Повсюду стопки книг. Вглядываюсь в одну из них. Разнообразие поражает: это и профессиональная литература по режиссуре и продюсированию, и издания художника-мультипликатора Норштейна, и собрание сочинений Высоцкого, и "Вредные советы" Остера. И самый яркий сине-оранжевый корешок "Еврейское остроумие".
И мы одновременно смотрим на его черный лонгслив и серые спортивные штаны.
– Да нет, выглядите классно, – решает подбодрить Слепакова один из операторов.
Семен в ответ молчит.
Съемочная группа просит для фона поставить за спиной героя гитару. Слепаков не возражает. Подбирает инструмент, аккуратно располагает его на специальную подставку. А перед самим интервью закрывает окно:
– Может продуть гитару, – поясняет Семен. – Ей это вредно…
Перед записью спрашиваю про количество запросов на интервью от журналистов. Семен отвечает мгновенно – коротко, ярко, искренне. Дословно привести эту цитату не могу. Но как человек, который ежедневно общается с журналистами, внутренне в чем-то соглашаюсь.
Как попасть в ложу Абрамовича?
Наш разговор под камеру начинается с вопроса про "Челси" – на одном из матчей камера выхватила в президентской ложе Романа Абрамовича крупный план Слепакова и Леонида Слуцкого.
– Леонид – прекрасный человек! –восклицает Семен. – Мы с ним великолепно общаемся. Конечно, когда видимся – а видимся мы нечасто. Я все время его спрашиваю: "Леонид, почему у российского футбола такие проблемы?" А он отвечает: "Понимаешь, Семен…" и подробно объясняет.
***
Как попасть в ложу Абрамовича? Слепаков сначала задумывается, а потом признается:
– Не знаю. На самом деле меня пригласил не Абрамович, а Слуцкий. С Абрамовичем я очень шапочно знаком. Он – один из попечителей фонда Чулпан Хаматовой, который устраивал тогда в Лондоне благотворительный концерт, проходивший в заведении Абрамовича. А Слуцкий, я так понимаю, в более близких и тесных с ним отношениях… Там очень классно в этой ложе, нам очень понравилось. И мою жену Абрамович даже пледом накрывал. А я потом изображал ревность. Немножечко…
– А что именно классного в ложе? Вкусно кормят?
– За три дня до этого мы были на "Эмирейтс", где играл "Арсенал" с "Манчестером". И стадион "Челси" оказался гораздо более уютным. Его, знаю, то ли реконструируют, то ли должны были реконструировать (клуб действительно планировал на месте "Стэмфорд Бридж" строить новую арену, но в 2018 году проект заморозили. – Прим. "СЭ"). Обзор поля там отличный. Это первый стадион, где мне было видно так же, как по телевизору. А вот игра шла не очень интересная. Вернее, она была интересна тем, что в случае победы "Челси" становился бы чемпионом Англии… Этой, как ее… премьер-лиги! И "Челси" выиграл, и все очень радовались… Ну и кормят там… Знаете, как это всегда приятно!
На всякий случай уточняю:
– Икра была?
– Нет, не было, – печально отвечает Семен.
Как Слепаков играет в футбол?
Спрашиваю про фото в инстаграме, где Семен запечатлен на зеленом газоне в футбольной форме.
– Это звезды эстрады, политики, и я не знаю, чего еще встречались со сборной кавээнщиков, – вспоминает Слепаков. – Мы проиграли 2:13. Потому что у них там команда, они регулярно собираются, тренируются целыми днями. А мы собрались один раз, абсолютно несыгранные. А еще у них была цель – одержать над нами кровавую, убедительную победу. Максимально убедительную. А мы просто пришли поиграть. У нас на поле все выходили – и толстые, и кривые, и косые. Удовольствие хотели получить. Ну и получили…
***
Когда Слепаков говорит о футболе, его глаза наполняются абсолютно детским азартом, а стилистика речи не может не вызывать улыбку.
– Вообще я в футболе хорошо разбираюсь, – то ли шутит, то ли всерьез говорит Семен. – Не так, как Слуцкий, конечно. Я не могу сказать, что мы г**но. Настолько я не разбираюсь в футболе. Но футбол очень люблю. Всегда играл в нападении. Такой кинжальный форвард. Обожаю голы забивать, был забивной.
– Как Дзюба?
– Нет, я не такой силовой. Дзюба хорошо играет. Я все-таки не так хорошо… Но в детстве очень много в футбол играл – школу начал прогуливать с четвертого класса, потому что играл в футбол целыми днями. Больше всего в жизни мне запомнился матч, когда мы встречались с ребятами, которые были на два или три года старше. Долго никто никому не мог забить. Уже надо было расходиться – или время заканчивалось, или урок важный начинался. И тут мы подали с углового, и я ударил, но не лбом, а всей рожей (для наглядности Семен показывает этот момент на себе и широко улыбается). Я с такой силой ударил – мне было очень больно и радостно. И вот этот удар у меня отпечатался где-то на подкорке.
***
А вот походы на стадион Семена совсем не привлекают.
– Вживую видел только одну игру чемпионата мира. Должен был посетить больше, но никакого удовольствия не получаю от похода на футбол. Ни-ка-ко-го. Я люблю сесть перед большим телевизором, взять бутылку пива и спокойно смотреть. А не идти на этот стадион, проходить 700 проверок, подниматься на трибуну, садиться, потом там все подходят фотографироваться. Короче, я на финале был и чуть не сошел там с ума. Вот в ложе Абрамовича было хорошо (улыбается). Но меня туда перестали звать! Не знаю, что я там себе напозволял!
Киев, "Спартак" и "Атлетико" из Мадрида
– За кого болеет Семен Слепаков?
– Я все детство болел за "Динамо" Киев. Мы с папой очень любили эту команду. Ее костяк представлял сборную СССР на чемпионате Европы-88, где мы взяли серебро. А потом я болел за романцевский "Спартак".
– Неожиданно. Киев и "Спартак" – это же заклятые враги!
– Поймите, я жил в Пятигорске – это не Киев и не Москва. Мне просто нравилось, как играла эта команда, когда в ней были Титов, Тихонов, Цымбаларь, Аленичев, Онопко – наш кавээновский любимец. Я за них очень сильно болел. Особенно когда встречались с "Интером", где выступал Роналдо. Даже ухитрялись забивать (речь о полуфинале Кубка УЕФА-1997/98, где "Спартак" уступил "Интеру" в двух матчах – 1:2, 1:2. Два гола на счету бразильца Роналдо. – Прим. "СЭ"). А после этого периода я перестал болеть.
– Почему? Современный футбол неинтересен?
– Я смотрю Лигу чемпионов и все первенства мира и Европы. Просто саму игру. На сегодня нет конкретной команды, за которую я смог бы переживать. Одно время выделял "Барселону". Сейчас нравится "Атлетико" Мадрид. Потому что впечатляет Гризманн, я его считаю сейчас самым крутым игроком.
– Матчи с "Ювентусом" смотрели?
– Да, конечно.
– И как вам жест Симеоне?
– Смешной, хороший жест. Ну, конечно, немного грубовато вышло. Но там видно – есть за что подержаться, он так схватил и все прям выпучилось(Слепаков активно руками показывает, как именно выпучилось). Но в Симеоне всегда было что-то звериное. Помню, когда он еще за "Интер" выступал, всегда был жесткий, агрессивный.
Как рождаются песни?
Честно говоря, интервью со Слепаковым мы задумывали еще в прошлом году, когда его песня "Оле-оле-оле" про сборную России накануне ЧМ-2018 взорвала все информпространство (более 12,5 миллиона просмотров на YouTube). Но тогда Семен не смог пообщаться. Зато согласился в феврале, после своего успешного концерта в "Крокусе" (полный зал – 6000 зрителей). Но тема сборной актуальности не потеряла и стояла, конечно, особняком. А подбираться к ней я начал издалека – с вопроса "Как рождаются песни?"
– Мы пишем с товарищем – Джавидом Курбановым (в последнем клипе Слепакова "Тяжелый год" он подпевал вместе с хором в заичьих ушах. – Прим. "СЭ"). Чаще всего собираемся после работы – часов в 8-9-10 – и часика два-два с половиной сидим и просто разговариваем. Обо всем. Нам интересно друг с другом общаться. И в общении появляются какие-то мысли, которые потом перерождаются в песенки. Иногда бывает, что в душе придет какая-нибудь смешная строчка. Вот строчку "А у мэра "Порш Панамера" я придумал, когда действительно увидел Панамеру в Кисловодске. Такой разбитый город, дороги плохие и вдруг этот "порше" едет. Сразу стало понятно, о чем песню писать. Остальное – дело техники.
"Оле-оле-оле": за что должно быть неловко?
– Вы следите за сборной России? – перехожу в атаку.
– В каком смысле следите? Хожу за ней и тайком подглядываю? – Семен явно понимает, к чему я клоню.
– Знаете состав, расписание, смотрите ее матчи? Может быть, анализируете тактику?
– Нет, что вы. Зачем мне хлеб у Черчесова отнимать?
– Тем не менее перед ЧМ-2018 написали и исполнили песню про сборную, где усомнились в команде и тренере. Признайтесь, вам же было неловко из-за этого?
– Нет. Вообще не было. А за что мне должно быть неловко?
– Вы в жесткой сатирической форме прогнозировали провал, а в результате сборная успешно выступила на чемпионате мира.
– Да я только радовался! Считаю, что человек, равнодушный к нашей сборной, такую песню никогда бы не смог написать. Песня вышла хорошая и смешная. Все что получается вот так вот – искренне и хорошо, это всегда пропитано болью и переживанием. Я просто смотрел все товарищеские матчи и не видел команды, не понимал, что происходит. Так эта песня и появилась. А когда сборная начала побеждать, я со всеми вместе радовался. Когда играли с хорватами, так болел, что даже голос сорвал.
Нет, мне не было неудобно. Я же не после ЧМ-2018 это написал! Просто сейчас все забыли, но настроение тогда у всех было такое. Когда они начали хорошо играть, то все поначалу очень сильно удивились. Это же закон толпы. Толпа всегда объединяется против кого-то или чего-то. И все начали говорить: "Да, мы верили, мы верили!" Да никто тогда не верил! Вот есть у меня друг Сережа Светлаков – вот он действительно верил. Потому что Светлаков такой человек, он всегда будет болеть и верить. Я другой, я более пессимистично настроен. Да, в чудеса не верю. А произошло действительно чудо, которое смогли сотворить Черчесов и ребята.
Но, может быть, вот это настроение людей (я сейчас не про свою песню, а в целом), которое давило на футболистов, сыграло определенную роль. Ну не хотелось им облажаться! Если бы я был на их месте, мне было бы страшно представить эти помои. Я, между прочим, никогда не лил эти помои, в своем творчестве никогда их не ругал. А эти помои начали бы еще больше проливаться, когда турнир проходит в России. Этот успех – это какая-то совокупность факторов, здесь сложились и желание, и морально-волевые качества, и грамотная работа Станислава Саламовича.
– Как писалась "Оле-оле-оле"?
– Сидели, как обычно, с Джавидом, болтали. Я говорю: "Представляешь такую ситуацию, что тренировать сборную будет вот этот тренер?"
– "Вот этот тренер" – это Рамзан Кадыров?
– Да. И мы начали фантазировать вокруг этой темы, набрасывать разные строчки, потом я пошел домой и придумал все начало. Затем написали один вариант, потом все переписали.
– А вы сразу назначили на пост тренера Кадырова? Или рассматривались другие кандидатуры?
– Не рассматривались.
– Первая реакция на песню была от одного из министров Чечни, который призвал вас извиниться. Какие эмоции у вас тогда преобладали – улыбка, непонимание, страх?
– Нет, страха не было. Я же сам с Кавказа. Прекрасно понимаю, какие вещи могут обидеть, а какие не должны. Я тогда скорее удивился, потому что эта песня не должна была задеть чьих-то чувств.
– Каково это, когда на твои песни реагирует Рамзан Кадыров?
– Мне было приятно. Он отнесся с чувством юмора, написал ответное стихотворение. Очень люблю, когда у людей есть чувство юмора и они правильно все воспринимают. Вообще этот чемпионат мира – это какой-то сумасшедший круговорот, бесконечный карнавал. И это как страничка всего этого. Я, честно говоря, не собирался оказываться на чемпионате мира в центре внимания. Это случайно произошло.
"Чемпионы": "Коля, ну что я могу написать?!"
Разговор плавно сворачивает к другой песне – "Чемпионы", исполненной совместно с Сергеем Шнуровым уже по ходу успешного для сборной Россиичемпионата мира.
– Сборная начала выигрывать у всех, – вспоминает Слепаков. – Встречались с Египтом, а я пошел в студию к Ване Урганту. Он меня пригласил как раз на волне песни "Оле-оле-оле". И мы вместе смотрели этот матч. Они выиграли. Мы были потрясены. Константин Львович Эрнст пришел в студию, с нами болел и радовался. И мне начали писать и спрашивать: "Ну что, будет другая песня, будет другая песня?" Отвечаю: "Какая другая песня?" Мне уже надоело, что меня все дергают по этой теме. Просто когда все началось, мне журналисты обзвонились, я трубку не брал, не люблю, когда с незнакомых номеров звонят. Я от этого так устал, говорю: "Ну какая песня? Не буду я писать никакую песню!" Все вновь: нужна песня или извинительная, или о том, как ребята стали хорошо играть. И вот вечером еду домой и мне водитель Коля говорит: "Ну что, Семен, будешь писать новую песня?" Я психанул: "Коля, как вы все задолбали меня этим вопросом! Буду я писать новую песня, не буду я писать новую песню. Вот что, я говорю, могу написать? Что я могу написать? Были г*****ы, стали чемпионы? Что я могу написать?" И он заржал. А я думаю: "А чего, нормальный припев". И в моей голове сразу всплыл человек, с которым это можно спеть.
– И вы позвонили Шнурову?
– Да. Он отвечает: "Давай, приезжай". Я же говорю, в этот чемпионат мира происходили события с головокружительной быстротой. На следующий день я написал эту песню, сбросил ему, он к вечеру уже прислал мне аранжировку и говорит: пригоняй. Мы сели на самолет, прилетели в Питер, за один день записали песню. Просто мы хотели успеть до Уругвая. Мы же все понимали. Если кто-то забыл, то они 0:3 проиграли. Нам надо было, чтобы это ощущение триумфа не смазалось. В общем, мы хотели успеть до Уругвая.
– Понимали, что миг скоротечен?
– (Смеется.) Понимали. А еще понимали, что выходим в плей-офф, скорее всего, на Испанию. Мы же не знали, что начнутся чудеса. Мы записали, вечером монтировали, ночью все прислали и на утро выложили – за два дня Уругвая.
***
В середине интервью раздается странное бренчание. Все начали коситься в сторону своих телефонов.
– Это кто-то жопой сел на мою клавиатуру, – догадывается Слепаков.
– Это наш звездный фотограф Александр Федоров, – я решаю сгладить ситуацию и представить героя эпизода.
– Хорошо, будем знакомы. У вас в "Спорт-Экспрессе" у фотографов есть такое разрешение – садиться жопами на клавиатуры? – Семен подмигивает Федорову. Тот краснеет.
***
– Давайте представим, что вы встретитесь с Черчесовым – предположим, в ложе Абрамовича. Что ему скажете?
– Знаете, это так интересно – команда сыграла с хорватами, и я сделал пост в инстаграме, написав: "Спасибо, сборная!" Мне начали все говорить: ты, мол, прогнулся. Почему прогнулся?! Я искренне написал, что испытывал! То же самое скажу и Черчесову. У меня вызывает большое уважение то, что он сделал. Я с Жирковым недавно пересекся на КВН и спросил: "Вы же не сильно на меня обиделись?" Он говорит: "Да нет, все нормально".
Аршавин и шикарный монолог про российских футболистов
Про сборную России Слепаков сочинял еще семь лет назад – песня про Андрея Аршавина посвящалась провалу в стыковых матчах со Словенией в 2009-м и вылету с Евро-2012. В частности, были такие вот строчки:
Верили мы, что своею игрою
Русский футбол ты поднимешь с колен.
Ради страны, что гордится тобою
Мог бы напрячься маленький член.
***
– Почему вам не нравится Аршавин?
– Мне он очень нравится! Я больше всего люблю пересматривать нарезку, где он четыре гола забил за "Арсенал". Мне очень нравится его удивление от этих событий. Слушайте, вообще я считаю Аршавина талантливейшим игроком за последние не знаю сколько лет. Но на тот момент опять же перекрыли эмоции. Почему? Потому что после чемпионата Европы все многого от него ждали, а он не оправдал ожиданий. Вообще – это все в песне сказано. Ваш вопрос какой-то бессмысленный. Кстати, я тогда долго думал – петь эту песню или нет. Но в итоге ребята убедили выступить с ней.
– А в чем были сомнения?
– Не хотел обижать Аршавина.
***
И тут Семен переходит к разговору о проблемах российских футболистов – его монолог получается настолько остроумным и самодостаточным, что я в него не вмешиваюсь.
– Порой с таким интересом наблюдаю, как наши игроки выходят один на один. Кажется, что у них в этот момент возникает изумление, граничащее с ужасом. И в большинстве случаев они не знают, что делать. А у европейских игроков этого нет. Такое впечатление, что наших просто не готовят к тому, что можно выйти один на один. Им нужны психологи, которые должны объяснить, что в игре может возникнуть такой случай… "То есть, скорее всего, этого не будет, Вася… Но ты должен быть готов, что случайно мяч так отскочит, попадет к тебе и ты окажешься один на один с вратарем. И в этот момент ты должен решительно пробить по воротам. Не искать, кому отдать назад, взять ответственность на себя, рискнуть и поразить цель".
Думаю, что с западными футболистами эту работу проводят. Они тоже часто промахиваются, но у них почему-то нет растерянности. А у наших – есть. Мне их в этот момент так жалко. Думаю, как же они переживают.
Вспоминаю ту игру, когда я выступал за кавээнщиков. Меня хватило на большом поле ровно на 2,5 минуты. Я очень быстро побежал. Обыграл Дворковича, Башарова, резким финтом ушел от Сюткина. Бегу и думаю: да я, наверное, могу на самом высоком уровне выступать! Поле такое большое, мяч кидаешь и догоняешь его. Все легко. И через две минуты я сдох. И ушел с поля. Сидел минут 10, потом опять вышел, но уже не так бодро. Ну так вот, был момент, когда я прорвался к штрафной и то ли удар нанес, то ли пас кому-то дал и не решился ударить. Я этот момент прокручивал у себя в голове, наверное, год! Жалел – как же я не сделал, было же столько вариантов. И второй раз – мне кавээнщик Антон Морозенко навесил, но вместо удара по воротам получилось так, что мяч почему-то отскочил от моего лба и отлетел обратно к Антону Морозенко. И я потом тоже думал: почему я голову не повернул, идиот!
И это я так думал! А я вообще не обязан хорошо играть в футбол! Я вообще пожилой мужчина! А что же творится с профессионалами, когда они выходят один на один и не забивают, когда пенальти не реализуют?! Здесь действительно нужна работа с психологом, чтобы через это все пройти. Я очень переживаю за них в эти моменты.
Почему не будет песни про Кокорина и Мамаева?
Интервью Слепакова нужно обязательно смотреть на видео (вы можете сделать это на нашем сайте sport-express.ru и YouTube-канале), потому что когда он говорит, огромную роль играют непередаваемые в тексте интонация, мимика, жесты. Порой Семен произносит вполне серьезные вещи, но благодаря его уникальной стилистике звучат они дико смешно. При этом в нужный момент Слепаков может выключить этот режим, и тогда ты понимаешь: сейчас он точно не шутит.
Именно это и случилось, когда речь зашла об Александре Кокорине и Павле Мамаеве, которые находятся в изоляторе в ожидании завершения следствия по их делу.
– Дурацкая ситуация, – в словах Слепакова впервые за время нашего общения нет и намека на шутку. – Я в такие моменты переживаю за реакцию народа. Мы как-то увлекаемся морализаторством, воспитанием… Такое ощущение, что каждый считает своим долгом высказаться. Читаю дискуссии в интернете, там спрашивают: ну, что, должны выйти Кокорин и Мамаев? И кто-то отвечает: пусть сидят! И там 3000 лайков. А другой пишет: да ладно, пусть уж выйдут! ВЫ КТО ВСЕ ТАКИЕ ВООБЩЕ? Почему вы эти решения принимаете? Должен же быть закон! Надо действовать в соответствии с ним! Мне кажется странным, что они так долго сидят за то, что совершили. Я понимаю, что это показательная порка. Но надо ли, чтобы у них из-за этого вся карьера шла под откос? Я всегда сочувствую в таких ситуациях.
– А вы можете представить, что кто-то из вашего окружения окажется на их месте?
– Нет, в моем окружении нет подобных людей. У моего круга общения, наверное, интересы немного другие. Мы не ведем себя агрессивно в такие моменты.
– Тогда откуда у вас сочувствие, если для вас и вашего окружения подобное поведение тоже дико и неприемлемо?
– Наказание должно быть адекватно проступку. Они никого не убили, не ограбили…
– Почему вы до сих пор не затронули эту тему в своем творчестве?
– Мне это не смешно! Честно – мне это не-смеш-но! Когда начинается травля, я отхожу в сторону. Я не хочу принимать участие в травле. Не хочу быть частью толпы! Быть этим г****ом, – у вас в "Спорт-Экспрессе" можно слово "г****о" говорить? – которое либо палец вверх делает, либо палец вниз. Как в гладиаторских боях, когда лежит человек на земле и люди принимают решение – так сделаем или вот так. И если палец вверх, то они такие милостивые, а если вниз – то они решают его судьбу, мол, нам так хочется. Я против этого! Хочу быть в стороне! Ненавижу травлю! Еще бы в этот момент я, такой нарядный, со своей песенкой выбегал бы и пел про них. На той неделе, когда их посадили, мне все писали: давай песню про Кокорина с Мамаевым. Нет! Вообще не захотелось!
"Домашний арест": почему не тонул карлик?
В прошлом году популярностью пользовались не только песни Слепакова – осенью прогремел сериал "Домашний арест", где Семен выступил и как автор идеи, и как продюсер, и как сценарист. Уточняю у Слепакова: "Наверное, вас все достали вопросами про сериал?.." "Наоборот, мне приятно, – отвечает Семен. – Спрашивайте". О своих героях он говорит так ласково и с таким трепетом, что вовсе не кажется банальностью фраза о том, что "каждый из них стал родным".
– У меня в сериале нет любимого персонажа – я их всех полюбил, так сильно прикипел к ним. Поймите, сначала я их писал, потом выбирал для них актеров, потом на площадке с ними прожил, затем – на монтаже. Только не подумайте, что я так восхищен собственной работой. У меня масса претензий к себе, есть много моментов, которые могли бы получиться лучше.
– Сериал начинался как сатирическая драма, а закончился как комедийная мелодрама...
– Я такой претензии не слышал, но если вы хотите мне ее предъявить, то отвечу. Ну какая же это драма? Это с первых минут комедия! Просто у людей было желание, чтобы все плохо закончилось. Все очень ждали, чтобы народный кандидат оскотинится. Ну была у нас такая версия. Но сочли ее неинтересной. Говорю абсолютно искренне – мы к хеппи-энду не стремились, оно само так написалось. И нам это нравится. Что бы кто ни говорил, я безгранично уважаю мнение каждого зрителя, но при этом от своего не отказываюсь. И мне нравится, что все закончилось хорошо, потому что я за время этого сериала полюбил его героев. Лично я, как их создатель, хотел, чтобы у них все закончилось хорошо. И это себе позволил. А почему я себе не могу это позволить, если я сам их придумал?
– Почему вы решили показать лизоблюдство именно через спорт, которым исключительно для постов в инстаграм занимается губернатор, персонаж Романа Мадянова?
– Потому что у нас спорт и ЗОЖ сейчас в тренде, у нас спортивный президент. Все хотят на него равняться и порой это выглядит нелепо. Вот эту нелепость я и хотел показать. Когда мы с Романом Сергеевичем обсуждали роль, я ему рассказал про эту идею, и он начал ее развивать, предлагать образы, показывать, как нелепо себя ведет. У меня был только один кусочек со спортом, а Роман Сергеевич внес свои предложения, и я вписал спорт в каждое его появление.
– Есть что-то, чем вы недовольны в сериале?
– Какие-то отдельные сцены сейчас смотрю и понимаю: это можно было сделать лучше. Например, снимали фрагмент, где карлик тонет. Не смогли яму продолбить – и карлик не мог там тонуть. Ему там было вот по сюда (Семен показывает на грудь). Потому что в том месте был бетон. Но у киношников всегда такие проблемы. Представьте этот идиотизм: надели на карлика гидрокостюм, навесили какие-то мешки с песком, на улице зима, минус 10, он делает вид, что тонет, рядом Саша Робак (исполнитель одной из главных ролей. – Прим. "СЭ"), которому яма вообще по сюда (показывает на щиколотку). Смотришь на эту сцену – дорисовать на графике нельзя. Думаешь: блин, облажались.
– Карлик – мой любимый персонаж. Как он появился? Это отсылка к "Игре престолов" – теперь в каждом сериале обязательно должен быть карлик?
– Люди любят найти сходства. Надо постоянно что-то с чем-то сравнивать. Если не сравнивать, то становится непонятно. Герой "Игры престолов" – это не первый карлик в сокровищнице мирового кинематографа, равно как и в литературе. А у нас он возник случайно. Сам не знаю как. Он появился в шестой серии, когда надо было тонуть, а потом мы вернулись и везде его вписали. Короче – он как-то прижился у нас. Такой смешной персонаж – фээсбэшник-карлик, который ходит с пистолетом и мечтает о полевой работе, а дядя его бережет. Мы искренне ржали над ним. Вот он и стал везде проникать в сценарий, и в итоге родилась целая история его восхождения.