ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 6, 2018

«Репрессированная» перепись

Рейтинг: 0

Автор: Елена Скворцова. Собеседник

Зимой 1937-го прошла самая таинственная в истории страны перепись. Ее результаты были засекречены, а все, кто знал о полученных данных, погибли.

О том, какой предстала тогда страна перед статистиками, рассказывает доктор исторических наук Валентина ЖИРОМСКАЯ, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор РГГУ.

Заложники прогнозов

– После революции переписи проводили и в 1920-м, и в 1926-м. Очередную перепись было решено провести в 1937-м. И она оказалась самой трагической в истории. Все, кто был знаком с ее данными (в основном главы управлений народно-хозяйственного учета), погибли. Всего 71 человек. Нескольких расстреляли, остальных отправили в лагеря. А материалы переписи на много лет похоронили в спецхране с грифом «совершенно секретно».

В конце 1980-х мы с академиком Юрием Поляковым и к.и.н. Игорем Киселевым отыскали их там. Потребовалось много писем в президиум РАН и в правительство, чтобы нам разрешили работать с этими документами. В 1991-м мы их опубликовали. Полвека этих таблиц вообще не касалась ничья рука – на папках лежала многолетняя пыль...

В сущности, статистики поплатились жизнью за то, что эксперты неправильно спрогнозировали рост населения СССР. Предполагалось, что ежегодно оно будет увеличиваться «на Финляндию» (3 млн чел.). В 1934-м Сталин озвучил численность граждан СССР, исходя из этих прогнозов – 168 миллионов. Цифра попала в справочники, в том числе международные.

Поэтому-то к 1937-му ожидали не меньше 180 млн. Если бы расхождение было небольшим, его можно было бы списать на трудности роста, индустриализации... Но в любом случае цифра должна была быть больше, чем уже названная. А оказалась-то меньше – 162 млн человек... К тому же перепись 1937-го должна была стать показателем побед: мол, страна активно развивается, побеждена неграмотность, религиозная отсталость... А по факту выяснилось: верующих – более половины и среди женщин на селе большой процент неграмотных.

...Когда все результаты пришли, глава Госплана закрыл лицо руками и сказал: «Это конец». А статистики на это тогда даже не среагировали. Они были люди мирные и считали, что хорошо сделали свою работу. Когда я работала с этими материалами в спецхране, нашла их переписку. Обычные деловые письма – у кого-то бланки подмокли, просили прислать новые, у кого-то счетчик (с XIX в. тех, кто опрашивает население, называют не «переписчик», а «счетчик») оказался неквалифицированным, предлагали его заменить... Люди не знали, что жить им остается несколько месяцев.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни