Едва ли не первый пример неприкрытого государственного рейдерства можно найти в истории нацистской Германии. Буквально на третий день после того, как рейхсканцлером стал Адольф Гитлер, начались крупные неприятности у Хуго Юнкерса – выдающегося инженера, конструктора, предпринимателя, широко внедрявшего в своих компаниях не только инновационные идеи, но и инструменты маркетинга и рекламы. Разработанный им лично товарный знак в виде стилизованного изображения Икара до сих пор считается одним из лучших в мире.
Юнкерса обвинили в государственной измене и продаже военных секретов за рубеж и посадили под домашний арест. Сотрудников конструктора арестовывали и ставили условием их освобождения согласие Юнкерса сотрудничать. Выполненные его компаниями госзаказы не оплачивались. И через несколько месяцев он подписал-таки соглашение об использовании продукции его заводов в военных целях и передал 51% акций в доверительное управление министерству авиации Германии.
Через два года униженный и ограбленный Хуго Юнкерс умер, его вдова не смогла оказать никакого сопротивления властям, и ее доля перешла нацистам.
Вода, тепло, газ
Один из основателей мировой гражданской авиации родился в 1859 г. на берегах Нижнего Рейна в семье крупного производителя текстиля. Может быть, то, что детство Юнкерса прошло у воды, повлияло на его первые открытия и изобретения: они были связаны именно с водой. Только не с речной, а с горячей, из-под крана. Заложенные молодым Юнкерсом принципы теплообмена до сих пор используются при создании газовых нагревательных приборов. И мало кто знает, что уже в 1912 г. на заводах Юнкерса было выпущено, а главное, реализовано 100 000 таких устройств.
Поначалу изобретателю приходилось лично продвигать свою продукцию, убеждая земляков в безопасности газовых колонок. Привыкшие к основательным отопительным устройствам в виде чугунных котлов бюргеры никак не верили, что легкие и эффективные водонагревательные приборы не упадут со стен. Пришлось пойти в лобовую рекламную атаку: на прикрепленную к стене газовую колонку посадили крепкого молодого человека, и она не упала. Все это засняли, разместили в рекламных буклетах, и дело пошло на лад.
Затем последовали другие модели отопительного, водонагревательного и вентиляционного оборудования. Например, газовый мотор для трамваев, который в итоге не выдержал конкуренции со своими электрическими собратьями, модели сборных мостов и модульных домов из стальных конструкций с утепленными стенами и т. д.
В 1897 г. Юнкерса, не имевшего никакого научного звания, приглашают на должность профессора Высшей технической школы в Ахене, которую он в свое время окончил. Так были отмечены его заслуги как ученого и практика. Но в 1908 г., накануне своего пятидесятилетия, Юнкерс завершает преподавательскую карьеру и переключается на совершенно новую отрасль – самолетостроение. Толчком послужил рассказ коллеги о полетах американцев братьев Райт.
Цельный, как металл
Всего год понадобился будущему создателю немецкой авиации, чтобы вникнуть в вопрос и прийти к собственному решению проблем, стоявших перед молодой авиацией. Хуго Юнкерс понял, что ключ к успеху – не в максимальном снижении веса машин, а в увеличении подъемной силы. И уже в 1909 г. он получает первый авиационный патент, которых к концу его жизни будет почти 600. Одновременно Юнкерс доказывает, что авиации необходимо отказаться от крыльев на основе обтянутых тканью деревянных каркасов и заменить их на металлические.
Успехи новоявленного конструктора столь впечатляющи, что в 1911 г. прусские власти выделяют ему 92 000 золотых рейхсмарок на строительство в Ахене аэродинамической трубы, необходимой для разработки и испытания авиатехники. И это притом что в Германии тогда грезили вовсе не о самолетах: считалось, что будущее за дирижаблями.
В 1915 г. Хуго Юнкерс на заработанные к тому времени собственные средства строит в Дессау новую мощную аэродинамическую трубу и приступает к созданию принципиально новых самолетов – цельнометаллических монопланов. Первый из них, получивший за несколько оригинальные формы прозвище «Жестяной осел», был способен преодолевать за один вылет более 200 км со скоростью 170 км/ч. Что интересно, разрабатывалась эта модель по заказу военного ведомства Германии, хотя военных Юнкерс в принципе не жаловал и категорически выступал против использования авиации в боевых действиях.
Первый полет состоялся в декабре 1915 г., и особого восторга у кайзеровских асов самолет не вызвал. Они привыкли управлять в небе легкими и маневренными машинами из дерева и ткани, а им продемонстрировали монстра, с трудом набиравшего высоту. Пришлось отправлять машину на доработку, которая продолжалась почти год. Теперь в ход пошел не тяжелый металл, а легкий дюралюминий, в избытке производившийся в городе Дюрер, недалеко от Ахена. В результате на свет появился истребитель Ju 4 с элементами бронирования. Самолет был принят на вооружение и широко применялся в боях Первой мировой войны.
Однако настоящий успех в самолетостроении пришел к Юнкерсу уже после Первой мировой, несмотря на разразившийся в стране жесточайший экономический кризис. Чтобы удержать свои многочисленные компании на плаву и продолжать разработки, ему приходилось расходовать личные средства. Внедренные Юнкерсом цельнометаллические крылья позволяли размещать на них дополнительные двигатели, что дало возможность увеличить грузоподъемность машин и сделать первые транспортники. Так на свет появилась знаменитая «Тетушка Ю» (Tante Ju), это транспортник Ju 52, который перевез еще до Второй мировой войны миллионы пассажиров. Правда, массовое производство Ju 52 было налажено в «третьем рейхе» уже после силового отстранения его изобретателя от дел. Как и производство печально знаменитых штурмовиков Ju 87 и бомбардировщиков Ju 88.
Именно Хуго Юнкерс заменил деревянные пропеллеры на винты из металла, разместил топливные баки в крыльях, стал крепить крылья к нижней части фюзеляжа, что позволяло сохранить жизнь пассажирам при аварийных посадках.
Пассажир на крыле
1929 г. Юнкерс создает самый большой пассажирский самолет того времени – G 38, вмещавший 34 пассажира. В соответствии с запатентованной изобретателем концепцией «толстого крыла» новая машина позволяла механикам осуществлять обслуживание двигателей прямо во время полета: доступ к двигателям был возможен из крыла. В крыльях находилось несколько пассажирских мест с широкими смотровыми окнами. Два таких самолета использовались Lufthansa, а лицензия на их производство была продана союзнику нацистской Германии – Японии, ВВС которой после некоторой доработки использовали эти машины в качестве бомбардировщиков.
С появлением все новых моделей пассажирских самолетов Юнкерс начинает развивать бизнес воздушных перевозок. Он создает компанию Junkers Luftverkehr AG, самолеты которой совершают регулярные рейсы практически во все крупные города Европы. Позднее компания сольется с другим немецким авиаперевозчиком Deutsche Aero-Lloyd, и на их базе возникнет всемирно известная Deutsche Luft Hansa, переименованная в 1933 г. в Lufthansa. Самолеты компании попали под конфискацию в пользу военных, но она всю Вторую мировую войну отправляла регулярные пассажирские рейсы на том, что осталось, и на трофейных самолетах, конечно. Та Lufthansa закончила свое существование вместе с «третьим рейхом». Новая появилась в середине 1950-х.
Увлечение коммерческой авиацией все больше отдаляло Юнкерса от военных проектов, что не могло не вызывать раздражение у представителей правоконсервативных кругов, мечтавших о военном возрождении Германии. Но что можно было ожидать от человека, еще в 1918 г. вступившего в немецкую демократическую партию, членами которой были Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Макс Вебер? Хуго Юнкерс был, как сказали бы сейчас, спонсором авангардных по тем временам художников – экспрессионистов и конструктивистов. Он принимал самое активное участие в подготовке и проведении мероприятий по случаю 300-летия философа Моисея Мендельсона и совсем не скрывал своих пацифистских взглядов.
Первый звонок прозвенел для Юнкерса еще в 1927 г., когда посетивший Дессау рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург отказался встречаться с самым знаменитым гражданином города и всемирно известным создателем самолетов. Дальше – больше.
В 1932 г. военное министерство разрывает все контракты на разработку новых самолетов, а через несколько месяцев национал-социалисты разворачивают кампанию по лишению Юнкерса всех патентов и национализации его авиационных заводов. Координировал все эти акции рейхсминистр авиации Германии Герман Геринг. В конце концов нацисты добились своего: все заводы и конструкторские бюро были национализированы, а бунтарь сослан подальше от дел, в Баварию, где и умер, конструируя металлические дома модульного типа, в частности – для новых еврейских поселений в Палестине.
По сути, Хуго Юнкерс стал одним из немногих бизнесменов в Германии, не принявших идеи национал-социализма и отказавшихся сотрудничать с нацистским режимом. В отличие, например, от основателей компаний Adidas и Puma, братьев Дасслер, по идейным соображениям вступившим в НСДАП, или тезки Юнкерса Хуго Босса, поспешившего ради спасения своего бизнеса стать сторонником нацистов.