Проходите, пожалуйста
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Олег Клещев. Известия
Как в России будут развивать игровую индустрию и когда появится русский X box
Выпустить консоль российского производства, создать онлайн-платформы для распространения игр и организовать собственные Game Awards. Организация развития видеоигровой индустрии (РВИ) 26 февраля опубликовала план по поддержке отрасли на ближайшие пять лет. Опрошенные "Известиями" эксперты считают: конкурировать с PlayStation и Хbox вряд ли получится, хотя отечественный онлайн-магазин по модели Steam вполне возможен. "Известия" - об актуальных проблемах индустрии.
КОНКУРЕНЦИЯ ЗА КОНСОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Ключевая цель РВИ - сохранение, восстановление и развитие игровой отрасли; организацию учредили в конце декабря 2022 года. Она координирует взаимодействие между бизнесом, научно-образовательными сообществами и госсектором для повышения привлекательности инвестиций в игровые проекты, а также способствует их продвижению на глобальном рынке. 26 февраля объединение опубликовало план на ближайшие пять лет.
План РВИ до 2029 года включает в себя много пунктов - начиная с поддержки киберспортивных мероприятий и небольших индистудий и заканчивая производством книг и фильмов об играх, а также созданием геймерских направлений подготовки в вузах. Но, как считают опрошенные "Известиями" эксперты, далеко не все пункты дорожной карты затрагивают актуальные проблемы российской индустрии, а некоторые из положений стоит доработать.
Один из самых амбициозных пунктов - создание собственной игровой консоли. Основная сложность этой задумки - конкуренция с PlayStation и Хbox. Несмотря на то что напрямую цифровые копии игр к ним купить в России в разы сложнее, эти приставки до сих пор остаются популярными в стране. Как считает директор фестиваля "Стрим-фест" Михаил Лисецкий, игровые консоли - это в первую очередь закрытые экосистемы для свободного глобального рынка.
- В ситуации, когда рынок сбыта ограничен, сама идея запуска проприетарного hardware (проприетарное программное обеспечение - ПО, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей. - "Известия") едва ли может быть обоснована. Не говоря о том, что платформу продают игры и верная постановка вопроса такова: какие отечественные игры будут настолько интересовать геймера, что он будет готов купить под них отечественную игровую консоль? - рассуждает эксперт.
Важность эксклюзивов подтверждает Atomic Heart - одна из самых громких игр прошлого года, но она вышла в России исключительно на платформе VK Play. Это не помешало российским пользователям, привыкшим к более известным мировым сервисам (Steam, Epic Games Store), установить отечественный онлайн-магазин, чтобы поиграть в Atomic Heart. Подобное может сработать и с российской консолью, если на неё выйдет достаточно громкий и интересный эксклюзив. По этой же модели работают PlayStation и Хbox - существует ряд игр, которые доступны только для этих устройств. Из-за этого сохраняется интерес к этим консолям.
Как считает эксперт в области фиджитал-спорта и преподаватель кафедры киберспорта Университета "Синергия" Даниил Лопатников, российские разработчики вполне могут создать конкурентоспособную консоль - в отечественном геймдеве сейчас трудится немало опытных специалистов, имеющих опыт работы в крупных зарубежных корпорациях.
- Весь вопрос в наличии политической воли и необходимых финансовых вложений со стороны крупных инвесторов. Возможно, ими могли бы стать крупные российские компании, в первую очередь высокотехнологичные госкорпорации или банки с государственным участием, - объяснил Даниил Лопатников.
ВЗЯТЬ ПРОВЕРЕННОЕ, ИСПРАВИТЬ НЕДОЧЁТЫ
Запуск альтернативной платформы для продажи отечественных и зарубежных игр - тоже амбициозная задумка, которую непросто реализовать на уже сложившемся рынке. На сегодняшний день главным цифровым магазином остаётся Steam от компании Valve - на нём пользователям предлагают более 50 тыс. проектов, и это количество увеличивается ежедневно.
Пока Steam наиболее лояльно относится к геймерам из России: кошелёк всё ещё можно пополнить, покупка большинства релизов не ограничена. Отдельные продукты пока ещё могут быть недоступны из-за прямых запретов издателей. Steam также поощряет инди-разработчиков: проводит специализированные фестивали, бесплатно рекламирует и рекомендует их проекты. Успешным опытом зарубежных коллег могут воспользоваться российские специалисты.
Михаил Лисецкий считает, что рынок работает со Steam не потому, что это идеальная платформа, а потому, что она самая аудиторная. А для создания домашнего игрового сервиса лучше обратить внимание на те функции, в которых у Steam есть проблемы.
- Для примера назову систему автоматических рекомендаций для пользователя. Если механика с "кураторами" на Steam работает хорошо, то обычная "предложка" на основе доступных платформе данных о пользователе сейчас просто провалена Valve. Представляется, что создание системы рекомендаций с использованием диалоговой нейросети может стать прорывом в этом направлении. Также хорошим, пусть и парадоксальным решением стало бы создание системы рекомендаций, выходящей за пределы экосистемы. Пусть не все рекомендованные игры будут доступны в магазине, сама услуга будет оценена пользователем положительно, и он за ней вернётся - это привяжет его к платформе, - объяснил Михаил Лисецкий.
СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС И ДОЛЯ СУБСИДИЙ
В плане РВИ заявлены поддержка киберспортивного направления и проведение собственных чемпионатов по отечественным играм. Направление очень перспективное, достаточно взглянуть на масштаб Игр будущего в Казани, но большую часть финансирования, скорее всего, предоставит государство.
В мировой практике уже были примеры искусственно созданной киберспортивной среды - Blizzard вкладывала немало денег в соревнования по Overwatch и Heroes of the Storm. Спортивное подразделение первой игры прекратило существование ещё в прошлом году, второй проект находится в режиме поддержания: почти отсутствуют какие-либо обновления, но серверы пока не выключают. Оба релиза не сформировали органичное соревновательное сообщество среди фанатов и лучших геймеров, вместо этого Blizzard вкладывала в них дополнительные средства. Поддержка проектов правительством, а не частными компаниями тоже может быть недостаточной для естественного формирования фанатского и профессионального сообщества вокруг игр.
Как считает учредитель АНО "Кафедра киберспорта" Николай Скаржинский, нет ничего плохого в поддержке государством видеоигровых проектов. Но слепо вливать денежные средства в проекты нельзя.
- Нужно проанализировать отклик реальных пользователей и корректировать поддержку исходя из него. Стоит также отметить: почти весь ки-берспорт в мире сейчас имеет ограниченное финансирование и довольно мало киберспортивных проектов окупается. Тем не менее они существуют, - рассказал Николай Скаржинский.
По мнению же Михаила Лисецкого, российская игровая индустрия долгие годы развивалась и показывала хорошие результаты без государственного вмешательства.
- Что действительно требует поддержки и всегда требовало, так это развлечения с социальным аспектом.
Например, развивающие видеоигры для детей с особенностями развития, игры для слабовидящих и слабослышащих. К слову, адаптация уже вышедших игр для таких пользователей тоже требует денег, но они редко находятся у разработчиков и издателей - и вот тут государство действительно может помочь, - отметил эксперт.
ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ
Николай Скаржинский добавил: в плане РВИ почти все проблемы затронуты лишь общими словами, нужно следить за конкретными действиями. Главная проблема отечественных игр заключается в их относительно небольшой популярности в мире, полагает специалист.
- Развития не будет без значительного числа игроков. А в плане РВИ эта тема затронута лишь косвенно. Не уточняется также, какие инструменты продвижения будут использованы. Важно понимать, что игровая индустрия многих стран, включающая консоли и культовые видеоигры, выстраивалась десятилетиями и при этом до сих пор испытывает серьёзные трудности. Например, компания Epic Games, невзирая на растущую популярность, до сих пор несёт огромные убытки при продвижении своих игр, - объяснил "Известиям" Николай Скаржинский.
Он также добавил, что при комплексном и экспертном подходе у России есть все шансы через несколько лет попасть в топ мирового рейтинга по разработке и продвижению игр.
Директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко считает, что план РВИ достаточно ёмкий, но есть некоторые нюансы, которые ещё можно доработать.
- Мне, например, не очень понятно, почему в российских игровых продуктах киберспортивная составляющая по плану включается только через пять лет. На мой взгляд, это можно сделать уже сейчас. Всё для этого готово. Впрочем, в остальном в плане затронуто всё то, что актуально именно сейчас. Если появится что-то новое, это всегда можно своевременно добавить по ходу проработки плана на уровне экспертов, представителей индустрии, органов исполнительной и законодательной власти, - объяснил "Известиям" Александр Горбаченко.
Опрошенные "Известиями" эксперты полагают, что сейчас российская игровая индустрия продолжает развиваться и перестраиваться после введения ограничений. Многие её составляющие вовсе создаются с нуля, поэтому любая поддержка скажется на ней положительно. Но реализовать программу вряд ли получится в ближайшие пять лет, реальные сроки - десять лет и более.
" Российские разработчики вполне могут создать конкурентоспособную консоль - в отечественном геймдеве сейчас трудится немало опытных специалистов, имеющих опыт работы в крупных зарубежных корпорациях"
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.