Чудовищная трагедия, случившаяся в Керчи 17 октября, потрясла всех: от руки 18-летнего убийцы, открывшего стрельбу в политехническом колледже и уже прозванного «керченским стрелком», погиб 21 человек и более сорока человек пострадали. Сейчас известно: довольно замкнутый и тихий парень не скрывал своего интереса к оружию, но и напряжения никакого ни у кого не вызывал. Попробуем разобраться, почему происходят подобные драмы и что должно насторожить в поведении подростка взрослых.
Когда-то мы и представить себе не могли, что подобная трагедия может произойти и в нашей стране. Писать об этом по свежим следам трудно — слишком больно, перед глазами стоит список жертв, в нем почти все — совсем молодые ребята. Но сегодня у общества одна задача — защититься и защитить себя и детей от возможных повторений кошмара.
— Да, вы правы, — говорит психолог Владимир Ковалев, — сейчас все силы должны быть направлены на то, чтобы минимизировать риски в этом смысле. Но тут одно государство не справится с задачей, это факт. Я считаю, что, когда со школы сняли воспитательные функции, все беды и начались. Сейчас на уроках дети позволяют себе говорить и торчать в гаджетах, а учителя не могут, просто не рискуют им возражать. Это что, норма? Зато — очень западный или заокеанский стиль! Родоначальницей «стрелкового» кошмара была Америка. Ну, во всяком случае, я не помню подобных историй до памятного многим 1998 года, когда в школе «Уэстсайд» в Арканзасе два ученика застрелили четырех школьников и учительницу. Мальчикам, нападавшим, было всего по 13 лет. Причем сначала они заставили сработать пожарную сигнализацию, а потом били прицельно. По моим подсчетам, за последние 20 лет в США было порядка десяти случаев, случаев ужасных и страшных, когда жертвами школьных стрелков становились их одноклассники — причем речь идет только о тех случаях, к которым можно отнести определение «массовое убийство».
Хроника трагедий
Увы, психолог прав. Арканзасская история будто открыла ворота в этот ад. Следующий кошмар случился в апреле 1999 года в школе «Колумбайн» в Колорадо. Статистика: двое молодых людей (18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клиболд) застрелили 13 человек и ранили еще 37, после чего покончили с собой. Дело было резонансным, и на несколько лет наступила благословенная тишина. Ремарка: трагедию в Керчи уже сравнивают именно с этой историей, с «Колумбайном». Полагают даже, что своим видом «керченский стрелок» Владислав Росляков подражал не только Эрику Харрису, но и его изображению в кинофильмах.
После нескольких лет затишья драма произошла 21 марта 2005 года. 16-летний Джеффри Уиз, учащийся школы «Ред-Лейк» (из индейской резервации в штате Миннесота) застрелил деда-полицейского и его подругу, а затем с оружием деда в руках пришел в школу, убил еще семерых человек и ранил пятерых. После ранения покончил с собой.
В 2006 году в коммуне амишей (консервативное религиозное движение) водитель, развозивший прежде молоко, некто Чарльз Карл Робертс, сначала взял в заложники 10 учениц школы (6–13 лет) и учительницу, пятерых девочек убил, остальных ранил и также покончил с собой. В предсмертной записке он сознавался в изнасилованиях, причем исключительно несовершеннолетних. Этот случай несколько выпадает из череды «школьных», хотя жертвами этого человека также стали школьницы.
В апреле 2007 года студент-кореец Чо Сын Хи в штате Вирджиния застрелил из нескольких пистолетов 32 и ранил еще 25 человек и также покончил с собой. Было известно, что у этого 23-летнего студента шизофрения: в своем видео-обращении он сравнивал себя с Христом. После небольшой паузы, в 2008 году, в День святого Валентина, бывший студент Университета Северного Иллинойса Стив Казмерчак открыл в альма-матер огонь по студентам и преподавателям, убив пятерых и ранив 18 человек. Он также свел счеты с жизнью. На Стиве была футболка с надписью «Террорист». У Стива был диагноз — «мозаичная психопатия», он оставил письмо, объясняющее причины убийства, и обращение к девушке с признанием в любви. Перед своей «акцией» он интересовался случаем в Колумбайне и Вирджинии.
В 2012 году, в апреле и декабре, произошло сразу два трагических случая. Сначала в Калифорнии 43-летний кореец Уан Ко открыл беспорядочную стрельбу в аудитории, в результате погибли семь иммигрантов из разных стран мира. Позже сдавшегося полиции убийцу признали невменяемым. А уже в декабре открыл стрельбу в начальной школе страдавший легкой формой аутизма Адам Лэнза. Убив перед своим «выступлением» мать, Адам лишил жизни двадцать детей (5–10 лет) и шестерых взрослых, после чего также свел счеты с жизнью.
В 2015 году в штате Орегон в результате стрельбы по сотрудникам учебного заведения и студентам 26-летний Крис Харпер Мерсер убил 10 человек. Он также ранил несколько человек и был застрелен сотрудниками полиции. По некоторым данным, он был религиозным маньяком. А в феврале текущего года бывший ученик школы во Флориде Николаз Круз, изгнанный незадолго до этого из заведения за плохое поведение, расстрелял 17 человек, и еще 14 человек были отправлены с ранениями в больницы.
Хорошими делами прославиться нельзя?
К сожалению, все вышеперечисленное — лишь часть историй… И каждая из них — невероятная трагедия с огромными людскими потерями, драмой для родственников и вопросом «за что?!», обращенным в вечность…
— Вопрос о феномене «школьных стрелков» очень непрост, — рассказывает психолог Владимир Ковалев. — Он явно недостаточно еще изучен, хотя после распространения этого явления многие специалисты ломали над ним голову. Ну, попробуем порассуждать, даже просто опираясь на перечисленные случаи.
Первое. Если вы обратите внимание, основная часть трагедий все же приходится на весну и осень. Это время классических обострений психики. И если какой-то «червячок» психику подтачивает, то имеются все шансы на то, что скрытая внутри человека «бомба» однажды рванет. В перечисленных случаях есть откровенные отсылы к медицине: один парень был аутистом, другой страдал шизофренией, третий имел явные сексуальные отклонения, четвертый тоже был с диагнозом... Легче от этого не становится, но все же… Другое дело, что почти во всех этих случаях, кроме разве что последнего, преступления совершали не какие-то всем известные отъявленные отморозки, хулиганы, «школьные бандиты». Это почти всегда те, кто ничем особенным не выделялся из толпы. Можно лишь предположить, что за бури бушевали в их душах!
Недополучение внимания дома и в школе, внешняя неброскость, какая-то ущемленность в чем-то — тут все могло сработать, в какой-то момент завязавшись в гордиев узел, объясняет психолог. И тогда оставалось ждать лишь последней капли, а ею могло стать все что угодно: насмешка девочки, которая втайне нравилась, замечание учителя, пренебрежение одноклассников.
— Обратите внимание и на такую деталь: почти во всех случаях преступление не носило спонтанного характера, к нему готовились определенным образом, — замечает Владимир Ковалев. — Вынашивали план. Так и «керченский стрелок», судя по всему, действовал обдуманно, имел «долгоиграющий» план действий: приобрел (или не приобрел, сведения противоречивы) разрешение на оружие, запасался патронами, проносил в колледж взрывчатку. Он вынашивал план мести, но мести не личной, кому-то, а обществу. За что? Это главный вопрос. Конечно, скорее всего — за какую-то свою несостоятельность, некрутость в чем-то. На его футболке было написано слово «ненависть». Ненависть ко всем...
— Чего он хотел добиться? — рассуждает Владимир Ковалев. — Не знаю. Войти в историю хотя бы чем-то, прославиться хоть так? Не исключено. Показать, что он ярче всех? Возможно, если он втайне считал себя человеком особенным, а в школе этого не видели, не замечали, не хотели признавать. Причем, скорее всего, он ничего не делал для того, чтобы его вдруг начали ценить. Это такой тихий омут, под гладью которого бушевали неведомые страсти. Примечательно, что девочка, игравшая с этим парнем в «Майнкрафт», почти его не запомнила и давала ему определение «он — никакой». Вот в чем ужас: люди вспыльчивые, шумные, звучные редко идут на такие преступления — они могут покричать, попылить, но не планируют своих вспышек заранее. А «тихие омуты» — очень даже планируют. В их душах происходит постоянная работа, они копят обиду на человечество.
Наши «школьные» трагедии
Трагедия в Керчи заставляет вспомнить другие похожие случаи. К нам беда пришла позже, чем в Америку. Летопись наших скорбей началась в 2014 году, когда 3 февраля в школу № 263 района Отрадное пришел десятиклассник Сергей Гордеев с ружьем. Он убил учителя географии, ранил одного полицейского и убил другого. Ныне проходит принудительное психиатрическое лечение.
5 сентября 2017 года в Ивантеевке в школе № 1 старшеклассник открыл стрельбу в классе и напал на учительницу с кухонным топориком. Трое учащихся выпрыгнули из окна, один получил перелом, учительница получила черепномозговую травму. Подростка экспертиза признала вменяемым.
Настоящим кошмаром стал январь текущего года. Тогда подряд произошли шокировавшие всех трагедии. 15 января в школе № 127 Мотовилихинского района Перми учащийся десятого класса и его несовершеннолетний знакомый нанесли ножевые ранения девяти ученикам и учительнице, ранили друг друга и были госпитализированы. Один из нападавших в июле 2018 года был признан психически больным и направлен на принудительное лечение. А 19 января 2018 года в школе № 5 в поселке Сосновый Бор (Бурятия) подросток напал с топором на учеников и учительницу, а также попытался поджечь здание. Педагог и шестеро детей получили ранения,15-летний нападавший предпринял попытку самоубийства. Ему и двум его предполагаемым соучастникам (14 и 15 лет) предъявлены обвинения.
18 апреля в школе № 1 города Стерлитамака (Башкирия) 17-летний ученик коррекционного класса ранил канцелярским ножом одноклассницу и учительницу информатики и пытался устроить поджог. Одна школьница, спасаясь, выпрыгнула из окна, в больнице оказались трое пострадавших и сам нападавший, который спустя двое суток был арестован по обвинению в покушение на убийство. Теперь в эту черную летопись вписана еще и Керчь...
«Червоточинка» была
Некоторое время назад, когда бурно обсуждался сериал «Метод», известный психолог, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической, нейро- и патопсихологии Института психологии имени Л. С. Выготского, Андрей Жиляев рассказывал «Вечерке», в чем была одна из скрытых ошибок этого триллера. Позволим себе процитировать то, что сказал тогда эксперт. Подчеркнем: мы с Андреем Геннадьевичем говорили не столько о «Методе», сколько в целом о жестокости и природе маньячества. И Жиляев говорил:
— В одном из недавних сериалов про маньяка речь шла о злобном неказистом очкарике. Он влюбился в девушку, игравшую на улице на аккордеоне. А когда ему казалось, что к ней кто-то непочтителен, убивал обидчиков. Внешняя канва была проста: он восстанавливал справедливость. Но маньячество не рождается из события, оно вызревает до того. Это главное! Ошибка — искать его корни, человек просто родился таким. Разве что ранняя жестокость коррелируется с поведением маньяков… Кстати, дефект большинства из них настолько интимен, что обычно проявляется противоположно — склонный к жестокости человек может быть до поры тихоней.
Приводил Жиляев и яркий пример: допустим, вы шли по улице и нашли пистолет. Если вы нормальный человек, то вы этот пистолет сдадите в милицию. А человек с некоей ненормальностью начнет стрелять. Эта находка сработает как спусковой механизм, она даст старт тому, что давно в нем вызревало. И причиной трагедии станет не пистолет, конечно, а некая изначальная «трещинка» в психике. Эта же «трещинка» может пододвигать человека к мысли о том, что прославиться хорошо любым способом — правдами, неправдами, преступлением. Хорошие дела славы не приносят. А яркие выходки и тем более массовая бойня... ТАК его не забудут, о нем будут говорить…
Спусковой механизм
…Что же заставило нажать курок «керченского стрелка» Рослякова?
— Он готовился, —подчеркивает Владимир Ковалев. — И готовился тщательно. Сообщается, что последним поисковым запросом в его компьютере было «как изготовить самодельное взрывное устройство». Схемы самодельных взрывных устройств он копировал. Закупил бое припасы. 150 патронов! Пошел убивать… Жить дальше не планировал, иначе подумал бы о путях отступления или побеге. Нет, он решил уйти «красиво» и так, чтобы запомнили...
Причина, уверен Владимир Ковалев, одна — мир принимал этого человека не таким, каким он хотел, чтобы его принимали.
— Безусловно, нельзя исключить подражательство. «Колумбайн» мог стать вдохновением для него. Именно поэтому раньше подробности преступлений старались не обнародовать — чтобы исключить момент имитации. «Керченский стрелок» мог ставить себя выше других, сравнивать не себя с кем-то, а кого-то — с собой. И полагал, что он — лучше, круче, сильнее. Но почему же тогда любят и ценят — других?! А не его?! Ощущение это копилось, по накопительному признаку «бабахнула» и реакция. Кстати, вспомните еще одного «школьного стрелка», Сергея Гордеева. Его признали психически нездоровым. На на допросах школьник называл себя гением и объяснял поступок желанием проверить, способен ли он на убийство. А еще он говорил, что окружающий его мир является лишь «миром иллюзий». А в мире иллюзий ничто не страшно — ни убийство, ни смерть... Этому, конечно, учат и компьютерные игры, в которых жизнь не стоит и ломаного гроша.
Что послужило спусковым механизмом в керченском случае? Трудно сказать. Может быть, просто факт, что ему исполнилось 18. Поразительно, что он совсем не думал о матери. Судя по всему, отношений у них просто не было... Говорят, узнав о трагедии и участии в ней сына, женщина пыталась покончить с собой. Самоубийство — грех, но я ее понимаю, как ни ужасно это звучит.
— А что говорили о психологическом состоянии других «стрелков», американских?
— Кроме людей откровенно или полуоткровенно больных, в основном это были подростки, тоже ничем особым не отличавшиеся, но среди одногодок нелюбимые, без авторитета. Серая масса, которая желала выделиться. В каждом случае было что-то свое, конечно. Но и вообще не стоит забывать, что человек — индивидуальность, и все мы разные. То, что для одного — ерунда, другого заставит напрячься, ввергнет в переживания. Одному скажут: «Ты урод», он ответит: «Сами вы уроды», да и думать забудет об этом. Другой же и не ответит, и слезы будет лить по этому поводу, и обиду и злость затаит страшную. А то и руки на себя наложит. Подростки — острая, болезненная стадия взросления. Весь мир для них — обоюдоострая бритва! Нельзя это забывать, в такой момент на пределе внимания должны находиться все, в первую очередь родители. И еще. Когда семья неполноценная, мальчиков обязательно нужно отдавать в надежные, не материнские руки — пусть это будет кадетский класс или кадетское училище, военное училище, Суворовское — все, что только можно придумать. Им нужны строгость, дисциплина, а руки их должны быть заняты, как и голова, делом, за чем в условиях дома при работающих родителях следить крайне трудно.