Нефтегазовые компании могут лишиться существенной части налоговых льгот, так как эффективность их использования находится на низком уровне. К такому выводу пришли в Минфине, предварительно оценив объем недополученных доходов в бюджет от преференций для бизнеса, рассказал "Известиям" федеральный чиновник. Сейчас фискальные послабления обходятся казне в 1,2 трлн рублей. Информацию подтвердили два близких к ведомству источника. Представитель Дмитрия Козака заявил, что по поручению вице-премьера Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития проведут ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представят отчет. Эксперты считают, что радикально пересматривать преференции нефтегазовым компаниям слишком рискованно. Это может подорвать их устойчивость, привести к удорожанию топлива и сократить доходы бюджета.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы, сказал "Известиям" источник в правительстве. По его словам, к настоящему моменту ведомство провело инвентаризацию этого вида господдержки и насчитало более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых преференций для разных отраслей экономики на сумму свыше 4 трлн рублей.
Следующим этапом систематизации должна стать разработка прозрачной нормативной базы, с помощью которой можно будет оценить их результативность. После этого появится возможность оптимизировать льготы.
Впрочем, в Минфине уже сделали предварительные оценки и заключили, что льготы для ресурсодобывающих компаний не дают ожидаемого экономического эффекта, рассказал "Известиям" чиновник. По его словам, существенную часть преференций можно оптимизировать без особых рисков для отрасли. По данным ведомства, в 2018 году бюджет недополучил из-за льгот для нефтегазового сектора 1,2 трлн рублей.
С такой точкой зрения согласились в Счетной палате. В большинстве случаев при установлении каких-либо льгот цель их введения, конкретные показатели и ориентиры не установлены, сообщила пресс-служба СП. На просьбу оценить эффективность послаблений для ресурсодобывающих компаний там ответили, что это возможно будет сделать только после появления соответствующей публичной методики, а пока делать какие-либо конкретные выводы преждевременно. Впрочем, в СП не сомневаются в том, что льготы в целом можно оптимизировать. По оценке контрольного органа, в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.
Нефтегазовые компании достаточно прибыльны для того, чтобы самостоятельно решать проблемы эффективности добычи ресурсов на месторождениях с тяжело извлекаемыми запасами, уверен другой собеседник "Известий", близкий к Минфину. Сейчас, по его словам, сравнительно невысокую рентабельность на сложных участках перевешивают на бюджет, хотя задачу можно решать путем внедрения более современных и экономных технологий.
- В идеале льготы нефтегазовым компаниям должны быть нулевыми, - заявил он "Известиям". - Однако в ближайшие несколько лет этот идеал недостижим. Дело не только в ожидаемом сопротивлении сектора, а еще и в том, что период адаптации к новым условиям должен быть длительным.
Кроме Минфина анализом результативности налоговых льгот для нефтегазовых компаний занимаются Минэнерго и Минэкономразвития. По словам представителя вице-премьера Дмитрия Козака Ильи Джуса, всем трем ведомствам поручено провести детальную ревизию налоговых режимов по каждому месторождению и к лету представить оценки их эффективности. В Минэнерго "Известиям" лишь сообщили, что работают в соответствии с дорожной картой, в рамках которой проводится инвентаризация нефтегазовых объектов. В Минфине и Минэкономразвития на запрос "Известий" не ответили.
"Известия" обратились в крупнейшие российские нефтегазовые компании с просьбой оценить результаты использования предоставленных им налоговых льгот и прокомментировать возможные последствия их отмены. В "Роснефти", "Газпроме", "Газпром нефти", "Татнефти" и "Сургутнефтегазе" не ответили на запрос. В "Лукойле" отказались от комментариев.
НЕ НАДО СПЕШИТЬ
Ввиду возможного падения нефтяных котировок лишать компании господдержки довольно рискованно, заявил руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Добыча на сложных месторождениях может потерять экономический смысл, что, с одной стороны, дестабилизирует сектор, с другой - приведет к потерям доходов для бюджета. Сейчас нефтегазовый вклад в него составляет почти половину всех поступлений - более 9 трлн рублей. Если компании лишатся льгот в неблагоприятный период, выручка госказны может сократиться, полагает Дмитрий Белоусов. Впрочем, по его мнению, льготы нужно предоставлять только под определенные обязательства - компании должны вкладывать свою прибыль в перспективные для экономического развития проекты, а не аккумулировать ее на счетах в банках.
Другим негативным последствием отмены льгот для ресурсодобывающих компаний может стать удорожание топлива для отечественных потребителей, уверена аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева. По ее мнению, в ближайшее время отказываться от этого вида господдержки рискованно, так как переход к рыночному регулированию цен на топливном рынке должен быть мягким.
Каждое месторождение уникально, поэтому и себестоимость добычи на каждом из них разная, сказал "Известиям" председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. Льготирование по налогам дает возможность подстроить фискальную систему под эти особенности.
- Однако это субъективный инструмент, а потому необходимо двигаться к другой мотивирующей системе налогообложения (например, налог на добавленный доход) как более универсальной. В обозримой перспективе этот подход можно будет реализовать повсеместно - цифровизация нефтяной отрасли позволит учитывать добычу и затраты по каждой скважине, - считает Павел Завальный.
В целом необходимость льгот объясняется крайне высокой долей налогов на добычу, составляющей около 60% от выручки, уверен главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Поэтому многие категории запасов практически не могут разрабатываться без дополнительных стимулов, а их введение обычно приводит к росту добычи на таких активах. К примеру, после предоставления льгот для трудноизвлекаемых запасов в 2013 году их добыча увеличилась на 5 млн т ежегодно. В то же время системного анализа эффективности фискального режима в отрасли до последнего времени не проводилось.