- Конечно, нет. Я принимал участие в олимпийском движении людей вокруг олимпийских объектов. Наш съемочный центр располагался на Морском вокзале Сочи, среди магазинов «Боско» и ресторанов кавказской кухни. Нет, мы не участвовали в Олимпиаде, но освещали все происходящее своим негасимым огнем.
- Я был на фигурном катании, на хоккее... Но времени не было, наверх, в горы, я ни разу не добрался. Зато посмотрел церемонии открытия и закрытия.
- Вас захватила атмосфера боления, когда все переживают - выиграют - не выиграют.
- Мы смотрели на все глазами людей, которые потом должны приглашать в студию гостей - правдами или неправдами, волей или неволей. И это было непросто. Когда человек становится олимпийским чемпионом, его все раздирают на части. Спасибо нашим друзьям, нам очень помогали. У нас были и Юля Липницкая, и Аделина Сотникова, все остальные чемпионы - саночники, бобслеисты... И передачи из Сочи были особенными, эти ребята вносили в программу совершенно другой градус. И информационный повод, по которому они к нам приходили, был важнейший. Произошло все только что. Это было очень здорово.
- Существует стереотип, что спортсмены не слишком развиты интеллектуально.
- От кого, как не от главного редактора «Советского спорта» это услышать.... Такой же стереотип бытует и про актеров, например. И я даже являлся несколько раз свидетелем того, что необязательно быть шибко умным, чтобы быть хорошим актером. Допускаю, что подобное встречается и в спорте. Но у спортсменов очень сильные волевые качества. Ребята приходили к нам в программу и усилием воли демонстрировали максимальные показатели во всех дисциплинах, включая и умственную деятельность. Жаловаться на российских спортсменов вам не буду.
- Спортсмены очень обидчивые люди. Почти такие же, как артисты.
- Конечно, обидчивые. Спортсмены, они же как дети. Есть такое выражение. Но никто из спортсменов нам о своих обидах не заявлял. Слушайте, у нас практически отдельное направление - шутки про сборную России по футболу. Но те люди из сборной, которых я знаю лично - это люди, которые умеют смеяться над собой. А это ведь самое главное, в том числе, и в спорте. Это очень непросто – быть футболистом в нашей стране при таком отношении к футболу и к сборной. Но и Саша Кокорин, и Денис Глушаков с удовольствием принимали участие в рубрике «Гадкий я» и читали гадости о себе от болельщиков.
- Может сборная потому и играет плохо, что над ней все юмористы издеваются?
- Юмористические программы должны продолжать издеваться над всем, над чем можно, потому что это принцип работы юмористической программы. И если кто-то думает о том, как бы меня в юмористической программе из юмористического ушата смешной водичкой не окатили... А если наши спортсмены, да и не только спортсмены, будут чувствовать себя неприкасаемыми, лежащими на вате под колпаком - лучше от этого не будет никому. Пускай в юмористических передачах шутят, а на футбольных полях хорошо играют. И там, и там бывают удачные игры, удачные шутки, бывают неудачные шутки и неудачные игры.
Владимир Гомельский - путеводная звезда
- Вы согласны, что спорта на ТВ очень мало?
- Мне спорта на телевидении не хватает. Как-то очень странно у нас - просыпается интерес и засыпает. На время Олимпиады все проснулись и потом снова заснули. Я считаю, что большие каналы могли бы делать больше хороших спортивных и ярких телевизионных шоу, которые вызывали бы интерес к разным видам спорта.
- Вы верите в фартовых и нефартовых комментаторов?
- Это для меня какое-то безумие, извините. Я не могу об этом серьезно говорить. Невозможно серьезно думать о том, что от того, что этот матч комментирует Виктор Гусев или Василий Уткин, что-то на поле меняется. Все это из той же области, как и попытка объяснить происходящее в стране потусторонними силами. Ни один спортивный комментатор не имеет никакого отношения к итогу матча. Правда, существуют примеры, когда спортивные комментаторы своим блестящим репортажем спасали средненькие поединки.
- У нас высокий уровень комментаторов, тот же Владимир Гомельский...
- Владимир Александрович просто является моей путеводной звездой. Я слушал его комментарии, когда был школьником. И благодаря ему полюбил баскетбол. Всех, кто в нашей стране любит американский баскетбол так же, как люблю его я, заразил голос Владимира Гомельского в обзорах NBA. Они шли раз в неделю давным-давно на втором канале. И за одно это только ему можно вручить какую-нибудь ценную государственную награду.
- Вы следите за тем, как в НБА наши выступают?
- Слежу, и очень надеюсь в январе лично помахать рукой Сергею Карасеву, если у меня получится сходить на одну из игр. Вчера я смотрел матч «Денвера», Тимофей Мозгов вышел на замену, прекрасно забил. Я не являюсь страстным болельщиком, который помнит все фамилии, все имена, но слежу с большим удовольствием.
- Но есть клуб, за который вы переживаете в NBA?
- Наверное, нет. Я выборочно смотрю регулярный чемпионат. На этапе плей-офф, начинаю выбирать себе каких-то любимцев, и к финалу уже определяюсь с лидером. В прошлом году я болел за клуб «Сан Антонио Сперс» и он стал чемпионом NBA, чему я очень рад.
- А европейский баскетбол как вам?
- Мне он очень нравится, но я совершенно с ним не знаком. Само словосочетание «европейский баскетбол» выглядит очень элегантно. Допускаю, что люди играют в этот баскетбол в узких длинных брюках… Знаю, что у нас есть прекрасные команды, очевидно, что уровень европейского баскетбола, стал гораздо выше, нежели был 20 лет назад... Но если вы спросите кто выиграл Евролигу, я вам не отвечу.
Знать бы, где упасть
- У вас острые шутки, порой они кого-то шокируют, кого-то обижают. Вы стали осторожнее после этих историй?
- Знать бы, где упасть… На нашем пути лежат не одни грабли, их много вокруг. Да, что-то можно было предусмотреть, но вокруг нас столько всего происходит, то иногда зарабатываешься и можешь сморозить какую-то глупость. Наша задача сделать, чтобы таких проколов было как можно меньше.
- Вы не ошибаетесь в произношении спортивных терминов и оборотов. За этим редактор следит?
- Я стараюсь сам следить, но и среди наших авторов есть большие поклонники футбола и они очень хорошо в нем разбираются. Если взять процентное соотношение шуток в нашей программе о разных видах спорта, очевидно, что на первом месте будет футбол. Наверное, на втором- фигурное катание. А на третьем - скоростной спуск валюты.
- Вы к футболу равнодушны?
- Нет, я не равнодушен. Смотрю крупные чемпионаты - мира, Европы. Стараюсь, если есть возможность, посмотреть финальный матч Лиги чемпионов или просто какой-то интересный матч. Я не очень хорошо разбираюсь в российском чемпионате, но краем глаза стараюсь следить, где находится «Зенит».
- Среди ваших друзей преобладают болельщики какой команды?
- Совершенно разные предпочтения. Есть поклонники «Спартака», есть ЦСКА. Сережа Светлаков болеет за «Локомотив» и ходит на матчи. Для меня спорт, особенно игровые виды - это праздник. Я сейчас был на стадионе «Спартак», когда мы снимали официальную презентацию логотипа чемпионата мира 2018. Совершенно потрясающе. Огромный, невероятно красивый стадион. Поход на такой стадион раз в неделю, раз в месяц с семьей - это праздник. Так люди ходят в Америке, в Италии... Поэтому я категорически против любых радикальных проявлений любви к конкретно взятому футболисту или к целой команде от определенной группы болельщиков. К футболу надо приучать с детства, водить на стадионы, и чтобы на этих стадионах детям болельщиков не было страшно. Ни от того, что происходит на поле, ни от того, что происходит на трибунах.
- Сейчас Премьер-лига проводит акцию «Стоп-мат», призывая не материться на трибунах.
- Я категорически «за», потому что то, о чем я вам сказал, не предполагает совместного прослушивания нецензурных выражений детьми. Есть другие ситуации, в которых ты можешь научить своего ребенка этим словам. И пусть лучше сам ребенок их спровоцирует…Тем более, что информация, которая льется с трибун в адрес судьи или плохо играющего игрока, не всегда соответствует действительности. Зачем ребенка вводить в заблуждение?
- Тяжело пришлось в общении с ФИФА во время презентации логотипа? Там же все строго.
- Как-то было хорошо все. Развеселый Блаттер. Очень радостно мне было, что пришел Каннаваро, которого до этого я видел только по телевизору. И он нервничал, все происходило на непонятном ему языке. Он многого не понимал, но держался молодцом.
- Еще один гость в студии - Виталий Мутко. Вы столько шутили над ним после его выступления на английском!
- Здорово, что Виталий Леонтьевич сделал это в нашей передаче. Тем самым продемонстрировал свое абсолютное бесстрашие. Потому что не каждый российский чиновник может выйти и что-либо сказать по-английски. Это требует от человека, который не говорит на языке, определенной доли смелости. Смелость Виталий Леонтьевич продемонстрировал и тогда, и когда над этим посмеялся.
- Владимир Познер...
- У Владимира Познера несколько другой акцент...
- Он был на открытии шахматного музея в Москве. Вы играли с ним?
- Может, он случайно зашел? Может, он искал бар? Я ни разу в жизни не видел, чтобы Владимир Владимирович играл в шахматы. Может, он играет втайне? Под одеялом, без меня... Мне он ни разу не предлагал. Со мной он играет в основном в игру «орел-решка». У него есть монета, на которой два «орла». Вот поэтому я, в основном, плачу за ужины.
- У вас в студии были знаменитые трофеи. Кубок чемпионата мира по хоккею, Кубок Стенли, Кубок чемпионата России по футболу... Священные предметы для болельщики. Вы испытывали некий трепет?
- Никакого трепета. Видимо, я не настолько болельщик. Когда ты начинаешь работать, весь твой трепет куда-то уходит.
Жду Майкла Джордана
- Публика на программах с болельщиками отличается от обычной?
- Пожалуй. Но я считаю, что нашим спортсменам надо чаще ходить на телешоу, давать после матча интервью, общаться с прессой, учиться говорить, учиться вести себя перед камерой. В большом спорте все как в шоу-бизнесе. Просто в спорте люди чаще ходят в трусах... Хотя нет. Примерно одинаково.
- Какие впечатления от Маши Шараповой?
- Она абсолютно профессиональный человек, который знает, что делать, как себя вести, зачем она пришла на эту программу, что ей нужно, что нам от нее нужно. Это часть ее работы и часть профессии. Поэтому она была хороша собой, весела, много смеялась и оставила после себя замечательное впечатление. И единственное желание, чтобы пришла Маша к нам еще раз. И не один. И через вашу газету активнейшим образом приглашаю всех наших соотечественников, играющих и в зарубежных клубах, и в наших, и не обязательно играющих в клубах, приходить к нам. Мы будем очень рады.
- Кто еще из спортсменов вас порадовал своим отношением к «Вечернему Урганту»?
- Очень многие. И Виктор Ан, и ребята-лыжники, и Вик Уайлд с Аленой Заварзиной…
Зубков и Воевода, которые пришли и у нас дали первое интервью, несмотря на свой давний конфликт. И саночник наш Альберт Демченко. Боюсь забыть кого-нибудь.
- Никто не разочаровал?
- Как ни странно, больше разочарования от артистов, чем от спортсменов. Поэтому я сетую на то, что ребята не могут приходить так часто. К сожалению, многие у нас становятся публичными, когда завершают карьеру. А это неправильно. И важно, чтобы ребята научились приходить после проигрышей.
- Покаяться?
- Мне покаяния, которого добиваются очень многие ревностные ценители спорта, не нужно. И я прекрасно понимаю, что есть вещи, которые получаются и не получаются.
- Вы лично каким видом спорта занимаетесь?
- Увы, пока эта дисциплина отсутствует. Утренней гимнастикой. Иногда дневной гимнастикой. Иногда она происходит ритмично. Тогда это ритмическая гимнастика.
Я люблю разные виды спорта - велосипед, баскетбол. Хочу научиться в большой теннис играть. Но на это требуется чуть больше времени, чем у меня есть.
- Кого из звезд мирового спорта хотелось бы увидеть в своей программе?
- Я бы мечтал, чтобы когда-нибудь, пролетая мимо, заглянул бы на огонек Майкл Джордан. Это мой любимый баскетболист. Как и у большинства людей, мне кажется… А так - всем звездам мы рады. Недавно был Льюис Хэмильтон, совершенно прекрасный чемпион «Формулы-1». Мне кажется, эти люди интересны уже тем, что они совершили такие героические усилия для того, чтобы занять свое место в мировом спорте. И любой из них был бы украшением нашей передачи.
- Чего бы вы пожелали читателям «Советского спорта»?
- Я желаю, чтобы в новом году было как можно больше спорта. Я свято верю в слова, что в здоровом теле здоровый дух. А всему миру хочу пожелать, чтобы большинство снарядов, которые в этом мире существуют, были спортивными.