Правительство и Центральный банк РФ обнародовали совместный план поддержки бизнеса в период пандемии коронавируса. Среди секторов экономики, на которые обращено особое внимание, – туриндустрия. Решением кабинета министров участники рынка до конца текущего года освобождены от обязательных платежей в резервный фонд «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности.
Со своей стороны, ЦБ предоставил банкам право выдавать новые и реструктуризировать старые кредиты транспортным и туристическим компаниям, не ухудшая оценок их финансового положения. Насколько эти меры помогут отрасли, которой угрожают массовые банкротства, и населению, теряющему доходы из-за обвала рубля, разбирался «Профиль».
По оценке Майкла Левитта, профессора Стэнфордского университета, нобелевского лауреата, многие люди естественным образом защищены от вируса. Так, в китайской провинции Хубэй – в Ухане, где было самое большое количество случаев заражения этим вирусом, только 3% заразились, а на круизном лайнере Diamond Princes уровень заражения не превысил 20%.
Тем не менее давать какой-либо глобальный прогноз ученый отказывается, ссылаясь на то, что ситуация в мире непредсказуема. Все зависит от мер по предупреждению распространения вируса как в рамках каждой отдельной страны, так и скоординированного между различными государствами комплекса мер.
По мнению Анчи Барановой, профессора Школы системной биологии GMU (США), решающими факторами остановки пандемии коронавируса станут два фактора: каким образом будет изменяться и эволюционировать этот вид инфекции, а также как быстро население выработает иммунитет, в том числе благодаря появлению вакцины, над созданием которой сейчас работают во многих странах мира, в том числе и в России.
Хорошая новость в том, что увеличение числа выздоровевших от коронавируса постепенно приводит к тому, что повышается доля населения с антителами, способными справляться с вирусом. Однако для того, чтобы смертельная угроза осталась в прошлом, переболеть коронавирусом должно примерно 60–70% населения планеты.
Поэтому в среднесрочной перспективе наиболее эффективными остаются меры по введению карантинов, санитарного контроля и профилактики развития вирусных инфекций. Это тем более актуально, что пандемия охватила 160 стран, число зараженных коронавирусом идет на сотни тысяч, а умерших – на тысячи.
Кредит без дебета
Если говорить о влиянии коронавируса на туризм, то, скорее всего, потери будут сопоставимы с последствиями этого сектора экономики от финансового кризиса 2008–2009 годов. Этот вывод можно сделать на основе прогноза Международной организации труда о том, что пандемия COVID-19 может привести к потере до 24,7 млн рабочих мест на планете (во время кризиса 2008–2009 годов без работы остались 22 млн человек), а граждане недосчитаются от $860 млрд до $3,4 трлн. Все это, конечно, приведет к снижению деловой активности и покупательской способности.
Предварительные оценки потерь от распространения коронавируса для туризма находились на уровне 500 млн рублей. В дальнейшем Ассоциация туроператоров России (АТОР) повысила прогноз ущерба до 27 млрд рублей. В свою очередь, Всемирная туристическая организация (WTO) исходит из того, что потери от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, для мирового рынка туризма составят не менее $22 млрд. Но и это явно не предел.
В АТОР констатировали – запрет на продажу туров из-за коронавируса и массовая истерия в СМИ фактически парализовали работу российской туристической отрасли. Если ситуация не изменится, то в регионах может обанкротиться треть небольших и средних туркомпаний.
Основные финансовые потери предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с организацией туров, происходят за счет убытков по невозвратным тарифам авиаперевозчиков, а также масштабной отмены поездок граждан.
Неприятности для отрасли начались в конце января 2020-го после введения Ростуризмом моратория на продажу туров в Китай. Затем аналогичное решение было принято по Южной Корее, Ирану и Италии. К этому добавилось сообщение из Турции о смещении сроков открытия летнего туристического сезона. А закончилось все закрытием границ для въезда-выезда большинством стран, введением жестких ограничений на перемещения, а также обязательного двухнедельного карантина для въезжающих иностранцев.
В настоящее время турфирмы обязаны возвращать туристам деньги за ранее купленные туры за вычетом фактически понесенных расходов. Это, конечно, вызывает негативную реакцию со стороны клиентов, желающих получить в полном объеме сумму, заплаченную за неиспользованные путевки. В качестве альтернативы некоторые компании предлагают различные варианты перебронирования поездок или другие решения даже себе в убыток.
Кроме того, высокая степень неопределенности в перспективах развития этого вируса приводит к тому, что практически нет новых бронирований как зарубежных туров, так и туров внутри страны. В результате у компаний, связанных с индустрией туризма, сегодня физически отсутствует поступление денежных средств.
Если говорить о смежных секторах, то общее снижение количества туристов как российских, так и иностранных привело к уменьшению загрузки отелей, предприятий общественного питания. В частности, в настоящее время загрузка московских гостиниц уже сократилась до 50% и ниже, а ресторанов – на 30%. В наиболее сложной ситуации оказались предприятия, которые недавно открылись на кредитные средства и еще не вышли на окупаемость. Поэтому решение ЦБ предоставить банкам возможность выдавать туристическим компаниям новые и реструктуризировать действующие кредиты, не ухудшая оценок их финансового положения, очень своевременное.
Безусловно, коронавирус оказывает влияние и на другие секторы сферы услуг, связанные с туризмом. Страдают организаторы различных деловых мероприятий из-за введения запрета на проведение форумов и конференций с количеством участников свыше 50 человек.
По всей стране отменено более 300 выставок и других аналогичных мероприятий. Ущерб только московской ивент-индустрии может составить от 3 млрд до 20 млрд рублей, три–пять месяцев вынужденного простоя этого рынка услуг приведут к недополучению примерно 30% годового оборота предприятий, задействованных в ивент-индустрии. Отмена Петербургского международного экономического форума, по оценкам экспертов, приведет к потере 20% годовой выручки отелей и предприятий питания, а бюджет Санкт-Петербурга недополучит 1 млрд рублей налоговых поступлений.
Спасение утопающих
В настоящее время профессиональные сообщества индустрии туризма, гостеприимства, питания проводят различные мероприятия, встречаются с представителями власти с целью внесения изменений в действующее законодательство и разработки других мер временной поддержки отрасли на период снижения покупательной способности из-за пандемии коронавируса.
По мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров Майи Ломидзе, главная мера государственной поддержки – предоставление налоговых каникул. Однако для того чтобы платить налоги, надо иметь с чего их платить. Поэтому другие участники рынка говорят о другой, более действенной мере – компенсации стоимости авиабилетов, так как с теми, кто организует наземное обслуживание (гостиницы, транспортные компании, музеи, экскурсионные бюро, рестораны и т.д.), в ряде случаев удается найти компромиссные решения.
Эти предложения бизнеса получили поддержку правительства. Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения в рамках реализации мер по обеспечению устойчивости экономики о предоставлении отсрочки по уплате налогов и страховых взносов в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок, а также предоставления возможности введения моратория на подачу заявления о банкротстве.
Другая мера антикризисной поддержки касается приостановки выездных налоговых проверок. Кроме того, Минэкономразвития разработало законопроект, предусматривающий создание механизма по возврату средств за туры, которые не состоялись из-за коронавируса. Предполагается, что эти средства будут компенсированы за счет фонда персональной ответственности туроператоров, общий размер которого по состоянию на 15 марта составлял 1,7 млрд рублей.
Освобождение турфирм до конца 2020 года от уплаты взносов в резервный фонд «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности оправдано в период вынужденного простоя компаний или снижения продаж туров. Таким образом, можно сделать вывод о том, что со стороны государства приняты комплексные меры поддержки, в том числе такие, которых ранее не знала российская экономика. Однако спасет ли это туристическую отрасль, станет понятно только к середине летнего сезона.
Из жизни неотдыхающих
Современная ситуация с организацией внутренних туров характеризуется ростом количества граждан, покупающих авиабилеты в одну сторону. Если сравнивать данные о продажах с аналогичным периодом прошлого года, то сейчас фиксируется рост таких продаж примерно на 15% (до 68% по билетам с вылетом за рубеж и до 70% по России). Наиболее популярные направления у россиян внутри страны – Сочи, Минводы, Симферополь, Краснодар и Калининград. Тренд связан с разными причинами, в том числе информацией из других стран, в которых вводится запрет на какие-либо передвижения общественным транспортом между городами. Многие россияне выезжают из мегаполисов из-за частичной остановки работы предприятий или перехода на удаленную работу, к родителям и родственникам.
Кроме того, решение не покупать обратный авиабилет может быть продиктовано соображениями экономической выгоды. Билеты на внутренние рейсы подешевели по сравнению с аналогичным периодом 2019 года примерно на 15%. Если же рассматривать цены на авиабилеты в обе стороны, то они в среднем снизились за год с 8650 рублей до 7419 рублей.
Снижение стоимости билетов на внутренние авиарейсы с учетом происходящего в мире из-за коронавируса, скорее всего, повлияет на планы многих россиян относительно организации летнего отдыха. По статистике, только 28% россиян имеют загранпаспорт, и поэтому большинство предпочитают поездки по России.
Кроме того, при возникновении проблем на популярных направлениях (Турция, Италия, Испания и т.д.) наши сограждане, ранее предпочитавшие выездной туризм, скорее всего, изменят предпочтения и переориентируются на отдых в внутри страны. Так как расходы россиян на выездной туризм составляют порядка 1,5% от национального ВВП, то можно надеяться, что существенно увеличатся доходы регионов, зарабатывающих на летнем отдыхе.
Однако высокий туристический сезон в России может быть сорван из-за резкого падения уровня доходов граждан, вызванного общим ухудшением ситуации в экономике. Кто-то может лишиться работы по причине банкротства предприятий и организаций, а кто-то будет получать существенно меньшую зарплату из-за вынужденного простоя компаний, находящихся на карантине.
В итоге, как представляется, возможны следующие варианты изменения спроса россиян на туры летнего периода. Часть даже при снижении уровня доходов не откажется от летнего отдыха, ориентированного на оздоровление, – детский, семейный, пляжный, санаторно-курортный и рекреационный туризм. При этом бюджет, который они смогут себе позволить, снизится по сравнению с прошлым годом или останется на том же уровне.
Произойдет это за счет уменьшения количества дней отпуска, количества отдыхающих (например, вместо двух родителей отдыхать с ребенком на море поедет кто-то один), выбора более бюджетного варианта размещения, в том числе и в частном секторе. Средний чек таких туров может составить от 50–70 тысяч до 100–150 тысяч рублей на семью.
Второй вариант: часть россиян могут выбрать во время летнего отпуска другие варианты туризма, предполагающие более низкую стоимость (самодеятельный, экскурсионный, культурно-познавательный туризм, рассчитанный на 3–7 дней, и т.п.). Еще один способ сэкономить – снизить затраты на транспорт. То есть отправиться в отпуск не самолетом, а поездом, автобусом или даже на личном автомобиле. Средний чек таких туров может составить от 10–20 тысяч до 30–50 тысяч рублей на человека.
Наконец, есть бюджетный вариант отдохнуть этим летом – остаться дома и никуда не ездить. В душном городе, если у семьи есть собственный садовый участок с дачным домом, сидеть необязательно. Ну а те, кого к земле еще, что называется, не потянуло, могут арендовать дачу или напроситься в гости к друзьям и родственникам.
Конечно, как и в предыдущие кризисы, российские отели высшей категории, имеющие хорошую репутацию на рынке, будут иметь высокую загрузку за счет граждан с высокими доходами, которые из-за закрытых границ тоже будут вынуждены остаться на отдых в России. Повышение спроса чревато ростом цен.
Наиболее сложной может быть ситуация для отелей средней категории (4 звезды и 3+), так как в периоды кризисов туристы, относящие себя к среднему классу, начинают перемещаться в более низкие ценовые сегменты (гостиницы категории 3 звезды и ниже, хостелы, частный сектор). Возможно, привлечь туристов четырехзвездным отелям удастся, сохранив цены прошлого года или предоставив бонусы и привилегии постояльцам – бесплатные экскурсии, дополнительное питание и т.п.
Что касается повышения цен, то в отдельных случаях оно вполне вероятно. Такая тенденция началась с марта. Однако многое зависит от того, в каком сегменте работает конкретное предприятие индустрии туризма и гостеприимства и каким будет уровень конкуренции за туриста в конкретном регионе.
Начала массовой покупки туров на летний период стоит ждать после того, как станет понятно, что распространение коронавируса в России пошло на спад и будут сняты введенные сейчас ограничения на перемещение граждан. Из-за карантина можно ожидать появление новых подходов в организации деятельности турфирм. В частности, получит широкое распространение переход части сотрудников на удаленную работу с клиентами в режиме онлайн.
Кроме того, из-за сокращения доходов населения может усилиться спрос на приобретение комбинированных туров, совмещающих несколько целей, например, оздоровление и экскурсионный туризм, активный отдых и обучение. Но главное – клиенты повысят требования к туристическому продукту, для большинства на первом месте будет соотношение цены и качества.