8 февраля в столице в 23-й раз открылась международная выставка продуктов питания «Продэкспо-2016», показавшая, как изменился российский продовольственный рынок.
От главного входа на выставку тянет пряным ароматом специй, четко обозначившим направление, откуда будет дуть продовольственный ветер в этом году. И ветер этот, как не трудно догадаться, восточный. Индиец Самир Шетти улыбается: дела у него идут неплохо, контракты на поставки фруктов и овощей из его родного Палгхара разлетаются быстрее горячих пирожков.
И если пять лет назад он и думать боялся о покорении перенасыщенного европейскими овощами российского рынка, то теперь ретейлеры рвут его на части.
— Начинали мы с перца, кокосов и папайи, — рассказывает он, выкладывая на прилавок разноцветные овощи. — А осенью добавили гранаты и виноград, заместив ими освободившуюся нишу, которую занимала турецкая продукция.
К марту индийцы планируют заполнить прилавки столичных магазинов молодой картошкой, которая в Индии как раз даст первый урожай. Соседи индийцев по выставочному залу, иранцы, впервые выступили на российском рынке широким фронтом, объединив своих лучших производителей овощей, сухофруктов, рыбных консервов и и сладостей.
— Очень хочется, чтобы москвичи по достоинству оценили вкус тегеранского тунца, — рассказывает Муса Закари, менеджер компании «Дастчин». — Мы заготавливаем шесть видов этой рыбы. Странно, что тунец, не уступающий по своей питательной ценности телятине, менее популярен на московском столе, чем норвежский лосось.
Ставку на овощи сделали и китайцы, планирующие в этом году обеспечить все торговые сети свежим салатом «айсберг», по которому москвичи уже успели соскучиться после прекращения поставок из Европы.
— Несмотря на то что мы доставляем из Китая до Москвы овощи за 15 дней, на их качестве это никак не сказывается благодаря высокотехнологичной упаковке, — уверяет Ирина Амбарцумова, директор по экспорту компании «Кинвей».
Продовольственное эмбарго дало толчок развитию и отечественным агропромышленным холдингам. Так, большинство предпринимателей, участников начали бизнес только в прошлом году.
— В 2015 году мы засеяли поля в Кабардино-Балкарии свеклой, картофелем, луком, морковью, — рассказывает Ольга Рипянская, менеджер компании «Чудо-огород», — а к осени сняли 30 тонн урожая и все распродали. Зимой докупили еще площади, которые уже начали засевать.
А те предприниматели, кто разобрался с содержанием бизнеса еще в досанкционную эпоху, сегодня приступили к развитию формы.
— Мы решили продавать огурцы поштучно: каждый плод вымыт и упакован в пленку, — поясняет Илья Гамов, директор по маркетингу компании ТТР. — Это удобно для тех, кто хочет перекусить на ходу.
А одна из птицеводческих ферм позаботилась о домохозяйках, регулярно мучающихся с отделением белков от желтков во время готовки.
— Мы упаковываем яйца в пластиковые бутылочки, отдельно белки, отдельно желтки, — рассказывает Марина Сосновская, представитель компании «Русагропром». — Такую упаковку невозможно разбить, а яйцо в ней хранится в два раза дольше, чем в скорлупе.
Разнообразие отечественной продукции, представленной на выставке, удивило и француза Патриса Тережоля, открывшего в прошлом году в столице кафе. Пройдя по залам, Патрис заметил, что теперь он будет ездить во Францию реже.
— За один год Россия совершила скачок в решении проблемы импортозамещения, — восхищается он. — Для меня это отличная возможность развития собственного бизнеса, а для европейских коллег — еще раз подтверждение русской поговорки о том, что незаменимых нигде нет.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы:
- Открывшаяся выставка «Продэкспо-2016» и в этом году станет эффективной международной переговорной площадкой, будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества производителей и поставщиков разных стран с российской столицей. В прошлом году заключены договоры с Арменией, Азербайджаном, Узбекистаном и другими странами. По-прежнему крупнейшим партнером остается Белоруссия. Сегодня в Москве нет дефицита ни по одному продукту питания. Практически все товары, ввозимые ранее из «санкционных» стран, замещены. При этом поставки импортного продовольствия в среднем сократились на 30 процентов.
Александр Толченов, менеджер по рекламе отдела маркетинга Doshirak:
- В Москве более активно стали использовать внутренние ресурсы. Сейчас прилавки в магазинах в основном стали заполнять товары отечественного производства. Импорт в среднем сократился на 10–15 процентов. Правда цены на некоторые продукты немного увеличились. Это связано с ростом курсов валют, за которые мы должны покупать импортные составляющие. Но эта ситуация носит временный характер: сейчас начинает развиваться промышленное производство, поэтому скоро нам не придется покупать запчасти для оборудования за рубежом. Сложная экономическая ситуация на нашу компанию не сильно повлияла. Скорее, наоборот. Нам есть куда расти.
СПРАВКА
Для реализации курса на импортозамещение редакция «ВМ» совместно с Московской торговопромышленной палатой организовала конкурс «Московское качество». Главная его задача — популяризация качественных товаров, произведенных в России и реализуемых в Москве.