Выбирая сыну обновку, я наткнулась на рекламное приглашение одного из известных брендов молодежной одежды, которое звучало следующим образом: «Только два дня магазин распродает зимние куртки, ботинки и рюкзаки с рубашками по 1700 рублей».
Зная, что стоимость верхней одежды в этом магазине начинается с 10 тысяч рублей, я помчалась за удачной покупкой, но, к своему разочарованию, нашла там все те же дорогие куртки с символической скидкой и... рюкзаки за обещанные 1700 рублей. Надо сказать, что протолкнуться в торговом зале магазина в эти два дня было сложно – уловка сработала.
Другой пример сомнительной рекламной акции – распродажа в одной из известных сетей парфюмерии и косметики, которая обещает своим покупателям 40% скидки. По всему городу развешаны яркие плакаты, на телефоны потенциальных покупательниц приходит оптимистичная SMS-рассылка, телевизор и радио настоятельно зовут за выгодными покупками.
Я, как и многие, побежала за чудом и... снова столкнулась с жесткой реальностью. Вроде бы все честно – вот зачеркнутые цены, вот новые. Только зачеркнутый ценник демонстрирует какие-то уж совсем космические цифры. Я точно помню, что еще месяц назад они были намного ниже и, судя по всему, резко взлетели незадолго до проведения акции. Вывод известен: сначала цены искусственно подняли, а потом «благородно» опустили. И если проанализировать ситуацию, получается, что реальная выгода от таких скидок и до 10% недотягивает.
К слову, в соседнем магазине конкурирующей сети цены на те же духи без громких акций были ниже – особенно если воспользоваться дисконтной карточкой. Все просто и прозрачно, но... большинство моих знакомых упорно выбирают именно тот магазин, где проводится акция. Почему? Специалисты объясняют это тем, что людям подсознательно хочется волшебства под Новый год.
Загадка красных ценников
Популярность игры в чудеса падает, когда реальных средств не хватает даже на самое необходимое. И чтобы окончательно не проиграть, надо быть очень внимательным и осторожным. Особенно рационализм не помешает в продуктовых магазинах.
Вы наверняка замечали, что стенды акций и распродаж обычно располагаются во входной зоне. Соответственно, поддавшись ярким призывам «товар дня», «специальная цена», «красный ценник» или «удачная покупка», покупатель эти товары положит в тележку в первую очередь. А когда, обойдя весь магазин, он доберется до кассы, цифры, которые пообещали плакаты, забудет. При этом цены в чеке на эти товары могут значительно отличаться от обещанных не в пользу покупателя. Если же он это заметит и задаст законный вопрос почему, его просто обвинят в невнимательности. Потому что на стенде под крупно выделенной «выгодной ценой» мелкими буковками обязательно есть условия этой щедрости: «цена действует только с 10.00 до 12.00» или «только при покупке трех товаров» и т. д.
Еще одна причина несоответствия цены на полке и в чеке происходит из-за так называемой путаницы – когда на стенде с акцией выставлены несколько видов йогурта, но скидки предполагаются только на йогурт с черникой, который уже давно закончился. Ну и, конечно, не стоит забывать классический трюк «психологического ценника» – когда 0,99 кажется намного меньше, чем 1,0 и рубль на подсознательном уровне покупателя превращается в ощутимую экономию.
В итоге вы берете товар ради экономии, а на деле выбрасываете деньги на ненужную вещь. Кстати, секрет скидки на товар дня заключается еще и в том, что в этот же день, пока один вид товара продается по акции, какой-нибудь другой товар продается по завышенной цене. Соответственно, оказавшись в одной корзине, эти товары покажут среднюю цену, которую вы платите каждый день без всяких акций.
Подарок за ваш счет
Еще одна любимая игра супермаркетов – «подарки за покупку». Но стоит иметь в виду, что подарок к покупке на самом деле таковым не является, так как его стоимость изначально закладывается в цену продаваемого товара.
К товарам, которые продаются по акции, надо относиться очень внимательно еще и потому, что это могут быть продукты, доживающие последние часы своего срока годности или «зависшие» непопулярные складские остатки.
И, кстати, намного обиднее, когда невольными участниками подобных акций становятся дети. Предприимчивые владельцы магазинов делают все возможное, чтобы завладеть вниманием маленьких посетителей.
Накануне Нового года в торговых залах супермаркетов высаживается десант Дедов Морозов и Снегурочек, которые развлекают детей, одаривая их, к примеру, какими-нибудь бесплатными промоподарками. В итоге за эти дары родителям придется потом долго расплачиваться, покупая каждый день булочку в виде мишки или шоколадку с коровкой.
Чтобы не стать участником игр с подарками за ваш же счет, специалисты рекомендуют ходить в магазин с заранее составленным списком покупок и не отклоняться от него. При этом составлять этот список надо очень подробно, указывая не только товар, но и наименование производителя, размер пачки и примерную стоимость. Это важно, поскольку сегодня с продуктами чуть ли не каждый день происходят те или иные метаморфозы и пачка масла весом 200 граммов может неожиданно превратиться в 180-граммовую, но ценник при этом останется тот же. И, конечно, надо очень внимательно читать все рекламные плакаты, этикетки на товарах и обязательно проверять чеки, желательно не отходя от кассы.