Президент Владимир Путин приехал на форум ВТБ "Россия зовет!". Несмотря на экономическую направленность встречи, глава государства ответил и на другие вопросы, рассказав о сложностях диалога с США и причине отмены визита во Францию.
На форум собрались те, кто определяет "погоду" на финансовых рынках. "Мы добились устойчивой макроэкономической стабилизации", - заявил Владимир Путин. Снижается инфляция: на начало октября она составила 6,4 процента в годовом выражении. "Ожидаем, что по итогам года обновит исторический минимум и будет ниже 6 процентов", - сообщил он. Заметно снизилась волатильность рубля, растут валютные резервы ЦБ - сейчас около 400 млрд. "Важный признак стабилизации - прекращение спада в реальном секторе... Сработала политика импортозамещения", - оценил президент. В пять раз сократился вывоз капитала. Все это отражает уровень доверия к нашей стране.
России необходимо добиваться качественно нового роста экономики
Глава государства рассказал об экономической повестке на ближайший период. Кабмин вернулся к трехлетнему планированию бюджета. "Пока еще, может, и рановато, но определенная доля здорового оптимизма у правительства присутствует", - оценил он. "Мы часто повторяем уже как мантру, что пресловутые санкции на нас не очень-то и влияют. Влияют! - признал глава государства. - И прежде всего угрозу вижу в ограничении передачи технологий". Это наносит ущерб мировой экономике, а инициаторы вредят сами себе.
Инвесторы спрашивали не только об экономике, но и о политике. Так, Россия хотела бы иметь дружеские отношения с США. "Но с действующей администрацией очень сложно вести диалог. Его практически нет", - пояснил Путин. По его словам, администрация США формулирует что, что ей нужно, и настаивает, чтобы это было исполнено. "Это не диалог, а какой-то диктат", - оценил президент. "Мы готовы к диалогу, но диалог - это поиск компромиссов, - считает глава государства. - Для того чтобы ситуация нормализовалась, нужно вести себя по-партнерски и учитывать интересы друг друга. Мы к этому готовы".
"Наши американские партнеры не скрывают, что в значительной степени стояли за переворотом на Украине", - продолжил президент. "А когда мы вынуждены были защищать русскоязычное население... реагировать на стремление жителей Крыма жить в России, тут же начали раскручивать новый маховик антироссийских санкций", - напомнил он.
"Не мы саботируем невыполнение Минских соглашений", - напомнил Путин. Ведь до сих пор нет даже прямых контактов между представителями Донбасса и киевскими властями. И если кто-то действительно хочет выполнения этих соглашений, нужно влиять на Киев.
"Мы при любом раскладе будем работать с любым лидером США, кто бы ни был президентом: если, конечно, он хочет работать с нами", - заверил глава государства. Но назвал ущербной позицию, когда лет десять назад о России и говорить никто не хотел, считая ее региональной державой, а теперь говорят все. Это приятно, но лишь отчасти. Участники этого процесса злоупотребляют антироссийской риторикой и отравляют российско-американские отношения. И в этой избирательной кампании, да и в предыдущей "нам то в левое, то в правое ухо шепчут: это пройдет, и мы опять будем дружить", - сообщил он. Но так нельзя. Использовать тему России как разменную монету несерьезно.
Москву обвиняют в том, что она оказывает давление на другие страны. "Это кто нам говорит? - спросил Путин. - Наши партнеры, администрация США только этим и занимается, прослушивает своих союзников... Вот и ответ на хакерские атаки". "Ничего там нет в интересах России", - объяснил он. "Истерика вызвана тем, чтобы отвлечь внимание американского народа от сути выложенного хакерами, а суть - это манипуляция общественным мнением", - сказал президент. "Разве так важно, кто это сделал? Важно, что внутри этой информации", - вызвал он аплодисменты зала.
Давление и шантаж в отношении России не пройдут, также заявил глава государства. "Вы сказали, наша реакция была слишком жесткой на проект резолюции Франции в ООН по Сирии, и это вызвало реакцию французских партнеров", - сказал одному из выступающих бизнесменов Путин. "Мы очень дорожим отношениями с Францией", - заверил он. "Мы не любим ковыряться в дипломатическом белье, - пояснил президент. - Только внешне все красиво, а иногда запах не очень приличный оттуда".
"Не наши партнеры должны обижаться по поводу вето. Скорее мы должны", - продолжил глава государства и рассказал, как было дело. Министр иностранных дел Франции приехал в Москву, изложил резолюцию, глава МИД России заявил, что Россия не будет голосовать против, если будут учтены ее поправки. Ответ был - "да, конечно, мы не хотим нарываться на вето".
В резолюции вся вина возлагалась на официальные сирийские власти и ничего не говорилось об оппозиции, на которой тоже должна лежать ответственность. "Мы заявили, что готовы поддержать инициативу де Мистуры о выводе боевиков из Алеппо, и это было воспринято положительно французской стороной", - сообщил президент.
Министр иностранных дел Франции улетел из Москвы в Вашингтон, и на следующий день с госсекретарем США они обвинили Россию во всех смертных грехах, заметил глава государства. "Никто с нами не стал обсуждать и вбросили резолюцию в СБ ООН, явно ожидая нашего вето", - уверен он. "Чтобы обострить ситуацию и раскрутить антироссийскую истерику в подконтрольных СМИ, обманывая свое население и своих граждан", - объяснил Путин.
"Особенно это ценно, видимо, в условиях предвыборной борьбы", - продолжил глава государства. "Вот так просто обслуживать внешнеполитические интересы, а может быть, даже внутриполитические интересы своих союзников, в данном случае США - не знаю, это разве роль такой серьезной политики и стран, которые претендуют хотя бы на то, чтобы проводить независимую внешнюю политику и называться великой державой", - удивился он.
"Мы готовы работать со всеми партнерами по этой очень важной и острой проблеме", - сказал про Сирию Путин. Но вместо этого идут "огульные обвинения во всех смертных грехах и преступлениях". "Удар по гуманитарной колонне нанесла одна из террористических организаций, и американцы это знают, но предпочитают занять другую позицию и обвинять Россию", - продолжил он. "Это давление и шантаж, но в отношении России это никогда не проходило и не пройдет", - заверил президент.
Рассказал Путин и почему решил не ехать пока в Париж. "Мы даже и визит не отменяли, просто нам французская сторона дала понять, что сейчас открывать официально наш культурный центр и на все эти гуманитарные темы разговаривать не время, надо как-то перенести... Мы сказали: "Ладно, хорошо, пожалуйста, мы, собственно говоря, и не навязывались", - рассказал он. "С Олландом у меня очень добрые личные отношения, я этим дорожу, надеюсь, это поможет преодолеть сложности", - заключил президент.
Отвечая на вопрос о международной изоляции, глава государства заметил: "Какая изоляция? Да у них моторесурса и бензина не хватит, чтобы все наши границы объехать".