Схимонаха Сергия, ставшего весьма известной персоной, церковный суд лишил сана за скандальные проповеди и захват обители. Но сейчас речь зашла о другом - о насилии над детьми-послушниками. - Журналисты? - спрашивает крепкий мужик на входе в Среднеуральский женский монастырь под Екатеринбургом. - Отец Сергий не благословил. Уходите. Так еще недавно встречали в уральской обители чужаков. Теперь вход в монастырь открыт снова - во всяком случае, так уверяют представители отца Сергия. Тех, кто с ним давно, не отпугивают ни его уголовное прошлое, ни скандальные проповеди. На слуху недавний визит в монастырь Ксении Собчак. Журналистка задумала снять фильм об опальном схимонахе и тех страстях, которые кипят на огромной территории монастыря, но нарвалась на боевых монахинь…
Отец Сергий - фигура неоднозначная. Он изгонял бесов: на его проповедях женщины могли корчиться на полу и выкрикивать бранные слова. А нечистая, если верить старцу, попадает в тела несчастных через интернет. Паства духовника к таким обрядам привычна. Другое дело - случайные свидетели этого действа. Свердловские школьники три года назад во время экскурсии по монастырю услышали, как «визжат черти», потому что ритуал транслировался на улицу через динамики. - Вовремя не отключили аудиотрансляцию, которая включается во время богослужения, - оправдывались тогда в Екатеринбургской епархии. - Изгнание не самое легкое зрелище. В 2017 году, когда на экраны должен был выйти фильм «Матильда» о романе императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, грянул еще один скандал. Против картины восстали царебожники (те, кто почитает последнего русского императора как страстотерпца), кричавшие, что фильм оскорбляет чувства верующих. Их лидером как раз считается отец Сергий. Громче всех «Матильду» критиковала Наталья Поклонская, чьим духовником называли Сергия. Новый поворот для проповедей старец нашел, когда на страну обрушилась пандемия коронавируса. В Пасхальную неделю он опубликовал речь (все в том же ненавистном ему интернете) о том, что никакой заразы не существует и все это происки властей: «Как могло случиться, что мы из православных превратились в неверных? Дух русского народа всегда был в церкви! А наше руководство закрывает храмы, ссылаясь на псевдопандемию». Пыл схимонаха остудили: отняли у него наперсный крест и право вести богослужения. Дело отца Сергия должны были рассмотреть на церковном суде сначала 15 июня, затем 26-го. Но старец мало того что не явился, так еще и вернулся в Среднеуральский женский монастырь, где продолжил вопреки запретам вести богослужения. Настоятельница Варвара (в миру Крыгина) была вынуждена покинуть обитель. На подмогу отец Сергий вызвал крепких мужиков «из своих».
- Пишут, что я захватил монастырь. Странно звучит, - обратился к пастве схиигумен. - Мы строили его вместе с насельником монастыря с Божьей помощью 18 лет. Когда моих чад, монахинь, захотели отдать под чужое руководство, я остался в доме Матери, чтобы дети не остались без отца.
Империя отца
Сергия «Комсомолка» не раз бывала в монастыре: три церкви с массивными куполами, часовня, сам монастырь, хоспис, школа для детей, трапезные - все построено на деньги спонсоров. - Отец Сергий основал монастырь в 2005 году, - рассказывают послушники. - Тут тогда вообще ничего не было. А сейчас посмотрите, какая красота! - А откуда у него на это деньги? - Курочка по зернышку, - загадочно отвечает монахиня Мария. - Думаю, что кто-то положил глаз на эти земли, именно в этом настоящая причина конфликта. Обширные земли под монастырь епархии выделила администрация Верхней Пышмы. И это лишь видимая часть империи схиигумена. По слухам, к ней относят Крестовоздвиженский Кыртомский монастырь в Алапаевском районе. Еще одной вотчиной отца Сергия называют поселение в деревне Новоселова в Туринском округе. Также ходят слухи о целой сети (не менее десяти) тайных скитов в глухой тайге, которыми руководят люди Сергия из его криминального прошлого. Говорят, туда попытались сунуться местные чиновники, но наткнулись на грубую силу - развернули и отправили восвояси. - В этих скитах живут послушницы. Дорогу никто не покажет, территория закрытая - чужих не пустят. Послушники периодически уезжают туда на неделю-другую. Как бы работать: дрова колоть, по хозяйству помогать, - рассказывает бывший силовик, а ныне бизнесмен, знакомый с ситуацией. - Но кто их знает, чем они там на самом деле занимаются. Мой бывший партнер давно к Сергию ездит. Он мог встать посреди совещания и уехать, потому что Сергий позвал. Возвращался как чужой. Зомбированный, что ли.
От убийцы до монаха
Мирское имя отца Сергия - Николай Романов, ему 65 лет. - Он военным был. Когда-то давно в ДТП попал. Смерть клиническую пережил. Видел свое тело со стороны. Тогда-то и пришло ему видение, что должен он монастырь на Урале основать, - с воодушевлением рассказывала все та же монахиня Мария. Но это лишь часть легенды, которую Сергий сам себе придумал. В реальности было куда страшнее. Недаром Екатеринбургская епархия не признала отца Сергия. Схиигумен не является ее клириком, проще говоря, не состоит в штате. Карьеру он начал в милиции - оперативником внутренней службы. Потом, как говорят, погряз в криминале. Первой об уголовном прошлом схиигумена заговорила журналист Раиса Ильина. В 2017 году она предоставила «КП» приговор Романову за убийство. «В 1985 году взятый за хищение госимущества 30-летний Николай рассказал, как с двумя товарищами монтировкой забил в Подмосковье попутчика-пьянчужку с целью ограбить. Подпоил, привязал к бетонной плите и утопил, тело забросал другими плитами…» Романова признали виновным по статье 102 УК РСФСР «убийство», а также по статьям «кража» и «грабеж». Он 13 лет отсидел под Нижним Тагилом в колонии для оборотней в погонах. И если до этого отец Сергий всегда уходил от вопросов про криминальное прошлое, то в одном из последних видеообращений признался: - Дорогие отцы, братья и сестры, 36 лет назад я, Романов Николай, преступил Уголовный кодекс, за что получил наказание по законному решению областного суда. Вину признал и раскаялся. Простите меня все. При этом духовник не говорит о том, что в его послужном списке есть еще «нарушение правил безопасности движения, повлекшее вред здоровью либо смерть» и «кража государственного или общественного имущества» - по этим двум статьям его приговорили к 4 годам колонии. Также он признал, что в священники его рукоположили с нарушением церковных канонов. Но на то якобы было благословение ныне покойного Патриарха Алексия II.
- Вообще Романов появился на горизонте около 1998 года. Болтался по монастырям Алапаевского района, Верхотурского. Отовсюду его прогнали, - рассказывает Раиса Ильина. - Потом сюда приехал, на Ганину Яму (место, где покоились останки царской семьи). И погрузился в идею царебожничества.
Тезка императора
В то время Николая II начали почитать как страстотерпца. К Ганиной Яме стали стекаться паломники. Романов выбрал для себя привлекательный образ старца, который несет идеи царебожничества в массы. А учитывая, что он еще и полный тезка последнего русского самодержца, схимонах стал ассоциироваться со святыми из династии Романовых. В 2000 году, после канонизации Николая II, тогда еще архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский. - Ред.) благословил строительство монастыря на Ганиной Яме. И именно Викентий с нарушением канонов рукоположил тогда еще Николая в священники. - Сам Сергий этот монастырь не строил. Откуда навыки строительства у зека с 13-летним стажем? - рассуждает Раиса Ильина. - Деньги давал наш олигарх Андрей Козицын, владелец Уральской горно-металлургической компании. А Сергий все эти заслуги на себя перекладывает. Тогда же отец Сергий привлек в свои ряды сестер Крыгиных - Нину и Варвару. Обе преподавали психологию в Магнитогорском университете. Варвара - та самая настоятельница Среднеуральского женского монастыря, которая покинула обитель. Официально: «дабы избежать ненужных распрей, к коим склонен отец Сергий». - Почуяла, видимо, что дело жареным пахнет. Настоятельница отвечает за все, что творится на территории монастыря. Должна отвечать и за каждую занозу на теле ребенка, - говорит Раиса Ильина. - А они там чего только не творили. Монахини и девчонок молодых мутным воцерковлением окучивали. К матерям не пускали. В скитах их закрывали. Паспорта у них сжигали, от ИНН отказывались, мол, там символ дьявола «666». Ко мне лично в 2000-х матери похищенных детей за помощью обращались, мол, помоги - везде двери для нас закрыты. Сектантскими наклонностями уже не то что попахивает, скорее разит. Но сторонников у Сергия от этого меньше не стало. О поддержке 65-летнего проповедника открыто говорит олимпийский чемпион хоккеист Павел Дацюк (он, по слухам, однажды пожертвовал монастырю 60 млн руб.), а также звезда «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов.
Ксения - провокатор или правдоруб?
Отца Сергия ждет не только церковный, но и мирской суд. Центр «Э» регионального полицейского главка усмотрел в речах схиигумена нарушение Административного кодекса. Отца Сергия подозревают по статье «распространение в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений». Представители Екатеринбургской епархии дали Сергию время одуматься и покаяться. Но тут ситуацию раскачала Собчак. - Меня очень трогает тема ковид-диссидентства. А еще тема конфликта отца Сергия с патриархией. Это же уникальный случай, когда человек не слушает прямых указаний православной церкви, - рассказывала Ксения Собчак. На территории монастыря Собчак снимала историю девушки Христины, которая много лет жила в этой обители. Здесь же от рака умерла ее духовная мать монахиня Татьяна. - Монахиня Татьяна умерла от лейкемии, - рассказывает Ксения Собчак. - По мнению Христины, это случилось из-за того, что ей вовремя не оказали медицинскую помощь. Как вы все знаете, отец Сергий отрицает коронавирус и медицину в целом. Когда на нас напали, мы снимали могилу духовной матери нашей героини. Мы прошли к кладбищу, там не было никаких ограждений. Пришли к могиле, и потом к нам стали подходить люди в черных спортивных костюмах бандитского вида. Кто эти люди? Какое отношение они имеют к служению, к женскому монастырю? Из того, что я видела, они представляют такой силовой блок внутри храма. Та территория, где мы были, официально не является территорией монастыря. Они вытолкали нас с территории кладбища, вывели на какуюто площадь рядом с монастырем, избили и отобрали камеру стоимостью 260 тысяч рублей. В распоряжении Ксении есть несколько показаний бывших послушников, которые признаются, что их в наказание избивали, когда они жили на территории монастыря, будучи подростками. По их словам, насилие было не только физическое, но и сексуальное. Имидж у Собчак хоть и скандальный, и вполне может быть, что журналистка хотела отчасти пропиарить свой будущий фильм (на этом настаивают представители отца Сергия).
Но ведь и монахини повели себя не по-христиански. На видео, которое предоставила сама Ксения журналистам «КП», видно, как тучные монашки дергают ее за кофту и толкают. А вот режиссеру Сергею Ерженкову досталось уже от мужиков - у него перелом кисти левой руки. Съемочная группа Собчак написала заявление в полицию. Силовики камеры вернули, только материалы с трех флешек были уже подчищены… Отсюда вопрос: а так ли все благочестиво на территории монастыря? Если бы нечего было скрывать, повели бы себя так истинно верующие православные люди? На все эти вопросы еще предстоит ответить силовикам да и самой РПЦ. Ведь если на территории монастыря столько лет творился произвол, почему власти закрывали на это глаза и кто столь влиятельный крышует опального отца Сергия?