Водителям такси установили время труда и отдыха. В среднем получается, что у них должен быть 8-часовой рабочий день. Как это скажется на рынке, на стоимости их услуг? А также кто и как будет обеспечивать контроль за всем этим? Корреспонденты "РГ" обсудили это с экспертами.
Итак, постановлением правительства, которое вступит в силу 1 сентября, установлено, что при пятидневном графике смена таксистов должна составлять не более восьми часов в день. Если работать меньше дней, то тогда не больше 10 часов в сутки. Допускается продление работы на два часа для завершения заказа. Но по 12 часов в день можно будет работать не больше трех дней в неделю. Ведь суммарное время работы в неделю не должно превышать 40 часов.
Водитель может разделить рабочее время на части. Однако перерыв между ними в этом случае допускается не позднее чем через пять часов после начала смены. Например, пять часов откатал утром, пять часов отдохнул, и еще пять часов поездок вечером.
Это возможность прихватить, так сказать, самые дорогие часы работы, когда тарифы выше.
В случае превышения норм труда агрегатор такси должен отключать водителя от заказов.
У нас нормы режимы труда и отдыха давно установлены для всех водителей коммерческого транспорта - грузовиков и автобусов. Но такси до сих пор было исключением из правил. Хотя давно установлено, что утомляемость - одна из главных причин аварийности.
Так, например, по данным Российского союза автостраховщиков, частота страховых случаев по ОСАГО, в которых виновниками были такси, в 2022 году составила 33%, что почти в семь раз выше, чем частота страховых случаев по ОСАГО в среднем по РФ. То есть каждый третий таксист становится виновником ДТП.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России в прошлом году отмечено снижение аварийности с участием легковых такси. Количество ДТП сократилось на 10,2% (3324), число погибших - на 14,1% (128), раненых - на 10,7% (4 162). Тяжесть последствий таких происшествий составила 3 процента, что в два с половиной раза ниже, чем у легкового транспорта в целом (7,7).
При этом тяжесть последствий ДТП с участием легкового такси, имеющего соответствующее разрешение, более чем в два раза ниже, чем для легкового такси без такого разрешения. А количество аварий с такси без разрешения в прошлом году выросло на 12,4%.
Как рассказал руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, данные правила предусмотрены новым федеральным законом о такси и приняты в целях его реализации. В нем прописаны продолжительность рабочего времени, порядок его расчета, что входит в рабочее время. Это тот стандарт, который установлен на рынке. В частности, реализацией через систему КИС "АРТ".
Продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю соответствует сложившейся ситуации. Она позволяет работать и не перерабатывать. Предусмотрено, что рабочий день может разделяться на время работы и время перерыва. Водитель, сделав перерыв, вполне укладывается в существующие нормативы.
Проблема данного постановления в том, что оно устанавливает для таксистов-физлиц ведение журнала учета рабочего времени. Каждый такой таксист обязан завести журнал, прошить его, пронумеровать и вносить в него вручную все данные. Либо установить тахограф.
Но эти нормы абсолютно невыполнимы. Как не выполняются сейчас и требования о предрейсовом медосмотре или техосмотре. При существующих технологиях контролировать их соблюдение просто невозможно.
Сами таксисты относятся к фиксации продолжительности своего рабочего времени настороженно. И опасаются, что стоимость поездок вырасте. Кроме того, есть риск, что вырастет число нелегальных такси.
Как рассказал водитель такси Рустам, сейчас он платит за аренду машины 2000 рублей в сутки. Еще около 1500 рублей у него уходит на бензин. Агрегатор сейчас позволяет работать 16 часов, после чего отключает от заказов. Но при этом он берет комиссию 25 процентов. Если работать 12 часов, то удается что-то заработать.
Давайте просто посчитаем. Сейчас водитель такси экономкласса получает около 800 рублей в час. Минус - комиссия агрегатора. Остается 500 рублей. Если работать 8 часов - это будет 4 тысячи рублей. Минус - аренда машины, минус - бензин, и еще надо что-то поесть. И все. Деньги закончились. Работать на свой карман водитель начинает только проведя 8 часов за рулем.
Есть еще одна проблема. Сейчас в Москве все водители должны работать через систему КИС "АРТ". Но эта система позволяет открыть путевку на 12 часов. Без каких-либо перерывов. Возможно к 1 сентябрю ее доработают.
Как вам это?
Артем Флегонтов, таксист, Казань:
- В основном это коснется наших гостей из Средней Азии. Они действительно перерабатывают и пашут по 16 часов в сутки. Местные же таксисты в среднем так и работают по 8-12 часов в сутки. Регулировать это несложно. Агрегатор попросту не даст тебе возможность получать заказы. И пользоваться другим аккаунтом не получится. Уже сейчас во время работы часто приходят сообщения, чтобы я подтвердил свой аккаунт - нужно сфотографировать и отправить свое лицо агрегатору. Так что обойти эту систему будет непросто.
Данные ограничения приведут только к тому, что цены для пассажиров вырастут. Сами таксисты будут зарабатывать либо чуть меньше, либо столько же. А за баранкой проводить немного меньше времени. В принципе, такие ограничения агрегаторы могут вводить уже сейчас, не дожидаясь решения властей. Никто им это делать не мешает.
Максим Говоров, индивидуальный предприниматель, Калининград:
- По собственному опыту могу сказать, что работа на одного агрегатора такси большого дохода не принесет. Как правило, водители лавируют между заказами, "прыгают" от одной компании к другой в течение рабочего дня. Это позволяет увеличить охват и прибыль. Грубо говоря, ничто не мешает таксисту после рабочей смены переключиться за считаные минуты на другого агрегатора и обойти таким образом систему.
А вот невозможность брать новый заказ, пока не выполнил прежний - хорошее нововведение. Оно поможет как водителям, так и пассажирам. Машины в целом будут приезжать быстрее.
Юрий Загорский, таксист, Воронеж:
- Про изменения не слышал пока, диспетчеры не сообщали ничего. Мера правильная против маньяков, которые в погоне за прибылью сутками из-за руля не вылезают и ездят "на автопилоте". Адекватные водители сами планируют свой график так, чтобы не выходить на линию усталыми. Ну и ограничения через агрегаторов неэффективны на 100 процентов. У большинства таксистов-профессионалов есть свои клиенты, с которыми они работают напрямую, без диспетчеров.
Подготовили Антон Валагин (Воронеж), Денис Гонтарь (Калининград), Олег Платонов, (Казань)