Страна послушно затворила двери квартир и пережидает – пандемия на дворе как-никак. На тех, кто выходит на улицу, да ещё без аптечных «намордников», из окон поглядывают как на диверсантов. Мы такие, нам приказали – и мы, в массе, взяли под козырёк. Мы точно знаем, что сделали правильно. Но гложущий червячок сомнения – что с ним поделать?
Анекдот из «Двенадцати стульев» помните? «Отчего умер ваш сосед? – От гриппа! – Ну, это не страшно…» Грипп ведь нам – как родной, хотя в сезонные вспышки он загоняет в могилы тысячи человек. Если не десятки тысяч. Другое дело – коронавирус. Целые города от него вымирают нынче – не буквально, правда, а от страха перед новой болезнью. За окно поглядите – не так? А так-то у нас от коронавируса пока вообще никто не умер. Да-да. Даже пенсионерка, о которой трубили на прошлой неделе как о первой жертве напасти, – у неё и правда обнаружили коронавирус, но причиной ухода из жизни стал не он, а оторвавшийся тромб. Но тромб – он ведь, как тот грипп, привычное дело. Написали бы: пенсионерка скончалась от тромба – и кто бы тогда обратил внимание?
Жирная рыбка из мутной воды
Способность говорить с иронией о страшных вещах позволяет людям лучше осмысливать то страшное, что с ними порой происходит. Ярослав Гашек в своём «Швейке» шутя разложил перед читателями, как на витрине, ужасы Первой мировой войны. На дворе эпидемия, это так, но разве это повод впадать в уныние? А вот подумать нам есть над чем, это факт. Пока нам вполне удаётся противостоять пандемии – благодаря хорошей организации и взаимодействию руководства соответствующих служб и структур. Причём не прибегая к драконовским мерам, как в Израиле, где наглухо перекрыли все въезды и выезды в страну, а гражданам под угрозой тюремного срока запретили выходить из дома на улицу.
Во Франции и Италии не желающих соблюдать карантин граждан отлавливают военные патрули. У нас же в отличие от Европы всё более-менее мягко, никакой обязаловки и никакого карантина из-под палки. Уверенные действия властей и спокойная обстановка вокруг снимают риск паники, которая может оказаться пострашней эпидемии. Столичное правительство и лично Сергей Собянин, титаническими усилиями противостоя пандемии, и вовсе совершают беспримерный управленческий подвиг. Но, говоря о подвигах и медалях, нельзя не сказать и об оборотной стороне медалей. Налоговая служба включилась в борьбу с коронавирусом, бодро отрапортовал телевизор. Ведомство получает данные о перелётах граждан. А это точно в рамках борьбы с заразой или коронавирус лишь предлог, а налоговая просто хочет больше о нас с вами узнать, с понятными целями?
Тем временем с мест сообщают, что, например, в Петропавловске-Камчатском наблюдается всплеск ажиотажного спроса на продукты питания. Всего за день некоторые торговые точки реализовали трёхдневную норму товара. И похожие сообщения приходят не только с Камчатки – почти везде теперь так. Казалось бы, ясно, кто тут в шоколаде. Как говорится, кому война, а кому – мать родна.
Но вот глава Минпромторга Денис Мантуров божится, что торговые сети несут огромные издержки из-за резко увеличившегося спроса, сообщает ТАСС. Как же так? Внимательно перечитываем «тассовку»: по словам Мантурова, вопреки мнению многих о том, что торговые предприятия сегодня зарабатывают на покупателях, они несут дополнительные издержки: увеличивают количество персонала, организуют ускоренные поставки, обеспечивают санитарную безопасность и дезинфекцию магазинов и складов. О как! А вот и главное: министр добавил, что государство идёт навстречу торговым сетям, чтобы поддержать их в условиях распространения коронавируса. Увидели ключевое слово – «поддержать»? Тех, кто и так распродаёт за сутки то, что раньше расходилось за трое! Попахивает неприкрытым лоббизмом, разве нет? И, согласитесь, остаётся осадочек.
Богатейшие авиакомпании пугают банкротством. Вообще все, кто сейчас может мало-мальски что-то прокричать власти, просят денег, отсрочки платежей в бюджет и прочего. Хотя корпоратов сейчас бы, наоборот, стоит попросить помочь людям: не снижать зарплату тем, кого отправляют по домам, помочь деньгами. На просьбы государства частники резонно отвечают: мы не для того частный бизнес держим, чтобы госфункции на себя брать. И вот тут у иностранных государств родился ответ, который нам как нельзя кстати стоит вложить в уста нашего правительства. Раз нынешние собственники не в состоянии сохранять стабильность хоть и в непростой, но и не в самой критической ситуации, раз не справляются сами, так не оказать ли им помощь, национализировав их?
Во Франции вот спросили: уважаемые банки, если будут проблемы и необходимость дофинансирования, не стесняйтесь, обращайтесь, мы вас частично национализируем, а деньги, довнесённые в компанию, сможем направить на стабилизацию. Банки не очень захотели. Но это пока. Кризис только начался. Вы скажете, что пандемия всего лишь удобный предлог. Но раз частники не справляются, кому, как не государству, протянуть им руку помощи? В своё время у нас организовывали залоговые аукционы, передавая в частные руки советскую общенародную собственность. Красные директора, мол, с ней не справляются, так вот вам, зарождающийся класс предпринимателей, аванс – действуйте! А теперь времена изменились. Не справляетесь, уважаемые бизнесмены? Не вопрос, выпускайте допэмиссию, государство выкупит 20 – 30 – 50 – 80% бизнеса и донасытит ваши закредитованные балансы деньгами. Национализируем на благо социальной стабильности. Сколько раз государство помогало частным компаниям, доставая из бюджетных заначек миллиарды рублей. Эти деньги могли бы пойти на что-то более необходимое, но считалось, что не помочь бизнесу нельзя. А толку-то? Всякий раз, как только запахнет новым кризисом, разговор один и тот же: нам трудно, дайте денег! Сколько можно-то? Уже слышен скулёж: мол, государству в кризис частные компании по низкой цене достанутся.
И это-де почти что рейдерский захват. Но ведь это рынок – дешевеют компании в кризис, иначе и не бывает. Жёстко, наверное, выходит, и выглядит так, что по дешёвке целые сектора экономики уйдут в закрома страны, но кто сказал, что при капитализме как-то подругому? Капитализм – это не про помощь хорошим людям, это про выгоду. Не справляется частник с управлением гигантской машиной – отдай руль профессионалу. А сам пойди погуляй пока, вот тебе денег немного. Маловато? Прокурор добавит!
Мытьё рук – лучшее средство от психоза
К сожалению, разъяснения специалистов развеивают сомнения далеко не всегда. Даже напротив, временами подкидывая новые поводы засомневаться. На днях Роспотребнадзор выпустил памятку о принципах домашнего карантина. Советует всем чаще мыть руки, если приходится касаться дверных ручек в общественных местах. Но если на дворе бушует инфекция, мытьё рук в таких случаях убережёт едва ли, и специалисты не могут об этом не знать. Во время вспышек холеры в Крыму в 1970 и 1994 годах большинство дверных ручек в местах общего пользования обматывались марлей и ежечасно обрабатывались раствором хлорки. И смертельно опасную заразу удавалось локализовать. А что предлагает Роспотребнадзор? Приходим домой, открываем кран, моем руки. Вымытыми руками снова касаемся крана – закрыть-то нам его надо. И считаем, что мы в безопасности. Не говоря уже о необработанных дверных ручках. Во всяком случае, на обработке хлоркой Роспотребнадзор не настаивает. Так, может, нет смысла излишне паниковать? Вот, кстати, о чистых руках. Кто не бывал в Индии, наверняка видел по телевизору, как тысячи индусов заходят молиться в грязнейший Ганг, куда какой только дряни не сливают. Омываются и даже пьют. Казалось бы, заразиться должны были все поголовно. Статистика, между тем, уверяет, что в Индии всего 169 заболевших, из которых трое умерли. Постоянно мыть руки и протирать их спиртовыми салфетками – это действительно важно? Или это такой психологический приём для самоуспокоения – раз уж ничего более существенного в Роспотребнадзоре не придумали? Да, кстати, в памятке Роспотребнадзора о принципах домашнего карантина назван срок – 14 дней. Но давайте-ка здраво рассудим. Почувствовали симптомы, заперлись дома на две недели.
А дальше? Выходим на улицу? И цепляем там заразу? Или сидим под замком и дальше? Но тогда к чему этот срок карантина – две недели? Наш карантин, похоже, может стать нескончаемым. Не заплутать бы нам в его лабиринтах. А тут ещё в костерок сомнений подливает бензинчика лидер Союзного государства. «Я этот коронавирус называю не иначе как психозом, – увещевает Александр Лукашенко, – и от этого никогда не откажусь. Абсолютно убеждён, что это очередной такой же психоз, который кому-то будет на руку, а кому-то и во вред. Я абсолютно убеждён, что мы можем больше пострадать от паники, нежели от самого вируса. Цивилизованный мир нашей планеты вообще с ума сошёл! Там уже политики начинают советы давать и использовать в своих интересах эти все процессы». Батька, конечно, порой жжёт глаголом, но в данном случае слова его звучат более чем логично.
«Не тот апокалипсис»
А что говорят врачи? В Нидерландах министр здравоохранения Бруно Брёйнс падает в обморок прямо во время обсуждения в парламенте мер по борьбе с коронавирусом. Тем временем наши эскулапы не в пример падучему голландцу спокойны. «В Москве сейчас нет ни одного пациента с коронавирусом на ИВЛ», – цитирует Би-би-си главврача Дениса Проценко.
«Девять человек лежат в реанимации, но с ними мы скорее «перебдеваем», они не в критическом состоянии. Где-то лихорадка, где-то нам что-то не понравилось в анализах. Пока есть такая возможность, мы наблюдаем их в условиях интенсивной терапии». Вот это да! А как же тогда подмосковная бабушка?! «Причиной её смерти, – уведомил главный патологоанатом столицы профессор Олег Зайратьянц, – стала массивная двусторонняя тромбоэмболия лёгочной артерии. Несмотря на то что пациентка была госпитализирована с начинающимися признаками пневмонии и у неё подтвердился положительный результат анализа на коронавирусную инфекцию, причиной смерти стала не пневмония, а оторвавшийся тромб». В общем, как разъяснил доктор Проценко, у наших пациентов «болезнь не протекает тяжело». Процитируем ещё раз его интервью Би-би-си:
«У нас, например, есть пациенты, которые к нам поступают с температурой, потом она падает. Мы их наблюдаем, берём мазки, но мы их не лечим. От чего их лечить?»
На этом месте, возможно, кто-то сделает удивлённые глаза. А стоит ли удивляться? «Врач в среднем у нас получает около 140 тыс. плюс правительство выделило грант для людей, работающих с коронавирусом, – проговаривается Проценко. – Дополнительно 70 тыс. для врачей, 50 тыс. для медицинских сестёр, 30 тыс. для прочего медицинского персонала». За такие-то деньги да чтобы нечего было лечить?! И Проценко, отдадим ему должное, остаётся предельно честен. «К пику когда готовиться?» – интересуется у него интервьюер. «Никто не знает, дойдём мы до него или нет, – отвечает главврач. – Медики всегда готовятся к самому неблагоприятному варианту, лучше быть перестраховщиками». Им-то, знамо дело, лучше. А нам? В Горном университете Петербурга, сообщает политолог Марат Баширов, руководство объявило свободное посещение для студентов. Можно написать заявление и не ходить на занятия. «Кто написал, лишается чип-карты и не имеет возможности выходить из общежития. При этом в университете нет системы дистанционного обучения. Ответственность, таким образом, перекладывается на студентов. Если ты социально ответственный и написал заявление, то потом тебя отчислят за неуспеваемость, ведь тебе просто неоткуда получать лекции и ты не можешь сдавать зачёты». Стало быть, нам с вами перестраховываться выходит себе дороже.
Сиди дома, пей водку
А тут ещё новость. По сообщению замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, решение о продаже алкоголя в интернете «может быть принято в ближайшее время». Вот это да! Столько лет бились-бились и не добились, а тут в разгул пандемии – оп! – и запрет на дистанционную продажу алкоголя вот-вот будет снят! Понятное дело, что для некоторых сидеть по домам насухую невыносимо, но ведь речь не о них. Речь о лоббизме. Вот замминистра торговли Евтухов мелькает в эфире «России-24»: «Решение по алкоголю было предложено достаточно давно Министерством финансов, по нему сейчас, возможно, будет принято более оперативное решение». А вот и глава Сбербанка Герман Греф заговорил в унисон: «Для больных людей важна доставка лекарств, а для тех, кто в самоизоляции – алкоголя на фоне ситуации с коронавирусом». Как же в тему им этот коронавирус пришёлся! Вернёмся, однако, к врачам и их мнению о коронавирусе. Картина двойственная, признаётся заведующий кафедрой инфекционных болезней Пироговского университета и эксперт ООН по биологическому терроризму Владимир Никифоров.
«С одной стороны, да, проблема достаточно серьёзная. Да, люди болеют, да, умирают. Но и раньше болели, и раньше умирали, и тяжелее болели, и значительно больше умирали. С другой стороны, совершенно необъяснимая паника, абсолютно непродуктивная кампания нагнетания страха, истерии, не без участия СМИ. Нельзя сказать, что проблемы нет, но она и не такая ужасающая, не тот апокалипсис, который нам втолковывают». «Летальность достаточно низкая, – продолжает светило. – Но нынешняя пандемия малоизученная, неожиданная, поэтому немного страшная. Всё новое кажется страшным, а люди ещё и любят бояться, делают это охотно». Общество, указывает Никифоров, повело себя «несколько неадекватно», в то время как «профессиональная медицина, инфекционисты, пульмонологи достаточно спокойны». А пока общество, разволновавшись, «несколько неадекватно» себя ведёт, банкиры, торговые сети и лоббисты свободной продажи алкоголя куют железо, не отходя от кассы. «Коронавирус! Пандемия! Караул!».