Точкой отсчета современного российского парламентаризма мы считаем 1993 год. 30 лет назад, на сломе эпох, перед создателями новой России стояла очень сложная задача. Социалистическая система изжила себя, необходимо было выстроить принципиально иную структуру устройства нашей жизни. Страна, люди нуждались в переменах, а значит, в тысячах законов. Ответом на этот исторический вызов стало без преувеличения судьбоносное решение - создание двухпалатного парламента из возрожденной Государственной Думы и специально учрежденного Совета Федерации. Так родился новый российский парламентаризм, по-настоящему представительный - защищающий интересы и людей, и целых регионов, таких разных в нашей большой стране.
Без болезней роста, без определенных перегибов, конечно, не обошлось. В первое время депутатам и сенаторам приходилось действовать, что называется, с чистого листа, методом проб и ошибок. Думаю, у многих в памяти остались очень непростые 90-е, когда в стенах Госдумы кипели "партийные страсти", а ветви власти активно конкурировали между собой, вплоть до попыток импичмента президенту. Но уже начало 2000-х было отмечено, образно говоря, перезагрузкой работы законодателей. Пустой популизм, демагогия сменились конструктивными и, главное, результативными дискуссиями, ответственной политической деятельностью. Можно сказать, произошел переход российского парламента в новое качество. И сегодня его работу наши граждане оценивают уже по конкретным делам. Они видят: Совет Федерации, Государственная Дума сосредоточены на продвижении их интересов, на принятии нужных и качественных законов для улучшения жизни, роста экономики, укрепления оборонной мощи и технологического суверенитета страны.
Только за время моей работы на посту председателя СФ важнейших законодательных решений было принято так много, что для рассказа о них этой статьи точно не хватит. Это и материнский капитал, и поддержка ветеранов, и льготная ипотека для разных категорий граждан, из последнего значимого - программа социальной газификации, всесторонняя помощь участникам СВО и их семьям, целый пакет мер по поддержанию стабильности экономики в условиях санкций. Все это, безусловно, привело к зримым изменениям, облегчающим всем нам, миллионам россиян, труд, быт, будни.
Я хорошо знакома с деятельностью органов законодательной власти в зарубежных странах, мне есть с чем сравнить. Несмотря на то что парламент Российской Федерации один из самых молодых на планете, по открытости и прозрачности, по качеству принимаемых законов он, считаю, во многом превосходит парламенты других государств, включая те, история которых насчитывает столетия. Так что могу с уверенностью утверждать, что российский парламент - один из самых демократичных и эффективных в мире.
Слагаемые успеха
На чем же базируется такая эффективность? Первое - заложенная в саму систему парламентаризма его способность к постоянному развитию. Федеральное Собрание, на мой взгляд, в полной мере демонстрирует умение адекватно реагировать на все новые вызовы, отвечая и на общественный запрос, и на требования времени. Мы, законодатели, всецело приняли в работу результаты общенародного голосования по обновлению Конституции в 2020 году, что я считаю важнейшим маркером гибкости парламентской системы.
Эти поправки позволили своевременно адаптировать институты парламентаризма к происходящим в стране и мире изменениям, ощутимо повысили роль Совета Федерации и Государственной Думы в системе государственной власти.
Второе - безусловно, поистине федеративный характер демократического представительства. На мой взгляд, нам в полной мере удалось учесть в парламентской системе все уникальные особенности нашей огромной, самой большой в мире страны: разнообразие регионов, их ресурсы, многообразие народов и языков, культур и традиций. Совет Федерации стал настоящим воплощением, институционализацией российского федерализма. Мы выстроили надежную, четко функционирующую систему взаимодействия с субъектами РФ, позволяющую выявлять и учитывать в законотворчестве интересы, мнения, предложения регионов. Сегодня мы слаженно работаем над интеграцией наших новых четырех субъектов, и я абсолютно уверена, завершим ее успешно, обеспечив там качество жизни, равное со всеми другими регионами. Все это укрепляет правовую, экономическую, социальную основу политического и территориального единства России.
И третье. Мы сумели настроить и реализовать плодотворное взаимодействие, сотрудничество с президентом и правительством, мы в тесной связке разрабатываем ключевые решения на благо народа и государства. То, что именно этот подход является единственно верным, доказано такими серьезными испытаниями, как мировые кризисы, пандемия ковида, экономические санкции и политическое давление со стороны Запада. Ни один из этих вызовов не привел к сбоям в выстроенной системе принятия важнейших государственных решений, управлении страной. В этой связи считаю исключительно важным создание и по-настоящему продуктивную работу такого уникального института, как Совет законодателей, который помогает координировать деятельность законодательных властей всех уровней, привлекая и представителей исполнительной власти, воплощая идею о связанности и сбалансированности нашей государственной системы.
Так что еще раз повторю: российский парламент сегодня - истинный выразитель народной воли. Понятно, что реальность требует от нас постоянной донастройки, мы обязаны учитывать все изменения как внутри страны, так и на внешнем контуре, отражать их в своей работе.
Задание на завтра
Одной из ключевых актуальных задач я назову укрепление связей с обществом. Без этого невозможно обойтись, мы должны понимать потребности всех социальных групп, интересы бизнеса, регионов. Мы видим, что запрос на открытость власти, на ее отзывчивость очень велик, как велик и созидательный потенциал нашего народа, который, считаю, должен быть востребован не только на уровне местного самоуправления, а на любых, даже самых высоких уровнях.
Далее. Я уверена, что нам, законодателям, необходимо более эффективно задействовать экспертный потенциал в нашей законотворческой деятельности, наладить более тесное сотрудничество с научными кругами для выявления новейших тенденций развития внутри страны и в мире и, соответственно, прогнозирования и анализа последствий наших решений. Это тем более важно для того, чтобы мы могли строить работу вдолгую, стратегически, системно. В этой связи, кстати, хочу напомнить, что мы, законодатели, помимо решения оперативных вопросов обязаны думать на перспективу, закладывать законодательные основы перспективного развития страны.
Еще, если говорить о донастройке, важный аспект нашей деятельности, который мы обязаны развивать, - межпарламентская дипломатия. Она должна стать не просто более активной, но, если хотите, более сфокусированной. Сейчас не время для формальных и ритуальных встреч, каждый контакт должен давать конкретный результат. Когда в мире формируется новая геополитическая конфигурация, интенсивность и продуктивность взаимодействия наших законодателей именно с коллегами из дружественных стран и из стран, где не приемлют гегемонию и диктат, становятся одним из важнейших факторов нашей внешней политики. Реальность показывает продуктивность такого подхода. Несмотря на масштабные атаки Запада на Россию с целью ее политической изоляции, мы обретаем все новых союзников, укрепляя свои позиции на международной арене. Об этом красноречиво свидетельствует количество международных запросов на встречи в разных форматах и график различных мероприятий, который расписан далеко вперед.
Конечно, есть еще целый ряд задач, которые жизнь каждый день ставит перед нами, российскими парламентариями. Перечислять их не буду, они всем известны.
Подводя итог, главное - за тридцать лет мы построили по-настоящему демократическую государственно-политическую систему. Сегодня парламентаризм для нашей страны базовая ценность, и потенциал его поистине огромен. У нас есть все, чтобы уверенно смотреть в завтра.