ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 23, 2020

Шалтай Валдай

Рейтинг: 0

Автор: Андрей Колесников. Коммерсантъ

22 октября президент России Владимир Путин в онлайн-режиме встретился с членами международного дискуссионного клуба «Валдай» и высказался по широкому кругу вопросов, прежде всего международной повестки. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников считает, что российский президент тщательно готовился к этой встрече — и было к чему.

Встреча начиналась поздно, позже обозначенного времени, притом начиналась два раза: модератор Федор Лукьянов, сидя подле экрана, на котором должен был явиться членам клуба Владимир Путин, уже было анонсировал его пришествие, но оно сразу не состоялось, как и в каноническом случае, можно сказать, по техническим причинам.

Впрочем, удалось второе пришествие, и встреча началась. По данным “Ъ”, длительная задержка была связана с тем, что российский президент до последней секунды работал с текстом своей речи, дописывая ее, а не сокращая (и потом видно было, как исписаны даже обороты страниц).

Члены клуба по обыкновению собрались в Сочи, в Красной Поляне. Впрочем, конечно, были не все, кто хотел участвовать. Почти половина появилась в онлайн-режиме. Но следовало отдать должное тем, кто приехал: либо переболели, либо просто терять нечего, либо чувство опасности атрофировалось за время пандемии. Ведь даже тест, сделанный накануне, не избавляет от беспокойства в сочинской компании, тем более международной.

Речь президента претендовала на философские осмысления по разным поводам.

Нашу страну под своим руководством Владимир Путин похвалил:

— В России с самого начала эпидемии во главу угла мы поставили главную ценность — жизнь и безопасность людей. И это был осознанный выбор, продиктованный культурой, духовными традициями нашего народа, его сложнейшей, порой драматичной историей. Вы знаете, если вспомнить, какие колоссальные демографические потери мы понесли в ХХ веке,— у нас и другого пути-то не было, кроме как биться, сражаться за каждого человека, за будущее каждой российской семьи.

Оказалось, Владимир Путин потрясен тем же, чем и все:

— Пандемия напомнила о хрупкости человеческой жизни. Трудно было представить, что в технологически продвинутом нашем XXI веке даже в самых благополучных, состоятельных странах человек может остаться беззащитным перед, казалось бы, не такой уж и фатальной инфекцией, не такой уж и страшной угрозой.

Господин Путин продемонстрировал, что по-прежнему является поклонником идеи сильного государства. И ситуация с коронавирусом, видимо, по его представлениям, должна эту идею лишь подкрепить:

— Эффективно действовать в кризисной ситуации может только дееспособное государство. Вопреки рассуждениям тех, кто утверждал и утверждает, что роль государства в глобальном мире сокращается, а в перспективе оно вообще будет заменено какими-то другими формами социальной организации. Да, это возможно, когда-то в отдаленной перспективе все будет меняться… Все течет, все меняется... Но сегодня роль и значение государства важны.

— Устроено такое государство (сильное, чья сила — в доверии людей.— А. К.) может быть как угодно. Я условно говорю «как угодно».

Но не имеет значения, как называется политический строй. Главное — чтобы государство и общество находились в гармонии.

Владимир Путин не уточнил, в какой степени гармонии находятся народ и государство в России. Но, очевидно, полагает, что в высокой:

— Я в очередной раз, в самые тяжелые моменты развития пандемии, испытал и, честно скажу, испытываю чувство гордости за Россию, за наших граждан!..

Российский президент признался, что думает о буднях гражданского общества:

— Чей, собственно говоря, голос должно слышать государство? Как распознать, действительно ли это голос народа, или это закулисные нашептывания, либо вообще не имеющие отношения к нашему народу чьи-то шумные крики, переходящие порой в истерику? Приходится сталкиваться с тем, что подчас подлинный общественный запрос пытаются подменить интересом какой-то узкой социальной группы, а то и, прямо скажем, внешних сил.

Нет, тут все как и прежде:

— Настоящую демократию и гражданское общество невозможно импортировать. Они не могут являться продуктом деятельности иностранных «доброжелателей», даже если те якобы хотят как лучше. В теории это, наверное, возможно, но, если откровенно, я, честно говоря, с таким еще не сталкивался и не очень-то в это верю.

А значит, в России так и не будет.

— Мы видим,— заявил господин Путин,— как функционируют такие завозные модели демократии. Это просто оболочка, фикция, как правило, фикция, лишенная внутреннего содержания, даже подобия суверенитета. У народа там, где реализуется подобная схема, реально ничего не спрашивают. А соответствующие руководители — это не более чем вассалы. А за вассала, как известно, все решает господин.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни