Общение с участникам форума региональных СМИ в Питере Владимир Путинначал с рискованной шутки:
- Символично, что вы собираетесь именно в Петербурге. Раньше Ленинградназывали городом трех революций. Надеюсь, что результатом ваших усилий не будет четвертой революции.
Впрочем, тут же оговорился, что ждет от организовавшего форум ОНФ совсем другого.
- Сидеть где-то там на Олимпе и сверху посматривать, чего происходит, это одно. А другое дело - непосредственно, напрямую работать с людьми, чувствовать, что происходит, и нести, самое главное, ответственность за свои слова и дела, - сформулировал президент.
Журналист из Дагестана с глобальным замахом спросил, почему Западзамалчивает успехи России в Сирии?
- Как бы там кому бы ни хотелось принизить роль и значение наших действий по борьбе с террором, замолчать эти события, это просто невозможно, - отреагировал Путин. - Но желание такое есть. У людей своя работа. У вас работа - что-то вынести на суд общественности, а там стоит задача принизить, замолчать, недоинформировать своих зрителей, слушателей, читателей. Жизнь будет идти своим чередом, и нас это не очень волнует. Нам важен результат.
Отношения России и Запада стали отдельной темой, и особо подбирать выражения Путин не стал.
- Предпринимаются попытки раскачать изнутри, сделать нас более покладистыми и причесать нас так, как им хочется, - заявил он. - Самый простой способ — это внести какое-то недоверие внутри общества, к органам власти, к органам управления, настроить одних против других. Это с блеском было применено в трагические годы Первой мировой войны, когда страну просто довели до распада. Наше отношение к событиям на юго-востоке Украины, более мелкие вещи есть — такие например, как невыдача господина Сноудена. Это все - раздражители наших отношений. Запад привык к монополии на международной арене и не хочет ни с кем считаться.
Главная новость последних дней - «панамское офшорное расследование» и попытки обвинить в коррупции президента России. Путин отреагировал на вопрос об этом развернуто:
- Вашего покорного слуги там нет, но задание-то есть, надо работать. Что они сделали? Сделали информационный продукт. Нашли моих знакомых и друзей, значит, что-то там поковыряли и слепили. Вот есть какой-то друг господина президента России, он что-то там сделал, наверное, это имеет какую-то коррупционную составляющую... Какую? Да никакой там нет.
Путина упрекали в дружбе с музыкантом Сергеем Ролдугиным, чей бизнес попал под подозрение. Президент от друга не отказался.
- Теперь что касается Сергея Павловича Ролдугина…, - начал он. - Человек творческий очень. Многие творческие люди в России пытаются заниматься бизнесом. Насколько мне известно, Сергей Павлович тоже. Но какой это бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие-то деньги зарабатывает, но это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, ничего подобного.
Тут Путин немного приоткрыл завесу над Ролдугиным:
- Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений, и на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает из своих средств. Я горжусь, что у меня есть такие друзья!
Президент объяснил, почему он отказался ехать на прошедший в Вашингтонефорум по ядерной безопасности.
- Я не против был поехать, и коллега мой лично меня приглашал, - сказал Путин, имея ввиду Барака Обаму. - Но наши эксперты в сфере ядерной деятельности и министерство иностранных дел не рекомендовали это делать. Стало ясно, что это такое домашнее мероприятие, скорее всего американское, а обычно мероприятия подобного рода и уровня проходят на основе консенсуса и возможности принять участие в выработке окончательных решений. Такая крупная ядерная держава как Россия не может участвовать или освящать такое мероприятие своим присутствием и не иметь возможности влиять на выработку конечных решений.
Кроме этого у России к США в ядерной сфере накопились претензии — в частности это невыполнение Вашингтоном обязательств в рамках соглашения об уничтожении оружейного плутония.
- Мы договорились, что этот материал будет уничтожаться промышленным способом, а для этого нужно было построить специальные предприятия, - объяснил он. - Более того, недавно они объявили, что они предполагают уничтожать наработанное ядерное топливо, разбавляя его и утилизируя в определенных емкостях. Это означает, что они сохраняют за собой так называемый возвратный потенциал: то есть его можно извлечь, переработать и опять превратить в оружейный плутоний. Так мы не договаривались, и теперь мы должны будем подумать, что с этим делать и как нам на это реагировать.
То есть «раздражители» между Москвой и Вашингтоном сегодня — это не только Украина и Сноуден.
- Это тоже будет, видимо, одним из раздражителей, который вызовет соответствующую реакцию и поиск новых офшоров, - сказал Путин. - Но нашим партнерам нужно понимать, что шутки шутками, а их работа по продвижению информационных продуктов, направленных против России, это одно, а серьезные вопросы, особенно в области ядерных вооружений, это совершенно другое, и нужно быть в состоянии исполнить свои обязательства.
Про обещания США он, кстати, ничего не забыл.
- Нам сказали, что Гуантанамо закроют, - привел пример президент. - Ну и что, закрыли? Нет. До сих пор там люди в кандалах ходят. Средневековье какое-то просто. И все как бы правозащитные организации язык проглотили, никто ничего не говорит. Трудно себе представить, что в современном мире это происходит: без суда и следствия люди сидят в заточении. Просто невероятно себе это представить. Можете себе представить, чтобы у нас такое было? Даже в голову не приходит.
Один из журналистов спросил Путина: какой он видит Россию своей мечты?
- Это должна быть самостоятельная, мощная, эффективная, современная, устремленная в будущее страна, в которой жить комфортно, приятно и престижно, - ответил Путин, практически не задумываясь.
Видимо от воодушевления этим его тут же спросили ни больше ни меньше, как про национальную идею:
- О боже! - сказал Путин, но от ответа и на этот раз не ушел. Правда, сначала спросил мнение немецкого журналиста Вилли Вимера, которого сам же и перевел для присутствующих.
- Национальная идея нашей страны — патриотизм, - заявил он. - Для России и для русского человека очень важно чувство патриотизма, национальной идентификации, то, что в некоторых странах Европы утрачивается к сожалению для них. У нас это внутри есть, у нас это в сердце - любовь к Отечеству.