Напомним, бронзовая Василиса стояла на карнизе дома Демидовых на Малой Садовой улице, 3 (автор – скульптор-анималист Владимир Петровичев). В пару к Василисе сделали кота Елисея, который расположился на Елисеевском магазине. Оба изваяния были установлены в 2000-м. А в конце сентября нынешнего года прохожие заметили, что кошка пропала со своего привычного места.
Предположили, что фигурку увезли на реставрацию. Но нет – такого рода работ не планировалось, уведомили в администрации Центрального района. Там же разъяснили: Василиса, оказывается, является бесхозной. То есть не стоит на балансе ни у одного государственного учреждения. В связи с этим чиновники не могли даже обратиться в полицию с заявлением о пропаже. Как можно украсть то, что никому не принадлежит?
История с Василисой, по всей видимости, окончится благополучно. Скульптура при не выясненных до конца обстоятельствах нашлась. Как сообщалось, ее принес в СПбГУ молодой человек, объяснивший, что обнаружил фигурку... в Москве. Статуэтку пообещали вернуть на Малую Садовую. Однако без нарушения городских правил вряд ли это получится. Для того чтобы установить скульптуру в центре города, нужно пройти множество согласований. Кроме того, она обязательно должна быть передана на баланс конкретной организации. Так что, по всей видимости, в ближайшее время Василиса останется формально бесхозной, как и ее друг Елисей.
А сколько еще в Петербурге бесхозных скульптур? Точное число подсчитать трудно. И Василиса не единственная «пострадавшая». Не менее семи раз воровали Чижика-Пыжика, установленного в 1994 году на набережной реки Фонтанки недалеко от Летнего сада. Когда птичку не находили, ее необходимо было восстанавливать заново – в этом участвовал Музей городской скульптуры.
В подготовленном администрацией Центрального района списке произведений декоративной скульптуры всего 66 пунктов. Это, очевидно, меньше реального количества. Значительная часть датируется XX веком, а некоторые работы – XXI. Василисы в списке нет, а вот Чижик-Пыжик уже успел в нем «прописаться». Также чиновники «знают» (то есть эти скульптуры есть в документах) про Остапа Бендера на Итальянской улице, фонарщика на Одесской и «добрую собаку Гаврюшу» в сквере на улице Правды. Кстати, многие помнят, что Гаврюшу в свое время со скандалом переселили сюда с Малой Садовой.
К сожалению, практика показывает, что передача скульптуры на баланс какому-либо учреждению не всегда гарантирует ее сохранность. Например, когда в 2008 году из Таврического сада пропала скульптура «Мальчик с уточкой» 1910-х годов изготовления (служащая основанием одноименного фонтана), это заметили не сразу. Лишь спустя полторы недели «Водоканал», в чьем ведении находятся городские фонтаны, обратился с заявлением в милицию.
Большие скульптуры тоже бывают бесхозными. В этом качестве оказались сфинксы, установленные возле Каменноостровского моста. Они были изготовлены в 1826 году в качестве пробы для аналогичных фигур Египетского моста. На набережной Малой Невки изваяния эти установили после Великой Отечественной войны. По словам градозащитницы
Дарьи Васильевой, когда к середине 2000-х годов скульптуры пришли в плачевное состояние и необходимость их реставрации стала очевидна, выяснилось, что они не состоят на учете ни в одном из ведомств. Тогда «Мостотрест» увез их к своему зданию на Индустриальном проспекте, аргументировав эти действия заботой о скульптурах. Впоследствии их отреставрировали. Позднее градозащитникам удалось добиться признания сфинксов объектами культурного наследия и возвращения их к Каменноостровскому мосту. От вандализма они, правда, страдать не перестали.
При неразберихе с большим количеством неучтенных скульптур в северной столице продолжают устанавливать новые. Только к 300-летию Петербурга городу было подарено около 20 арт-объектов, которым пришлось срочно искать места. «Нетрадиционные» скульптурные формы по-прежнему появляются весьма спонтанно. К числу таковых можно отнести памятник Стиву Джобсу, открытый в 2013 году во дворе технопарка ИТМО на Биржевой линии. Он представляет собой двухметровый айфон. Долго этот аппарат не простоял – на днях его демонтировали по непонятным причинам.
Отдельная история – многочисленные скульптуры, которые появляются на окраинах Петербурга. Часто они возникают по инициативе строительных компаний, которые, можно сказать, дарят произведения искусства сами себе. Изваяния устанавливают возле новых жилых комплексов, увековечивая таким образом память о застройщике. Явление это возникло в 1990-е годы. Среди известных примеров – памятник Сергею Есенину возле одноименного жилого комплекса на улице имени этого поэта. Он был открыт в 2009 году.
Тогда же на углу проспекта Энгельса и улицы Шостаковича открыли памятник Дмитрию Шостаковичу, подаренный владельцем расположенного напротив торгового комплекса. Сейчас одна из строительных компаний рассматривает возможность установить памятник графу Орлову возле жилого комплекса-долгостроя «Граф Орлов» на Московском проспекте (мы уже рассказывали, что сначала бизнесмены хотели ограничиться патетической надписью на фасаде).
Эксперты отмечают, что в появлении новых скульптур нет ничего плохого. Однако все предложения должны быть тщательно рассмотрены специалистами, а затем утверждены городскими властями.
«Здесь не должно быть самодеятельности – только по своему усмотрению человек может распоряжаться вещами лишь у себя дома», – сказала в беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» куратор международного фестиваля современной скульптуры Kyiv Sculpture Project Катерина Тейлор. А скульптор Ян Нейман отметил, что неплохо бы проводить конкурсы на проекты скульптур, которые планируется ставить в ответственных местах.