Для артиста этот год отмечен масштабными событиями. Свое 35-летие Лазарев отпраздновал в апреле грандиозным концертом в спорткомплексе «Олимпийский», а после отправился в расписанный на 2 года гастрольный N-тур, который посвятил сыну Никите.
— Да, я очень горжусь тем, что я абсолютно независимый артист, работаю самостоятельно, сам себя финансирую и не завишу ни от каких продюсерских центров. Все, что создаю, это то, что я думаю и чувствую. И в этом плане я счастливый человек, мне нельзя приказать что-то сделать, надеть то, что я не хочу, или спеть, что мне не нравится. Эту свободу я заслужил ценной своего трудолюбия, потому что работа всегда была для меня на первом месте.
— Ни в коем случае! Я достаточно артистичен во всех своих выступлениях, пользуюсь тем, что у меня есть актерское образование. Благодаря этому мои концерты всегда очень яркие, театрализованные. N-тур — это и костюмированный театральный спектакль, и динамичное музыкальное шоу. Так что я не заглушаю, а наоборот, показываю свой актерский потенциал. В нашей стране вообще не так много артистов, которые возят настоящие шоу, с огромными трейлерами костюмов, света и декораций. Это Филипп Киркоров, Ани Лорак и буквально еще пара человек. Я рад, что вхожу в пятерку, несмотря на то, что это очень затратно. В этом плане я плохой бизнесмен, потому что ставлю на первое место качество, а уж потом заработки. Мне очень важно, как будет выглядеть мое шоу и как буду я сам выглядеть на сцене.
— Совсем нет, хотя такие предложения поступали регулярно, начиная с той поры, когда я учился в Школе-студии МХАТ. Для меня важен живой зритель. Я мечтал о карьере певца, и когда пришел успех, я сразу для себя определился с приоритетами. Тем не менее мне удалось задействовать себя и в профессии, которую получил, — я играю в Театре имени Пушкина уже много лет. Театр для меня очень значимая часть жизни, не менее важная, чем музыка.
Строгий судья
— Мы с вами встречаемся в Сочи, где вы заняли кресло члена жюри музыкального фестиваля «Новая волна». Какую роль этот конкурс сыграл в вашей жизни?
— Можно сказать, с него все и началось. Карьера, известность, всенародная любовь пришли после победы на «Новой волне» в 2002 году в составе дуэта «Smash!!». Буквально на следующий день мы проснулись знаменитыми, тогда нас просто рвали на части. И мы хорошо продолжили, стали мегапопулярной мальчиковой группой 2002-2004 годов. А когда я начал сольную карьеру, мне очень помогла поддержка Игоря Крутого, его последующие предложения вести «Песню года», «Новую волну», а в этом году — и стать членом жюри. Я очень благодарен Игорю Яковлевичу за такое дружеское и теплое отношение.
Так как я начал выступать и участвовать в разных конкурсах с детства, очень многих артистов, с кем сейчас дружу, я помню еще с тех пор, когда был ребенком. Тогда они «журили» и выставляли мне оценки, а я робко спрашивал: «Можно с вами сфотографироваться?» Я даже представить не мог, что спустя десятилетия эти звезды станут моими друзьями. Такие вот чудесные повороты судьбы.
— Вы строгий судья?
— Нет такого, чтобы я всем ставил одинаковые оценки. Мне кажется, моя миссия судить, исходя из своих внутренних соображений, собственного вкуса и опыта. Могу признать, если мне не нравится, я не буду делать скидку просто потому, что хороший мальчик или хорошая девочка и не хочется их расстраивать. Нет, это конкурс очень высокого уровня, поэтому я не собираюсь обнулять завышенными оценками по-настоящему хорошие выступления других участников. Меня никогда не просили продвинуть кого-то из конкурсантов, но иногда могут сказать: «Обрати внимание на артиста». В этом случае, мне кажется, я еще строже сужу.
— Вы были и в жюри телепроекта для одаренных детей «Ты супер!». Как вспоминаете этот опыт?
— Детям рука не поднимается ставить низкие оценки, у них ведь психика еще несформировавшаяся. В «Ты супер!» особенно непросто, ведь там выступают дети из детских домов и приемных семей. Хотя тут у жюри всего две кнопки — красная и зеленая. И мы давали шанс пройти во второй тур очень многим детям, у которых просто горели глаза. Они по сути своей были артистами, пусть даже и не с самыми лучшими голосами. В итоге дети очень хорошо раскрывались. И очень здорово, что по окончании проекта ребят не бросают, поддерживают стипендией до совершеннолетия.
— Что сейчас происходит в вашей творческой жизни?
— Сейчас идут два спектакля с моим участием в Театре имени Пушкина — «Таланты и покойники» и «Женитьба Фигаро». И планирую выпустить еще один в 2020 году, раньше не получится, так как на этот и следующий год у меня уже полностью расписан тур по России, Германии, Израилю, Америке. Но тем не менее я нахожу время играть четыре спектакля в месяц на театральной сцене. Сейчас мы с художественным руководителем театра Евгением Писаревым подбираем пьесу, по которой будем ставить спектакль.
А остальное время я занимаюсь музыкой, езжу со своим шоу N-тур. Для меня эта премьера была главным событием года, ведь я собрал площадку, о которой мечтают многие артисты, и показал на ней достойное шоу.
Но я не останавливаюсь, пишу песни, стараюсь удивлять своего зрителя. А в жизни меня вдохновляет мой сын. Для меня это тоже новая роль — роль папы. Конечно, она влияет и на выбор песен, которые я исполняю.
У меня замечательная команда, но все решения я принимаю сам. Я могу с кем-то посоветоваться, потому что мне важно чужое мнение, а финальное решение принимаю только сам. Что касается семьи, то они давно уже не лезут с замечаниями в мое творчество, наслаждаются им, как простые слушатели. Семья — моя главная поддержка во всех житейских ситуациях. Прежде всего, хочу сказать спасибо маме за силу духа и личный пример.
— Без кого еще не было бы сегодняшнего Сергея Лазарева?
— Точно ничего бы не было, не случись в моем детстве группы «Непоседы» и ее руководителя Лены Пинджоян. Я бы не познакомился тогда с Владом Топаловым, и мы бы не создали дуэт «Smash!!». Родители Влада считали меня практически своим сыном. Опять же, у Юрия Николаева, который вел «Утреннюю звезду», я очень многому научился. В дальнейшем появился Филипп Киркоров, который после победы «Smash!!» на «Новой волне» взял нас в свое американское турне.
Своим актерским мастерством я обязан педагогам и мастерам — Алле Борисовне Покровской, Дмитрию Владимировичу Брусникину, Роману Ефимовичу Козаку… Именно Роман Ефимович пригласил в Театр имени Пушкина меня, еще студента второго курса, на роль Ромео в спектакль «Ромео и Джульетта». Впоследствии, в 2005 году, был еще один спектакль — «Одолжите тенора», за который я получил несколько театральных премий.
Больше никаких тарзанок
— Ваша жизнь кардинально изменилась четыре года назад с рождением сына Никиты. Говорят, чтобы воспитывать ребенка, нужно сначала воспитать себя…
— Именно так, я воспитал себя и был абсолютно готов к рождению ребенка. На мой взгляд, отцовство сделало меня мудрее, спокойнее, увереннее, аккуратнее в своих выражениях, поступках, словах. Наконец-то пропал мой юношеский максимализм. Все, что я делаю, обрело смысл, потому что теперь я понимаю, для кого и для чего я это делаю. В моей жизни больше нет никаких тарзанок, прыжков с вертолета, горных лыж, я исключил все травмоопасное. Плюс я очень ответственно отношусь к своей профессии, понимаю, что у меня впереди концерты, на которые раскуплены билеты. А еще коллектив в двадцать человек, которые кормят свои семьи и вовремя должны получить зарплату. Мое лихачество грозит тем, что, не дай бог, что-то случится и они останутся без работы.
— Самый сложный для вас момент, связанный с отцовством?
— Казалось, что первые пара недель или даже месяцев были самыми сложными. Ты только знакомишься, пытаешь понять, что, как, к чему… Сейчас понимаешь, что многие переживания были напрасными, но через них проходят все молодые родители. Уже, конечно, спокойнее все воспринимаешь, а раньше каждый издаваемый ребенком звук был счастьем! А сейчас мы с сыном уже на английском разговариваем, читаем, считаем, и это воспринимается, как норма.
Я, конечно, очень щепетильный папа, стараюсь оградить малыша от любой возможной опасности: не дай бог, ударится о какой-то угол, упадет… Тут я просто сумасшедший родитель. Хотя, мне все говорят, что ребенок должен набить свои шишки и научиться всему на личном опыте. Сейчас я уже понимаю, что самое сложное — это момент, когда приходится отрывать ребенка от себя и оставлять на другого человека. Должно быть полное доверие к тем людям, кому ты оставляешь самое дорогое в жизни.
— А Никита так же сильно, как вы, переживает разлуки?
— Он спокойнее меня. Никита с детства знает, что папа на работе и скоро приедет. Когда я на гастролях, у нас традиционные созвоны утром-вечером, мы много общаемся по видеосвязи. Он, конечно, ждет, скучает, но виду не подает. Когда я приезжаю, Никита от меня не отходит пару дней. Тем не менее у него есть понимание, что папа занимается делами, зарабатывает денежки, я ему постарался все правильно объяснить.
— Нет желания последовать примеру Филиппа Киркорова, который берет детей с собой на гастроли?
— У каждого своя система воспитания, свое видение — что правильно или неправильно. Я для себя решил, что раз Никита уже оказался в статусе наследника популярного артиста, он еще успеет хлебнуть этой жизни, в которой будет немало негатива и язвительных колкостей. Поэтому пока, насколько возможно, я хочу его оградить от излишней публичности и повышенного внимания. Хочу, чтобы он рос нормальным ребенком, а не принимал как должное бесконечные фотовспышки вокруг себя.
Каждый родитель выбирает то, что считает нужным для своего ребенка. Глядя на Яну Рудковскую, я уже чувствую, что ее младший сын Саша точно будет олимпийским чемпионом. Они с мужем с раннего детства поставили его на коньки и целенаправленно воспитывают чемпиона. Кто-то ее ругает, кто-то восхищается — сколько людей, столько и мнений. Мы все абсолютно разные, и нельзя всех стричь под одну гребенку.
Я понимаю, что мой сын немножко другой по своей сути. Никита скромный, очень воспитанный, добрый, спокойный мальчик. Но я считаю, что скромность украшает людей. Когда сын приходит куда-то в людное место и видит, что дети рядом истерят, для него это просто шок. Спрашивает меня: «Папа, что с ними такое?» — просто не представляя, что можно себя так вести. Наверное, поэтому мне с ним так легко, ведь мой сын в свои четыре абсолютно взрослый, понимающий, серьезный человек. Я всегда разговариваю с ним на равных.
— Вы сами с четырех лет занимались спортивной гимнастикой, музыкой. Никиту как развиваете? Какие таланты в нем отмечаете?
— Никита развивается в разных направлениях, ему многое нравится и хочется попробовать. Сейчас занимается плаванием, футболом, учит английский язык, рисует. В этом году пошел в детский сад, там тоже много секций. Но я уже отмечаю в сыне артистичность. Несмотря на то что он скромный ребенок, при этом очень любит внимание. В кругу семьи всегда раскрепощенный, общительный, любит танцевать.
Возьми собаку из приюта
— Вы тоже артистичным были с раннего детства?
— О да, читал стихи на табуретке, везде тянул руку: «Можно я?!» — всегда рвался на сцену. Мама рассказывала историю, как под Новый год у нее на работе была организована елка. Я был тогда, может быть, чуть старше, чем Никита сейчас. И когда Дед Мороз спрашивал: «Кто споет мне песенку?» — все дети жались по углам, а я кричал: «Я спою!» Спел песенку, получил конфету, а Дед Мороз вызывает ребенка станцевать. Я тут же снова отзываюсь, на что он говорит: «Подожди, мальчик, дай кому-нибудь другому отличиться». Но я был упорным… И дальше я так «якал» и лез на сцену до конца представления, удержать меня было невозможно. Никита, может быть, не так решительно пока «якает», но я себя в нем точно узнаю: по жестам, по мимике, по поступкам.
— Очень импонирует в вас желание помогать приютам для животных, тем более что вы и сами взяли там двух собак. Как вы к этому пришли?
— Совершенно случайно, хотя у меня с детства всегда жили в доме и кошки, и собаки. А помощь животным началась с того, что лет шесть назад меня пригласили поучаствовать в социальном ролике «Возьми собаку из приюта». Когда я приехал на съемку, там собралось уже огромное количество бездомных собак. Каждый из артистов выбирал пса, историю которого нужно было рассказать на камеру. На руках одной из волонтеров я увидел черного щенка с белым носом, обычную дворняжку, и захотел рассказать именно о нем. Провел с этой собакой полдня, она меня облизала всего, так что к концу съемок я не мог в нее не влюбиться. Очень хотел забрать домой, но понимал, что это невозможно из-за постоянных гастролей. Попробовал пристроить щенка через свои страницы в соцсетях. Но вернувшись, узнал, что никто щенка так и не забрал. И тогда решил, что заберу его сам.
Это был, конечно, очень необдуманный, эмоциональный шаг, но я привык отвечать за свои слова. Если я что-то говорю, то всегда выполняю, иду до конца. Так в моей жизни появилась Дейзи, которая стала любимым членом нашей семьи и впоследствии вдохновила меня на зообизнес «Пудель-штрудель» (кондитерские для животных). И буквально четыре месяца назад я взял еще одну собаку, уже годовалую, Лису, понимая, что Дейзи нужна подружка.
Никита очень любит наших собак, учится заботиться о них, мы вместе ходим гулять в парки. Продолжаю помогать благотворительным фондам, анонсирую выставки приютских собак. К тому, чтобы завести домашнее животное, нужно быть готовым, понимая, что это огромная ответственность. Подумайте хорошо, прежде чем завести питомца. Но если уж решитесь, я очень рекомендую брать собаку именно из приюта. Там очень много прекрасных животных, которые оказались бездомными не потому, что они плохие, а из-за безответственных, нерадивых людей.