Розничная сеть Новгородской губернии отреагировала на продовольственное эмбарго импортных товаров ростом продаж всех без исключения видов продовольствия
Тем не менее правительство области решило собрать за одним столом местных и федеральных сетевиков и новгородских поставщиков, чтобы разобраться, в производстве каких групп продовольственных товаров нужно поднажать аграриям и переработчикам, чтобы полностью заместить остановленные импортные поставки. Анализ, проведенный Департаментом экономического развития и торговли, показал: до введения санкций импортные товары занимали в розничной сети области от 18 до 23%, с учетом алкоголя – все 40%.
В сетевом ретейле импортных товаров было еще больше, к примеру местная розничная сеть «Квартал» реализовала не более 10% импортных овощей, а сеть «Дикси», входящая в X5 Retail Group, – около 80%. Как отметила первый заместитель руководителя Департамента экономического развития и торговли Марина Ильинская, сетевой ретейл с начала года сформировал 34% розничного товарооборота области, за сопоставимый период прошлого года – 32%. В структуре продаж сетевых компаний пищевые продукты и напитки занимают почти 70% и с начала года выросли на 3,3%. Значительно, подчеркивает Ильинская, выросли продажи мяса – на 9,8%, сахара – на 3%. Потребность же в молочных продуктах и масле растительном с начала года упала на 1,6%. При этом в июле, как показал мониторинг, осуществляемый специалистами департамента, продажи всех без исключения продовольственных товаров выросли в сравнении с июнем. В целом розничный товарооборот с начала года вырос до 26 млрд рублей, это на 2,5% больше сопоставимого периода прошлого года.
Регион обеспечивает стабильность
Все участники разговора во главе с первым вице-губернатором Вероникой Мининой сошлись во мнении: очень важно, что региону удалось создать выгодные товаропроводящие каналы. Розничной торговлей в области занимается 1587 хозяйствующих субъектов, 1241 из них специализируется исключительно на продовольственных товарах. При региональной норме 490 кв. м торговой площади на тысячу человек в Новгородской области их почти в два раза больше, около 800 кв. м. Кроме того, в области построено 30 рынков, на которых для реализации продуктов питания закреплено 1047 торговых места. По мнению Марины Ильинской, в области сформирована разветвленная розничная сеть, способная стабильно обеспечивать население продовольствием. И мониторинг, начатый после введения эмбарго на поставку импортного продовольствия, показал, что ни резких колебаний цен, ни дефицита или сужения ассортимента продуктов питания в регионе нет, ситуация на рынке продовольствия стабильная и предсказуемая.
Безусловно, стабильность рынка обеспечивают и новгородские аграрии. По данным Департамента сельского хозяйства и продовольствия, Новгородская область полностью обеспечивает себя картофелем, овощами, яйцами. А мяса и мясопродуктов производит в два раза больше, чем необходимо для внутреннего потребления. Заместитель руководителя департамента Ирина Бурова привела оперативную статистику аграрного производства нынешнего года. По предварительным расчетам, в 2014 году сельхозпредприятия области реализуют 122 тыс. тонн мяса (110% к 2013 году), 330 тыс. тонн картофеля (129%), 205 млн шт. яиц (116%), 98 тыс. тонн овощей (110%).
Недостаток фосфора
Хотя Новгородчина – речной и озерный край (здесь насчитывается более тысячи озер, 507 крупных рек, 1740 гектаров прудов), рыбы в регионе не хватает. Да и продавать ее особо негде. Как следует из анализа Департамента экономического развития и торговли, в области есть только два специализированных рыбных магазина, зато на продаже алкоголя специализируется 120. В сетевых компаниях десять работающих рыболовецких хозяйств региона могут реализовать не больше 500-590 тонн рыбы. Всего же в области, как сообщила начальник отдела рыбного хозяйства Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области Наталья Емельянова, выращивается больше 3 тыс. тонн рыбы. В том числе таких ценных пород, как форель, сиг. Но даже эти деликатесные виды рыбы выставить на полки сетевых компаний очень сложно, о чем говорят представители рыболовецких хозяйств. Но главное, что сдерживает развитие отрасли, – отсутствие мощного холодильного хозяйства. Теперь, впрочем, есть надежда, что эта проблема вскоре решится: компания «Рыбный двор» вместе со строительством нового завода занимается возведением объемных холодильных камер.
Сетевые проблемы
Несмотря на относительную стабильность, сказать, что с изменением экономической конъюнктуры у новгородских товаропроизводителей исчезли проблемы с поставкой товара на внутренний рынок, нельзя. Особенно много претензий у новгородских поставщиков накопилось к федеральным сетям. И неслучайно предприниматели предложили представителям ретейла ставить на товаре три цены: производителя, продавца и наценку.
Немалые проблемы новгородским поставщикам создает логистика сетей. Генеральный директор компании «Рыбный двор» Станислав Хитров говорит, что вынужден еженедельно везти в Тверь два автомобиля большой грузоподъемности с консервами в распределительный центр сетевой компании «Вольный купец». А потом этот же товар сетевики снова везут в Великий Новгород.
С другими сетями, рассказывает Хитров, еще сложнее: поставки ведутся через восемь-девять фирм-посредников. Сами сети настаивают на 60-дневном товарном кредите, который «Рыбный двор» не может «переварить» в нынешних экономических условиях. А фирмы-посредники, конечно, нагоняют цену на консервы. Еще сложнее приходится птицефабрике «Гвардеец». Как говорит генеральный директор фабрики Ольга Чиж, яйца, как скоропортящийся товар, не успевают продать, если поставки ведутся через распределительные центры сетей. Но, например, тепличному комбинату «Трубичино» удалось справиться с «кривой» логистикой. Он поставляет свои овощи прямо в сети. Пока это 3 тыс. тонн, но у предприятия, говорит первый заместитель генерального директора комбината Владимир Клеменьев, есть возможность после реконструкции нарастить объемы выращивания овощей на 30%.
Представители сетей не стали надувать щеки и просто сказали: не испытывая дефицита продовольственных товаров, они испытывают дефицит покупателей и работают в Новгородской области в условиях жесткой конкуренции.