— Сергей, когда вам предложили стать наставником «Новой Фабрики звезд» на канале ТНТ, какие у вас были мысли и чувства?
— Далеко не сразу я согласился на участие в этом проекте, но Тина Канделаки была настойчива… (Смеется.) Не стану скрывать: оригинальная «Фабрика звезд» вызывала у меня смешанные эмоции. В «Руки Вверх!» мы много лет работали, чтобы добиться успеха. Наши хиты звучали на радио, нас показывали по телевизору, на концерты собирались толпы. Потом выходит первая «Фабрика…», и ее участники вмиг становятся дико популярны. Дальше конвейер: вторая, третья, четвертая… Каждый сезон появляются не один или два новых исполнителя, а десятки. Радиостанции уже не хотят брать наши новые песни, потому что у них разнарядка: крутить свежеиспеченных звезд. Все «Фабрики…» гастролируют по стране то отдельно, то сборными составами. Было ощущение, что для других артистов не осталось места в сердцах слушателей. Иногда мне даже казалось, что нет смысла самому заниматься музыкой. Поэтому я стал больше уделять внимание продюсированию и бизнесу. И вот представьте, что годы спустя человеку с таким «вьетнамским синдромом» предлагают поработать на «Новой Фабрике звезд»…
— Но в каком-то смысле у вас появилась возможность закрыть гештальт.
— Именно этим я и занялся! Поймите правильно: я никого ни в чем не виню, в том числе и создателей проекта. Это мои собственные «тараканы», связанные с «Фабрикой...». Я взял время на размышление и понял, что смогу не просто прикоснуться к этому проекту, выйти на сцену с участниками и спеть песню, а побыть наставником, сыграть заметную роль. Сейчас у меня действительно достаточно опыта, есть чем поделиться с молодыми парнями и девчонками. Мы вместе делаем классный и по-настоящему большой проект.
— Многие люди скажут: «А зачем сейчас «Фабрика звезд»? Есть же социальные сети, где любой человек может заявить о себе». И правда, зачем она нужна?
— Не буду спорить: интернет — это суперплощадка, есть исполнители, которых весь мир узнал благодаря Всемирной паутине. Вспомним того же Джастина Бибера. Однако телевизор рано сбрасывать с корабля современности. Телевидение — это прямой доступ к миллионам зрителей, и молодой артист может тут заявить о себе на всю страну, а потом использовать социальные сети, чтобы закрепиться. Мне в целом не нравится идея, что нужно что-то выбирать, когда можно пользоваться и тем и другим. Если хочешь стать известным музыкантом, то есть смысл задействовать все доступные варианты.
— «Новая Фабрика звезд» в эфире уже несколько недель. В чем, на ваш взгляд, ее главное отличие от той, что была двадцать лет назад?
— Как вы могли заметить, здесь другие наставники, которых не было
20 лет назад. (Смеется.) Все понимают, что мы живем в новое время, которое требует иного подхода к привычному формату. Например, у нас ребята пользуются социальными сетями.
— То есть вы считаете правильным решение не изолировать их от внешнего мира?
— Да. В 2024 году это было бы странно. Я не вижу смысла держать «фабрикантов» в полной изоляции. Наоборот, для них полезно получать обратную связь от зрителей, видеть и комплименты, и критику.
— Вторым наставником на проекте стал Сергей Шнуров. Как вам работа с ним?
— Думаю, все понимают, что из нас двоих я — серьезный и грозный наставник, а он — само очарование. (Смеется.) Конечно, мы с Сергеем очень разные люди и по характеру, и по поведению, и в своих вкусах. Но это не мешает нам успешно работать вместе. Я отношусь к нему с большим уважением, как и Сергей ко мне.
— Некоторые зрители критикуют «Новую Фабрику звезд» за обилие детей знаменитостей среди участников…
— В «Новую Фабрику...» был очень большой отбор, ни один блатной бездарь не проскочил. Да, среди участников есть несколько детей известных родителей, но они в меньшинстве. Ну а тем, что ребята уже сделали на проекте, они точно доказали, что достойно занимают свои места.
— Ваша дочь Ника увлечена творчеством: она поет, играет в театре, снялась в сериале «Плакса». А в «Новой Фабрике…» не захотела поучаствовать?
— Нет, она не высказала такого желания, но если проект будет продолжаться и Ника захочет, я не стану возражать. Кстати, на кастинги она приходила просто посмотреть, как это происходит. Ей было интересно. Ника мне даже помогала. Ей нравились некоторые ребята, у нее были свои «краши», что для меня служило сигналом. Условно говоря, если Нике какой-то кудрявый парень понравился, значит, он заинтересует и других девочек ее возраста. А нам нужна молодая аудитория!
— Кстати, насчет молодой аудитории. Невозможно не заметить, что на ваших концертах бывают и совсем юные ребята. По вашим собственным ощущениям, они слушают «Руки Вверх!» и ходят на выступления только за компанию с родителями?
— Действительно, на концерты «Руки Вверх!» приходят несколько поколений. Те, кто постарше, вспоминают свое детство и молодость, а молодежь слушает наши песни, потому что родители включают их на домашних праздниках. При этом у молодежи, безусловно, есть свои кумиры, но песни «Руки Вверх!» они тоже знают и любят. Если вы спросите моих детей, то у Энджела одна из любимых песен «Атаман», а Нике нравится «Лишь о тебе мечтая». Но своим любимым исполнителем Энджел назовет Soda Luv или еще кого-то из молодых и модных рэперов.
— Сталкивались ли вы с упреками, что продвигаете своих детей?
— А что значит «продвигаете»? От меня теперь требуется чинить им препятствия в том, чем они хотят заниматься? В том, что им нравится? Мне вот кажется, любой нормальный папа поддерживает своего сына или дочь. Ну и реальные возможности поддержки сильно отличаются от того, как это представляется критикам. Вот недавно Ника снялась в сериале «Плакса», и этот проект стал очень популярен, у него миллионы просмотров. Конечно, к Нике в социальные сети пришли новые подписчики, и не все оставляли приятные комментарии, нашлись и хейтеры, которые писали: «Ну, тут все ясно. Жуков пристраивает дочку». Они не думают о том, что Ника проходила кастинги, ее кандидатуру на главную роль утверждал не ее отец, а множество посторонних для нее людей — режиссер, продюсеры, представители телевизионного канала и платформ, которые планировали проект купить. Они принимали свои решения исходя из множества критериев, а не потому, что потакают моим прихотям или желанию Ники сниматься в кино. В этом бизнесе вращаются огромные деньги, и никто не собирается их терять, поверьте. И заставить продюсеров взять актрису на главную роль невозможно. Я могу представить, что какой-нибудь состоятельный отец оплачивает ребенку победу в конкурсе красоты или дает деньги на запись песни и ее ротацию на радио. Но не когда речь идет о таких сложных и затратных историях, как съемки сериала.
— У вас уже пятеро детей. Младший Эван родился в декабре 2023-го. Каково быть «отцом-героем»?
— Ну, теперь я точно оставил след в этом мире. (Смеется.) Конечно, дети — это счастье, и я очень рад, что познал его целых пять раз. Как родитель с опытом могу сказать, что после третьего успокаиваешься: меньше нервничаешь, когда происходит что-то неожиданное, не вздрагиваешь от каждого шороха. Условно говоря, если на первенца ты боишься дышать и передвигаешься на цыпочках, когда он спит, то после третьего уже можешь взять младенца в ресторан, где он прекрасно будет дремать рядом с родителями.
— С вашим гастрольным графиком удается помогать Регине с малышом?
— Удается настолько, насколько это возможно. Если я дома, то, конечно, и подгузник поменяю, и погулять возьму, и спать уложу. Причем все это сделаю с удовольствием, ведь наблюдать за тем, как растет твой ребенок, — счастье. Нужно отдать должное моей любимой жене, потому что основные хлопоты она берет на себя. Регина — очень понимающий человек. Например, если знает, что мне завтра вылетать в 6 утра и нужно хоть немного отдохнуть перед выездом, она всем скажет: «Сейчас папу не трогаем». Ну а когда возможность есть, то я рад провести время с каждым из своих детей.
— Как старшие отнеслись к очередному пополнению в семействе?
— Конечно, были очень рады. Они много раз говорили, что хотят еще одного брата или сестру, в какой-то момент даже замучили с этим. Вот мечталось им, чтобы дома снова был малыш, ведь с ним больше радости и смеха. Ну а мы с Региной не возражали, потому что оба всегда мечтали о большой семье.
— Кстати, а откуда у ваших детей такие необычные имена? Если Саша, Ника и Мирон звучит довольно привычно, то Энджелов и Эванов в России особо не встретишь…
— Ой, еще спросите меня про то, как Энджел Сергеевич будет жить с таким именем-отчеством, или Эван Сергеевич… Я подобное нередко слышу. Во-первых, мне кажется, что отчества постепенно отпадают, их уже и сейчас используют все реже и реже. Во-вторых, что Эван Жуков, что Энджел Жуков — звучит круто, как по мне. А имена детей — это то, что приходит свыше. Я уже неоднократно рассказывал: когда Регина была беременна Энджелом, нас с ней благословил батюшка в Израиле и сказал про ребенка: «Ваш ангел». Так что у нас не было сомнений, как назвать его, и мы ни разу об этом не пожалели. И со всеми детьми есть какая-то своя история.
— Вы строгий отец? Воспитываете детей так же, как воспитывали вас? Или совсем по-другому?
— Мои родители меня никогда не наказывали, да и особо не за что было ругать, я ничего плохого не делал. Идеальный ребенок, правда. А если и случались провинности, то маме было достаточно грустно на меня посмотреть и сказать: «Ну как ты мог?!» Все, одной фразы хватало. С современными детьми так не бывает. Начнешь подобное говорить, а они тебе что-нибудь из психологии выдают, вроде: «Не манипулируй!» Они стали очень продвинутые, и это прекрасно. Мы с Региной детей не наказываем, в том числе и за плохие оценки, если они появляются в дневнике. Я считаю, что не так уж и важно, получат ли дети отлично в школе или нет, главное, чтобы не ленились. Вот за лень можно поругать, но так, чтобы они понимали ответственность за собственные поступки и решения. Например, ребенок ленится и не хочет идти на занятия музыкой или спортом. Окей, значит, тебе надоело, перестаем заниматься, бросаем это дело, если тебе не нужно. Когда ведешь диалог в подобном ключе, лень куда-то сама собой девается.
— Как вы раскрыли творческий потенциал детей? Они всегда тянулись к сцене, к зрителю?
— И я, и Регина уверены, что детей нужно развивать всесторонне, чтобы в их жизни были разные увлечения: и физическая активность, и творческая, и интеллектуальная. Но самое главное: им самим должно быть интересно то, чем они занимаются. Поэтому нельзя сказать, что вот я для них что-то выбираю или их мама. Они сами делают выбор, а мы поддерживаем. Как родители мы с Региной счастливы, что передали любовь к музыке и творчеству нашим детям. Наблюдаем за их успехами с гордостью.
— Кто из детей больше на вас похож?
— Говорить об этом просто невозможно. Это то же самое, что выбирать, кого из детей ты больше любишь, понимаете? Конечно, если смотреть на внешнее сходство, очевидно, что Никуша очень похожа на Регину, а Энджел — на меня. Но я вас уверяю, в каждом своем ребенке мы с Региной узнаем себя.
— Говорят, что для мужчин 40—50 — это возраст подъема. Вы чувствуете что-то подобное?
— Мне всегда не сиделось на одном месте. На протяжении всего своего творческого пути в «Руки Вверх!» я параллельно запускал разные бизнес-проекты, и все они напрямую были связаны с творчеством. Например, моей сети «Руки Вверх! Бар» уже больше десяти лет. В 2012 году мы с Павлом Чесноковым открыли первое заведение в Санкт-Петербурге, а сейчас у нас только по московскому региону одиннадцать баров и более тридцати по всей России. Я сам приезжаю на каждое открытие, общаюсь с гостями, вижу, как им нравится у нас отдыхать, веселиться, петь и вспоминать все хорошее, что было в
90-е. Также радуюсь успехам своего нового детища «Руки Вверх! Production». За неполных три года мы выпустили несколько больших сериалов для федеральных телеканалов. В этом году состоялась успешная премьера сериала «Камера Мотор» на ТНТ, и мы уже планируем второй сезон. В начале лета стартуют съемки продолжения «Плаксы» для СТС с Никой в главной роли. А совсем скоро я запущу свой новый продюсерский проект в поп-музыке — молодую талантливую певицу. В каждое свое дело я верю, горю им, вкладываюсь душой и безмерно горжусь, когда мы с командой достигаем высоких результатов.
— Насколько сложно быть одновременно многодетным отцом, популярным артистом, успешным бизнесменом, да еще и наставником «Новой Фабрики звезд»? Как все успеть?
— Во-первых, абсолютно все успеть невозможно, таких людей не бывает. Во-вторых, для того, чтобы делать много дел одновременно, нужно получать удовольствие от процесса. Честно скажу: я никому не пожелаю график, как у меня. Но мне нравится все то, чем я занимаюсь: концерты, съемки, придумывание каких-то новых идей для фильмов и сериалов, время, проведенное с моей семьей… мне все в кайф! Да, иногда приходится искать компромиссы. Например, сын просит сходить с ним куда-нибудь условно в пятницу, а я понимаю, что у меня уже все расписано, я просто физически не успеваю. Тогда я могу сказать: «Сын, сегодня не могу, но на следующей неделе мы можем что-то придумать вместе». Вот как-то так и получается.
— Как восстанавливаетесь после энергозатратных проектов?
— Перезагружаться нужно, когда долго идешь к большой цели. Вот, например, у тебя множество концертов, а потом грандиозное выступление в «Лужниках». Это огромное количество людей на стадионе, много эмоций, ты отдаешься зрителям даже не на сто, а на двести процентов! Очевидно, что после подобных выступлений сил не остается. Вот тогда я стремлюсь взять семью в путешествие. Мы едем куда-нибудь вместе, где можем просто веселиться, общаться, обниматься. Обычно у меня два таких отпуска в году: зимой, в январе, а потом — летом. Думаю, что в этом году будет то же самое. В июле мы снова выступаем в «Лужниках», а перед этим еще и в Питере на «Газпром Арене». После чего я уеду на каникулы и на короткий период перестану думать о чем-либо серьезном.
интересный факт
Возродить суперуспешное шоу, первый выпуск которого на российском ТВ вышел в далеком 2002 году, уже пытались. Но получилось это только у канала ТНТ. Наставниками «Новой Фабрики звезд» стали два Сергея — Шнуров и Жуков. Участников разделили на команды, которые соревнуются друг с другом.
интересный факт
Лидеры и основатели группы «Руки Вверх!» Сергей Жуков и Алексей Потехин познакомились в 1993 г., когда оба работали на радиостанции «Европа Плюс Самара». Их группа «Дядюшка Рэй и компания» быстро снискала популярность в Самаре и Тольятти. Но настоящий успех пришел к ребятам только после переезда в Москву и знакомства с продюсером Андреем Маликовым.
Полина Быковская:
«До знакомства с Сергеем Жуковым я часто слушала его песни, ведь ни для кого не секрет, что он написал огромное количество хитов вне времени. Они были популярны 20 лет назад, их любят сейчас и будут помнить еще долго. Я безумно счастлива познакомиться с таким человеком и артистом. Меня он каждый раз удивляет своим талантом написания песен. Тем, как тонко чувствует музыку и жанры. Ну а кроме этого Сергей — теплый и добрый человек. Между собой мы с ребятами называем его Мишкой. Он с огромным трепетом относится ко всем «фабрикантам».
Интересный факт
Сергей всегда интересовался различными сферами бизнеса, не ограничиваясь музыкальным. В начале 2000-х он с партнерами создал компанию IT Territory, которая успешно занималась разработкой компьютерных игр и потом была продана российскому IT-гиганту. У Жукова также есть семейная кондитерская, сеть баров и своя футбольная команда «Руки Вверх!».
Интересный факт
Сергей родился и вырос в Димитровграде, городе с населением 110 тыс. человек. В школе учился на четыре и пять, предпочитал гуманитарные предметы. Мама работала учителем музыки. В 14 лет Сергей начал писать песни, играть на гитаре, впервые вышел на сцену в составе группы «Вася». Папа был против увлечения сына.
Александр Круг:
«Сергей Евгеньевич работает вместе с артистом, и, наверное, это редкость в наше время. Он не пытается навязать свое, а находит точки соприкосновения. Мы можем обратиться к нему за советом в любой момент дня и ночи, уж насколько позволяет воспитание. И Сергей всегда поможет и поддержит, какой бы сферы жизни проблема ни касалась».
Габриэль Александров:
«Еще до знакомства Сергей Жуков казался мне добрым и отзывчивым человеком, но я и представить себе не мог, сколько же в нем позитивной энергии. Он всегда нас поддерживает, не только советует, но и слушает наше мнение, а еще переживает как за собственных детей. На каждом концерте я вижу его волнение и стараюсь еще больше, чтобы не подвести. Сергей дал очень хороший совет: не нужно повторять за своими кумирами. Любимые музыканты — это здорово, но я не должен превращаться в них, надо быть собой».
Интересный факт
Сериал «Плакса» — музыкальная драма, продюсером и одним из сценаристов которой выступил Сергей Жуков, а главную роль сыграла 14-летняя дочь музыканта Ника. Ее героиня Маша — ученица элитной гимназии на Рублевке. После того как бизнес ее отца прогорает, семья переезжает к бабушке в Новоморск. Маша идет в обычную школу, но одноклассники не принимают новенькую.
Нонна Еганян:
«За время проекта я очень полюбила нашего наставника, потому что вижу, как он заботится о каждом из нас, как помогает, как обращает внимание на все детали выступления, на состояние нашего здоровья. Это невероятно ценно! Критика наставника всегда конструктивна, ведь она делает нас лучше. Так мы исправляем ошибки и больше обращаем внимание на детали. Но, если честно, Сергей Жуков очень редко критикует, а если и критикует, то по делу».
Интересный факт
У Сергея пятеро детей. Александра, дочь от первого брака, живет в Чикаго, но бывает в России и поддерживает с отцом хорошие отношения. С матерью остальных своих детей Региной Бурд Сергей познакомился в 2006 году на гастролях. В 2007 году влюбленные сыграли свадьбу, а первый ребенок — дочь Ника — родился в 2008 году.