После теракта на Крымском мосту в Ространснадзоре выступили за введение госконтроля над агрегаторами грузоперевозок. Фактически в ведомстве поддержали предложение "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ) возложить ответственность за проверку владельцев фур, логистических компаний, экспедиторов и других участников рынка на площадки, позволяющие заказчикам и исполнителям найти друг друга. Сейчас же такие ресурсы, как ATI.SU, "Атракс" и другие, позволяют всем желающим размещать предложения под вымышленными именами без указания контактных данных и ОГРН, отметили эксперты.
"Общественная потребительская инициатива" обратилась в правительство с предложением обязать агрегаторов грузоперевозок проверять контрагентов: владельцев фур, экспедиторов, грузоотправителей. Как сказано в письме организации в кабмин ("Известия" ознакомились с документом), для этого потребуется внести поправки в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, а также в Правила транспортно-экспедиционной деятельности. В качестве санкции за нарушение можно использовать внесудебную блокировку сайта, отмечено в обращении.
В ОПИ сообщили, что специалисты организации изучили самые востребованные агрегаторы грузоперевозок: ATI.SU, "Атракс", "Монополия.Онлайн", "Умная логистика", Logist.Pro, CargoMart и другие.
Выяснилось, что ресурсы позволяют людям размещать свои предложения под вымышленными именами, контактными данными, без указания адреса и государственного регистрационного номера компании (ОГРН). Площадки же не идентифицируют контрагентов и не проверяют достоверность размещаемой информации. То есть агрегаторы даже минимально не контролируют своих участников, пояснили общественники в письме в кабмин. В результате эти площадки могут использовать не только добросовестные поставщики, но и перевозчики контрабанды, контрафакта и фальсификата, злоумышленники, сказано в обращении.
В Ространснадзоре "Известиям" отметили, что считают нужным внести в регулирование поправки, которые позволят ввести госконтроль над агрегаторами. В службе сообщили: сейчас ведомство не наделено такими полномочиями. Сами агрегаторы не перевозят грузы на транспорте - площадки используют как интернет-сервисы для заказа услуги. При этом действующее законодательство никак не регулирует их работу.
В правительстве сообщили, что письмо общественников поступило в кабмин. В Минпромторге документ ещё не получили, в Минтрансе не ответили на запрос "Известий".
8 октября на Крымском мосту взорвалась фура, которая перевозила груз со взрывчаткой, исполнитель нашёл заказ на его транспортировку на площадке ATI.SU. Именно на этом ресурсе водитель Махир Юсубов принял заказ от экспедитора "ТЭК-34". Директор электронной биржи Святослав Вильде подтвердил "Известиям" эту информацию.
Он подчеркнул: площадка не может отследить, кто конкретно заказал экспедитору "ТЭК-34" заняться опасным грузом - эта сделка проходила за пределами агрегатора. Эксперт добавил, что в 2021 и 2022 годах эта компания вела обычную деятельность.
- Мы получаем безналичный платёж с расчётного счёта организации. Это свидетельствует о том, что она ведёт хозяйственную деятельность, -рассказал Святослав Вильде. - Плюс на площадке есть отзывы контрагентов о работе с этой компанией.
Эксперт подчеркнул: заказчики проходят модерацию в системе биржи, и это отображается в их карточках на сайте.
Святослав Вильде уверен, что предложения ОПИ сложно осуществить: площадки могут проверять только своих участников, но контролировать, как и откуда компании получают заказы со стороны, узнать невозможно.
Директор и владелец "ТЭК-34" Олег Антипов отказался от комментариев. Он сослался на то, что распространяемая информация может помешать следственным действиям.
Проблема передачи заказов на грузоперевозки через цифровые сервисы или агрегаторы хорошо известна на рынке, с ней в основном сталкиваются компании, работающие по России, сказали "Известиям" в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. В случае с маршрутами за рубеж эти сложности встречаются гораздо реже.
- Законодательно работа таких площадок не урегулирована, при этом она схожа с деятельностью интернет-магазинов. Ресурсы просто аккумулируют информацию заказчиков транспортных услуг и автоперевозчиков. Подать заявку на отправку груза на таком агрегаторе может практически любое лицо, - отметили в ассоциации. - На основании отзывов формируют рейтинги заказчиков и перевозчиков. Конечно, большое количество положительных отзывов привлекает к себе внимание. Компаниям с более высоким рейтингом охотнее отдают заказы. Но этот рейтинг, как показали события субботы, вполне может быть неактуальным из-за отсутствия серьёзных проверок.
Особенность транспортной логистики - скорость совершения сделки, ведь товар всем нужно доставить как можно быстрее, поэтому тратить несколько дней на должную осмотрительность невозможно, уверен глава практики судебной защиты московской коллегии адвокатов "Арбат" Юрий Нетреба. Такие проверки могут сойти на нет из-за отсутствия времени, уверен он.