Вчера в столице с огромным успехом завершились 18-е Летние балетные сезоны. На сцену РАМТа вышли три московских коллектива, которые обычно гастролируют в России и за рубежом, а нынче порадовали публику Москвы своими роскошными классическими балетами.
Сезоны по традиции открылись спектаклем «Лебединое озеро» в исполнении Национального классического балета под руководством Анны Нехлюдовой. Созданный в 2010 году, он впервые показал в Сезонах своё искусство. Шесть его постановок совпали в названиях с двумя другими коллективами, но был ещё и сюрприз – «Баядерка» Людвига Минкуса, которая первый раз прозвучала в проекте, поразив публику великолепными костюмами и декорациями вкупе с мастерством танцовщиков. «Это и ответственность, и возможность в родном городе показать себя, получить оценку родных и друзей, – признаётся Анна Нехлюдова. – И конечно, экзамен, который мы сдали. Хотя я всегда найду, к чему у себя придраться».
Театр балета Арт-Да, родившийся 13 лет назад, выступает в Сезонах второй раз. «Сцена РАМТа для меня уже родная, – говорит худрук театра Валентин Грищенко. – Ведь я начинал, приехав из Красноярска в Москву, у Смирнова-Голованова, и мы много здесь выступали. В плане хореографии, постановок, работы это, пожалуй, лучшее в моей жизни». Третий коллектив – Театр «Смирнов балет» под руководством Людмилы Нерубащенко – в этом году отмечает своё тридцатилетие. Создан он Виктором Смирновым-Головановым, выдающимся мастером сцены, солистом и балетмейстером Большого театра. Тот, кто хоть раз видел его спектакли, не может их забыть. В «Лебедином озере» как будто всё идёт, как поставил Петипа, – отточенные движения, классические па. Но вдруг Одиллия появляется на балу в чёрно-белой пачке, принц Зигфрид, осознав коварство Ротбарта, прощается с матерью, та падает без чувств, а герои бросаются в озеро, приняв смерть как избавление от зла. На сцене «Ромео и Джульетты» в эксклюзивной постановке Смирнова-
Голованова два клана – Монтекки и Капулетти, в центре – их юные отпрыски, но родители скрещивают мечи. И ты понимаешь, как это мощно и современно, вовсе не про принцев, а про нашу жизнь с её сегодняшними ритмами и страстями.
– К современной хореографии интерес не потерян, – уверена основатель и художественный руководитель проекта Алла Немодрук, – но люди всегда возвращаются к классике, потому что она нетленна. «Спящая красавица» при Людовике XIV – тягомотина на четыре часа, созданная для господ, чтобы им не было скучно за обедом. Если сравнить танец блистательной Улановой и сегодняшних прима-балерин, это два разных танца. Сейчас другая техника и эмоции, балеты сжаты и энергетически насыщенны. Так что классика идёт вперёд.