В среду 24 декабря в Минске с часовым опозданием началась очередная сессия заседания контактной группы по мирному урегулированию на юго-востоке Украины. По сообщениям информагентств, в переговорах, как и ранее, приняли участие представители четырех сторон — России, Украины, ОБСЕ и самопровозглашенных республик Донбасса.
Таким образом, упорно циркулировавшая в течение нескольких дней информация о том, что в минских переговорах планируют принять участие Белоруссия и Казахстан, пока, по крайней мере, не подтвердилась.
Эта информация обычно обсуждалась московскими наблюдателями совместно с обсуждением визитов Лукашенко и Назарбаева в Киев. Переговоры Лукашенко и Назарбаева с Порошенко и сделанные по итогам переговоров заявления обычно интерпретировались как доказательства того, что позиция Белоруссии и Казахстана по «украинскому вопросу» является, мягко выражаясь, «недостаточно дружественной» относительно нашей страны.
Между тем всё описанное выше допускает, на мой взгляд, и другую интерпретацию. Да, разумеется, Назарбаев и Лукашенко обеспокоены резким ухудшением отношений России и Украины. Они также обеспокоены резким осложнением в отношениях России и Запада. Тем не менее Лукашенко и Назарбаев подписали соглашение о Евроазиатском экономическом союзе, которое вступит в силу 1 января следующего года.
Казахстан и Белоруссия также принимают активное участие в работе ШОС. Отсюда можно предположить, что «нейтральная» позиция Лукашенко и Назарбаева в вопросе о российско-украинских отношениях является не попыткой отстраниться от России и тем более «предать» ее, но попыткой сыграть миротворческую роль в этих отношениях.
Тому есть некоторые доказательства. Три месяца назад я опубликовал в «Известиях» колонку об итогах работы саммита ШОС. В ней я позволил себе высказать некоторые политические предложения об урегулировании российско-украинских отношений и, в частности, о возможной роли в этом урегулировании Белоруссии и Казахстана.
Я предложил тогда как вариант мирного урегулирования проблемы использование в качестве миротворческих сил, дислоцированных на линии прекращения огня между ВСУ и ополчением республик Новороссии, представителей вооруженных сил Белоруссии и Казахстана.
В пользу этого решения свидетельствовало то, что представители ДНР и ЛНР категорически не доверяют Европейскому союзу и США, а представители Украины столь же категорически не доверяют России. В этой ситуации Белоруссия и Казахстан могли бы оказаться, благодаря своему «нейтралитету», одинаково приемлемыми для обеих сторон вооруженного конфликта на Украине.
Я был чрезвычайно приятно удивлен, когда приблизительно через месяц все эти идеи были высказаны президентом Лукашенко. Вполне возможно, что Александр Григорьевич пришел к этим идеям совершенно независимо от моей публикации в «Известиях». Но всё равно такое совпадение позиций было чрезвычайно приятно.
Сегодня мне очень хочется надеяться на то, что президенты Назарбаев и Лукашенко все-таки сыграют важную миротворческую роль в процессах, происходящих на Украине.
Всвоем оптимистическом взгляде на позицию Белоруссии и Казахстана в российско-украинских отношениях я не одинок. Так, например, Борис Макаренко считает, что визиты Назарбаева и Лукашенко в Киев могут поспособствовать укреплению доверия между Киевом и Москвой. По сути, он высказывает предположение, что Лукашенко и Назарбаев занимаются челночной дипломатией между Россией и Украиной. А Сергей Марков высказывает предположение о том, что Лукашенко и Назарбаев совершили свои визиты в Киев по согласованию с нашим президентом, а, возможно, и по его прямому поручению.
Сергей Александрович даже допускает, что такая дипломатия национальных лидеров Белоруссии и Казахстана направлена на укрепление реальной власти Петра Порошенко в противовес откровенно, можно даже сказать, марионеточно проамериканской группировке Яценюка–Турчинова–Авакова.
Так ли это, я не готов судить, но все эти рассуждения кажутся мне гораздо более правдоподобными, нежели высказывания других коллег, согласно которым «Белоруссия и Казахстан просто действуют в русле своих национальных интересов, не считаясь с интересами России» или «Белоруссия и Казахстан пытаются застраховать себя от последствий российского экономического кризиса, вызванного западными санкциями». Я уж не говорю о высказываниях в духе «Белоруссия и Казахстан пытаются «подружиться» с Америкой и «раздружиться» с Россией».
В общем, полагаю, что нам не следует поддаваться панике и перестать делать выводы в духе «казенного пессимизма», а, наоборот, продолжать наблюдать за развитием событий, связанных с деятельностью наших союзников, со сдержанным оптимизмом.