Четыре триллиона рублей будет потрачено в нашей стране в ближайшие пять лет на экологию — для России это фантастические цифры. Еще более фантастически выглядит то, что бюджетные средства составят лишь 835 млрд рублей, а остальные 3,2 трлн должен будет обеспечить бизнес.
До сих пор для части его представителей экология была финансовым бременем, затратами, которые по возможности хочется оптимизировать. Однако постепенно в стране сформировался новый класс предпринимателей, которые, работая в тяжелых отраслях и загрязненных регионах, задумываются об экологии как о стратегии. И это не попытки соблюсти все более ужесточающиеся нормы экологического законодательства, но и комплексный подход к своей деятельности как на новых объектах, так и на предприятиях с долгой историей. Работа на последних предполагает необходимость принимать решения, не только направленные на модернизацию и развитие актива, но и способствующие ликвидации накопленных проблем и улучшению качества жизни всей территории присутствия. Такие решения, естественно, переплетаются с хозяйственной деятельностью, а наилучшие доступные технологии (НДТ) начинают органически вписываться в технологический процесс и создавать экономику нового поколения — не разрушающую, а созидающую.
Если еще несколько лет назад это выглядело невероятным, то постепенно «зеленые» стандарты производства входят в нашу промышленность. Русская медная компания (РМК) — один из крупнейших производителей меди в стране. На недавнем Российском инвестиционном форуме в Сочи РМК представила два проекта, которые она реализует в двух промышленных центрах Челябинской области — городах Коркино и Карабаш. Они как раз касаются восстановления экологии при развитии действующих и создании новых производств. Кстати, подобные проекты РМК запустила еще до возникновения нацпроектов, моды на экологию, и ужесточения экологических требований.
Легенда медной промышленности
РМК основана в 2004 году предпринимателем Игорем Алтушкиным.Одним из активов, которые в числе первых вошли в состав нового холдинга, был медеплавильный завод «Карабашмедь». К моменту прихода инвестора предприятие не раз останавливалось и в целом находилось в удручающем состоянии. Устаревшее оборудование, отсутствие эффективных очистных сооружений — завод в Карабаше представлял собой образец советского производства, пришедшего в упадок в 1990-е годы.
Для перезапуска завода помимо серьезных инвестиций требовалась и добрая воля нового акционера столь непростого актива: построить полностью новый объект было бы менее трудоемкой и, возможно, экономически более эффективной задачей. Для реанимации завода потребовалось коренным образом обновить и модернизировать все этапы производства, а также развить новые компетенции. В итоге после масштабной инвестпрограммы, растянувшейся на пятнадцать лет и стоившей 20 млрд рублей, сегодня в состав «Карабашмеди» входит медеплавильное производство мощностью до 140 тыс. тонн черновой меди в год. На предприятии была проведена масштабная реконструкция химико-металлургического комплекса: установлены мощные системы фильтрации, устаревшие шахтные печи заменены на современную печь Ausmelt, построен сернокислотный цех для утилизации металлургических газов и производства товарной серной кислоты. На финальной стадии находится обновление конвертерного передела, оборудована новая автоматизированная линия розлива меди. Внедрен замкнутый цикл оборота воды, на обогатительной фабрике происходит переработка металлургических шлаков с получением строительного песка и медного концентрата. Таким образом предприятие сумело существенно нарастить свою производительность, не увеличивая, а даже снижая свое воздействие на окружающую среду.
«С 2004 года мы провели мощную модернизацию производства. В результате выбросы предприятия сократились более чем в двадцать раз. Это комплекс вопросов — и атмосферные выбросы, и сточные воды, комплекс переработки шлаков, которые у нас полностью перерабатываются», — сообщила Наталия Гончар, вице-президент Русской медной компании по экологической и промышленной безопасности на сессии «Экология как индикатор качества жизни» Российского инвестиционного форума в Сочи.
После того как был наведен порядок на промышленной площадке, пришла пора заняться восстановлением обширной территории Карабашского городского округа, которой более чем за сто лет работы медеплавильного производства был нанесен ущерб. Добывать и выпускать медь в промышленных масштабах здесь начали еще в 1910 году, когда был построен Карабашский медеплавильный комбинат. Устаревшие технологии, отсутствие эффективных очистных сооружений и комплексного подхода к охране окружающей среды привели к накоплению в Карабаше значительного экологического ущерба в виде сотен тысяч тонн отходов производства, поврежденной почвы и загрязненных водоемов. Сегодня на «Карабашмеди» завершается крупный проект по рекультивации бесхозного хвостохранилища, прилегающего к промплощадке завода. На эти земли направлялись отходы обогатительной фабрики Карабашского медеплавильного комбината с 1933 по 1989 год.
На первом этапе была выровнена поверхность хвостохранилища и укреплена дамба. Затем сделан водонепроницаемый экран из нескольких слоев суглинков, а поверх уложен плодородный слой почвы. «Биологический этап рекультивации подразумевает посев однолетних и многолетних трав. В основном это будут злаки, поскольку они быстро образуют дернину и защищают плодородный слой от размывания и выветривания», — рассказывает Наталия Гончар.
«Естественно, за один-два года рекультивировать всю поврежденную территорию невозможно, — сказал “Эксперту” глава Карабашского городского округа Олег Буданов. — Это 320 гектаров нарушенных земель. Нужны масштабные проектные изыскательские работы, средства». Министерство природных ресурсов и экологии России, Росприроднадзор, правительство Челябинской области и Русская медная компания подписали соглашение об улучшении экологической обстановки на территории Карабашского городского округа Челябинской области. По словам градоначальника, РМК готова финансировать разработку этого проекта. Весь комплекс мероприятий оценивается в полтора миллиарда рублей. Средства рассчитывают получить и в рамках федеральных целевых программ. «Сейчас в планах ликвидация еще двух хвостохранилищ, восстановление территории Рыжего ручья, склона Золотой горы и поймы реки Сак-Элга», — говорит Олег Буданов.
На краю ямы
Другой крупной экологической проблемой Челябинской области является Коркинский разрез, на котором велась добыча угля с 1930-х годов. Разрез функционировал до 2017 года, и за это время из него извлекли 266 млн тонн угля. Однако за восемьдесят лет его эксплуатации возник один из самых глубоких карьеров в Евразии — 493 метра, объемом выработки 1,3 млрд кубометров.
Полтора года назад Челябинская угольная компания, прежний владелец разреза, покинула объект, и для жителей Коркино и прилегающего к разрезу поселка Роза началась другая жизнь. Во-первых, они лишились крупнейшего работодателя, во-вторых, местный уголь имеет особенность самовоспламеняться, теперь же контролировать и тушить пожары стало некому. Проблема осложнялась рисками оползней: за бортами карьера надо тщательно следить, дабы избежать их движения.
«Представляете, яма полкилометра в глубину, одна из крупнейших в мире. Мы находимся на борту этой ямы, и, если пожары не тушить, это заболевания органов дыхания, смог, гарь. Все это особенно остро ощущают дети и пожилые люди. Года три-четыре назад жители повально уезжали из города, пытались продать свое жилье, хотя оно стоило копейки. Сорокатысячный город стал умирать», — говорит глава Коркинского муниципального района Наталья Лощинина. По ее словам, для ликвидации такого огромного разреза, по предварительным подсчетам, необходимо было 30 млрд рублей. Таких средств ни федеральный, ни тем более областной бюджет предоставить не могли.
Однако ответ на застарелую проблему нашелся. В 14 километрах от Коркино РМК начала строить новое предприятие — Томинский ГОК, комбинат по добыче и обогащению медной руды Томинского месторождения. Запасы Томинского месторождения — около 2,5 млн тонн меди, проект мощностью около 100 тыс. тонн меди в концентрате в год предполагается запускать двумя очередями, запуск первой запланирован на конец 2019 года. Инвестиции в этот объект составят 77 млрд рублей. Предприятие даст работу 2500 человек, в том числе жителям города Коркино и поселка Роза.
РМК включит отработанный Коркинский угольный разрез в свою производственную схему. Такое решение было принято по рекомендациям комплексного независимого экологического аудита проекта Томинского ГОКа, который провел Уральский государственный горный университет по заказу правительства Челябинской области. Для реализации этого проекта предполагается строительство пульпопровода длиной около 14 км от Томинского ГОКа до Коркинского разреза. По мере работы ГОКа разрез будет заполняться закладочным материалом на основе сгущенных хвостов обогатительной фабрики комбината. Это позволит изолировать очаги самонагревания угля, которые приводят к образованию дыма и смога, а также стабилизировать борта разреза. «Ученые Екатеринбурга и Санкт-Петербурга совместно работали над этим проектом. Это огромный проект, финансирование которого берет на себя Русская медная компания», — говорит Наталья Лощинина.
Однако до 2042 года, когда разрез будет заполнен, здесь необходимо провести массу подготовительных работ. Первостепенная задача — решить проблему с пожарами. Для этого была создана организация «Промрекультивация», которая уже год занимается их тушением. Для этого привлекают службы горноспасателей, пожарные службы, лицензированных специалистов, которые могут спускаться в разрез. «С момента начала работы “Промрекультивации” качество воздуха заметно улучшилось», — рассказывает Наталья Лощинина.
Параллельно идет работа по мониторингу и стабилизации бортов разреза.
Завершающим этапом ликвидации разреза по окончании отработки Томинского месторождения станет технологическая и биологическая рекультивация Коркинского угольного разреза. Борта выработки будут выположены и засеяны растительностью. На месте разреза будет водоем.
«Если все планы будут реализованы, у нас курортное место будет вблизи Челябинска, — говорит Наталья Лощинина. — Если на месте Коркинского разреза будет красивейшее озеро и вырастут деревья, я думаю, что люди не то что уезжать — приезжать к нам будут».
Таким образом, на своем примере, решая проблемы двух конкретных моногородов, РМК показывает, что национальные проекты с привлечением средств бизнеса не только могут быть реализованы, но, возможно, это единственный способ решить застарелые экологические проблемы в стране.
Группа «Русская медная компания» — многопрофильный вертикально интегрированный холдинг, который включает в себя более 30 предприятий и организаций. Общее число сотрудников — свыше 10 тыс. человек.
РМК входит в тройку крупнейших производителей меди в России. В составе группы горнодобывающие и металлургические предприятия в Новгородской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях России, а также в Актюбинской области Республики Казахстан. Они осуществляют полный цикл производства — от добычи и обогащения руды до выпуска и реализации готовой продукции. РМК выпускает медный концентрат, медные катоды и медную катанку, а также цинковый концентрат, аффинированное золото и серебро.
РМК владеет 23 лицензиями на разведку и добычу минеральных ресурсов в России и Казахстане. Запасы медной руды компании превышают 2,6 млрд тонн, запасы меди — более 12 млн тонн. Производственные мощности компании позволяют ежегодно выпускать 220 тыс. тонн медных катодов и 235 тыс. тонн медной катанки
Группа «Русская медная компания» в 2017 году получила почти 130 млрд рублей выручки по РСБУ. Это на 6% больше результата 2016 года. Чистая прибыль за отчетный период сохранилась на уровне 2016 года и составила 16,2 млрд рублей.