В преддверии встречи президентов США и России на июльском саммите G20 в Гамбурге президент Трамп добился первого реального успеха в реализации курса на нормализацию отношений с Москвой. Республиканское большинство в Палате представителей отказалось утвердить одобренный Сенатом законопроект, ужесточающий санкции против РФ. Пойдя наперекор решению верхней палаты Конгресса, республиканцы в Палате представителей поддержали Белый дом, предоставив Дональду Трампу поле для маневра перед переговорами с Владимиром Путиным. Решение нижней палаты стало возможным благодаря усилиям госсекретаря Тиллерсона, убедившего республиканцев в наличии у Белого дома плана нормализации отношений с Москвой, позволяющего перейти от конфронтации к ограниченному партнерству в интересах США. При этом Белый дом продолжает подыгрывать Конгрессу: вчера Минфин США расширил уже действующие санкционные списки, добавив в них еще 38 российских физических и юридических лиц.
Конгресс не дает добро
О том, что одобренный подавляющим большинством голосов в верхней палате Конгресса США законопроект, вводящий новые беспрецедентные санкции против России, не будет столь же быстро утвержден в нижней палате, сообщила представитель ее спикера Пола Райана Эшли Стронг.
«Комитет по международным делам проведет детальную оценку содержания последнего пакета санкций, за которые проголосовал Сенат, и после этого решит, как Палата представителей будет действовать дальше»,— заявила госпожа Стронг. Она не уточнила, как долго продлится работа профильного комитета Палаты представителей по дополнительному изучению законопроекта, который на прошлой неделе не вызвал никаких сомнений у членов Сената — как демократов, так и республиканцев (законопроект был утвержден в прошлый четверг 98 голосами при всего двух против).
В окружении спикера Райана дают понять, что на рассмотрение законопроекта, вызвавшего негативную реакцию не только в России, но и среди европейских партнеров США, потребуются «недели». При этом руководству комитета, изучающему санкции, будет принципиально важно подготовить такой вариант законопроекта, который пользовался бы поддержкой как демократов, так и республиканцев.
В практическом плане осечка с прохождением законопроекта в Палате представителей означает, что сторонники усиления давления на Россию теперь вряд ли смогут сохранить одобренные Сенатом санкции в первоначальном виде. После подготовки своей версии документа Палатой представителей обеим палатам Конгресса предстоит согласовать общий итоговый документ. Это позволит администрации Трампа как минимум выгадать время и при этом попытаться исключить из текста законопроекта наиболее жесткие положения.
Несмотря на то что решение Палаты представителей, пошедшей наперекор Сенату, выглядит несколько неожиданным, первые признаки того, что в нижней палате законопроект будет воспринят совсем не так, как в верхней, появились еще в конце прошлой недели. Так, сенатор-демократ Тим Кейн в интервью журналу Politico выразил озабоченность тем, как будет происходить дальнейшее утверждение документа.
«Я не могу диктовать Белому дому, что он должен говорить Палате представителей,— заявил он и добавил: — Я не хочу думать о том, что Палата представителей захочет простить поведение русских после того, как разведывательное сообщество вынесло единогласное решение по этому поводу, сказав: “Смотрите, они атаковали Соединенные Штаты”».
Госдеп уполномочен отменить
Между тем дальнейшее развитие ситуации подтвердило худшие опасения сторонников усиления давления на Москву.
Судя по заявлениям и утечкам в Вашингтоне, переломить ситуацию в последний момент позволили экстренные усилия администрации в Белом доме, понимающей: решение вопроса об антироссийских санкциях приближается к точке невозврата, после чего президент Трамп может окончательно уступить инициативу Конгрессу. Журнал Politico также приводит слова неназванного высокопоставленного представителя администрации Трампа, предупредившего: Белый дом не будет пассивно наблюдать за тем, как президента пытаются лишить полномочий. Напомним, что если бы вслед за Сенатом законопроект утвердила бы и Палата представителей, в дальнейшем для любого пересмотра введенных против России санкций Дональду Трампу пришлось бы добиваться одобрения этого решения в Конгрессе.
Примечательно, что проводником той линии Белого дома в Палате представителей, которой опасались сторонники давления на Россию (среди них оказались такие известные республиканцы, как Джон Маккейн и претендовавший на президентское кресло на выборах 2016 года Марко Рубио), стал госсекретарь США Рекс Тиллерсон. «Я призываю Конгресс обеспечить условия, не создающие президенту законодательных препятствий для того, чтобы проявлять гибкость в вопросе о санкциях»,— заявил на прошлой неделе на слушаниях в международном комитете Конгресса Рекс Тиллерсон.
Между тем портал BuzzFeed со ссылкой на источник в Госдепе США сообщает: госсекретарь выдвинул новый план из трех пунктов по нормализации отношений с Россией. Главная идея плана состоит в том, чтобы наладить рабочие отношения с Москвой в вопросах, затрагивающих стратегические интересы США, таких как Сирия, Северная Корея и кибербезопасность.
«Решение республиканцев в Палате представителей свидетельствует о том, что эта партия не намерена отворачиваться от Дональда Трампа, не считая его “хромой уткой”, и все еще готова прислушиваться к его аргументам»,— разъяснил “Ъ” мотивы переноса голосования по законопроекту о санкциях генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
По его мнению, решение республиканского большинства в Палате представителей — это и личная заслуга госсекретаря Тиллерсона, который после голосования в Сенате призвал конгрессменов не лишать главу Белого дома свободы маневра.
«Не допустив быстрого утверждения обеими палатами законопроекта, ужесточающего санкции против России, администрация президента Трампа добилась первой реальной победы в попытке отстоять свое право определять российскую политику Вашингтона»,— резюмирует господин Кортунов.
В свою очередь, по мнению профессора Высшей школы экономики Александра Домрина, оказывая поддержку президенту Трампу, часть республиканцев руководствуется внутриполитическими соображениями, учитывая, что в ноябре будущего года в США пройдут довыборы в Конгресс. «Мы столкнулись с любопытным феноменом: внутри Республиканской партии, многие представители которой критически настроены по отношению к президенту, сегодня формируется неформальная фракция “Республиканцы за Трампа”. В нее входят те конгрессмены, которые начинают всерьез опасаться, что, вступив в жесткий клинч с Трампом, они в итоге потеряют свои места на выборах 2018 года, так как избиратели, поддерживающие президента, от них отвернутся»,— говорит Александр Домрин.
«Сенат традиционно более консервативен и менее подвижен, так как многие его члены занимают свои кресла десятилетиями и в ходе выборов в Конгресс особо ничем не рискуют. С республиканцами в Палате представителей дело обстоит иначе — ситуация в нижней палате более динамична, что дает президенту неплохой шанс вести контригру против своих оппонентов»,— считает эксперт.
В свою очередь, поиск нового взаимопонимания с Конгрессом по России вынуждает Белый дом продолжать подыгрывать законодателям, призывающим не ослаблять давления на Москву. Как заявил вчера министр финансов США Стивен Мнучин, его ведомство расширяет действующие санкционные списки, призванные добиваться от России «дипломатического решения» конфликта на Украине. Как следует из обнародованного вчера списка, под ограничительные меры попали 38 человек и организаций, включая замминистра экономического развития РФ Сергея Назарова и члена Совета федерации, спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом Александра Бабакова. Ограничения ввели помимо этого против Дмитрия Уткина, которого СМИ ранее неоднократно называли основателем и руководителем частной военной компании «Вагнер», якобы причастной к боевым действиям на востоке Украины и в Сирии. Кроме того, под новые санкции подпали компания по производству и продаже огнестрельного и охолощенного оружия «Молот-Оружие» и две компании группы «Конкорд».