а также матчей с любопытными вывесками, которые зрители не увидели.
Раньше все 240 игр чемпионата России можно было увидеть на канале "Наш футбол". Этим летом его переименовали в "Матч Премьер" – теперь связь с "Матч ТВ" и премьер-лигой четко видна. Стоимость месячной подписки осталась прежней (219 рублей). Но, как вы заметили, теперь на федеральном телевидении почти нет игр топ-команд – руководство "Матча" явно пытается перевести зрителя на платный канал.
НОВЫЙ КОНТРАКТ
С чем это связано? В конце прошлого сезона истекло трехлетнее соглашение лиги, подписанное еще с руководителями "НТВ-Плюс". Его величина составляла 1 миллиард 980 миллионов рублей. В июле "Матч ТВ" подписал новый четырехлетний контракт с РПЛ – по информации "СЭ", его сумма уменьшилась до 1,7 миллиарда рублей в год. Однако теперь затраты на продакшн (производство контента/проектов) полностью взял на себя вещатель – а это приблизительно полмиллиарда рублей в год. Так что лига все же осталась в плюсе. Президент РПЛ Сергей Прядкин доволен соглашением: "С 2020 года – может быть, даже раньше – у нас будет значительное увеличение заработка от телевизионных прав".
Расходы выросли, абонентская плата осталась прежней, но зарабатывать надо. Поэтому "Матч" логично пытается нарастить аудиторию платного канала. И, конечно, это легче делать с помощью ярких вывесок.
КАК ЗА РУБЕЖОМ?
На самом деле в России общедоступное телевидение очень лояльно относится к аудитории спортивных трансляций. Очевидно, что руководство "Матч ТВ" изучало западный опыт, когда переносило центральные игры премьер-лиги на платный канал.
АНГЛИЯ. Права на показ самого популярного чемпионата планеты с 2016 по 2019 год были проданы Sky Sports и BT Sport за нереальные 5,136 миллиарда фунтов. Естественно, такую баснословную сумму телеканалам нужно было как-то отбивать – в том числе посредством повышения цен на пакеты трансляций. К примеру, раньше месячная подписка на BT Sport стоила 13,5 фунта, а сейчас – 29,99 фунта (2600 рублей) в первые 18 месяцев и 44,49 фунта (3800 рублей) по истечении этого периода. В этот пакет входят 42 матча премьер-лиги и 24 матча Кубка Англии за сезон плюс все игры Лиги чемпионов и Лиги Европы.
Sky показывает 126 матчей премьер-лиги и имеет первое право выбора игр, так что сливки достаются именно этому каналу. Расценки на подписку на Sky варьируются в зависимости от оператора и пакета каналов, но дешевле всего показ 126 игр чемпионата Англии вам обойдется примерно в 48 фунтов (4200 рублей) в месяц. Бесплатно по телевидению вы можете увидеть только обзор матчей тура на BBC One с Гари Линекером.
ИТАЛИЯ. В начале этого года серия А подписала новое соглашение с телевещателями. С этого сезона Sky имеет эксклюзивные права на показ 266 матчей чемпионата Италии, а еще 114 достались DAZN – цифровой платформе, которая предоставляет видеоуслуги через интернет. Пакет Sky стоит 20 евро (1600 рублей) в месяц, а DAZN – 9,99 евро (800 рублей). Для абонентов Sky месячные услуги DAZN обойдутся на 2 евро дешевле.
ИСПАНИЯ. В каждом туре на федеральном канале Gol показывают по одному матчу чемпионата. Но обычно встреча проходит в неудобное время, и в ней не играют участники еврокубков – в минувшем туре Gol показывал понедельничный матч между "Атлетиком" и "Уэской".
Каналу beIN LaLiga принадлежат права на показ восьми матчей каждого тура, но первое право выбора игры – у Movistar Partidazo. Этот платный канал еженедельно показывает по одному топ-матчу, который выбирает сам. Стоимость – 7,5 евро (600 рублей) в месяц за все матчи обоих платных каналов. Еще за 16,99 евро (1300 рублей) в месяц вы получите все еврокубковые игры.
ФРАНЦИЯ. Во Франции еще с 80-х игры лиги 1 демонстрировались по платному Canal+, но до 2000-х бесплатно можно было наблюдать за матчами в Лиге чемпионов. Сейчас по одному нажатию кнопки на пульте можно увидеть только игры сборной Франции, за все остальное приходится отдавать деньги.
На сегодня правами на показ лиги 1 обладают beIN Sports и Canal+. Месячная подписка у первых стоит 15 евро (1200 рублей), у вторых – 20 евро (1600 рублей). Еще 20 евро с вас потребует RMC Sport за игры Лиги чемпионов. При этом с 2020 года в силу вступит новое соглашение: Canal+ уйдет с рынка, потому что проиграл тендер на показ, зато появится новый вещатель Mediapro. Их расценки еще неизвестны, но на бесплатных каналах клубного футбола все равно не будет.
НЕПОПУЛЯРНЫЙ ФУТБОЛ
За рубежом футбол популярен – стадионы в топ-лигах заполнены, а телевизионные рейтинги матчей очень приличные. Кроме того, beIN, Sky и другие – это частные телекомпании, которые имеют полное право взимать со зрителей плату за просмотр матчей. В России же ситуация другая.
Во-первых, "Матч ТВ" был создан по инициативе правительства. Во-вторых, футбол в нашей стране не так популярен, как в Англии или Испании, что показывает статистика просмотров.
Скачки в феврале и июне объяснимы – в это время проводились Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. Но эти события искажают истинную картину популярности спорта в России – "Матч ТВ" обычно находится в середине или в конце второго десятка рейтинга каналов. Даже топ-матчи на федеральном канале не были популярны.
Вывод ясен. За рубежом вещатели могут устанавливать свои правила, потому что футбол будут смотреть даже за гигантские деньги, в России совершенно другое отношение как к виду спорта, так и к платному контенту.
Сейчас "Матч ТВ" пытается исправить эту ситуацию и приучить людей платить за просмотр спорта. Рано или поздно этот процесс должен был быть запущен.
Конечно, новые правила показа футбола не убьют интерес зрителя. Однако эта стратегия ударит по вовлечению в спорт новой аудитории. Платить за контент согласны только те, кому он интересен. А возбудить интерес нового зрителя через просмотр игр середняков с аутсайдерами невозможно (тем более если они еще и забивают по голу за матч).