Однако, по мнению экспертов, протестные акции выдыхаются. Властям РБ, опираясь на поддержку России, удалось взять ситуацию под контроль.
«Уличные беспорядки в Минске и крупных городах Белоруссии явно сходят на нет, им уже стали мешать такие обстоятельства, как дождь. Митинги в Белоруссии не смогут прибрести таких масштабов, которые изначально обещала оппозиция. Лукашенко перешел в контрнаступление», - считает политолог Иван Никонов.
ПУТИНСКИЙ РЕЗЕРВ
Что ж, Батька подтвердил репутацию жесткого и деятельного правителя. Те, кто надеялся, что он испугается, запрется в резиденции или, пуще того, упорхнет за кордон, были посрамлены.
На одном из митингов в свою поддержку Лукашенко даже появился в «бронике» и с автоматом в руках. Критикам ответил, что такие его действия обусловлены внешней угрозой: НАТО-де передислоцировало войска вплотную к белорусским рубежам.
Похоже, окружение Лукашенко решило, что, увидев воинственно настроенного Батьку, натовское начальство скиснет и войска отзовет.
На самом деле нападать на Белоруссию, конечно, никто не помышляет. И не потому, что НАТО впало в оторопь от Батькиных демаршей. Причина совсем иная.
Мощную поддержку Лукашенко оказал российский президент. В интервью телеканалу «Россия-1» Владимир Путин, в частности, сказал: «Александр Григорьевич попросил меня сформировать определенный резерв из сотрудников правоохранительных органов, и я это сделал. Но мы договорились также, что он не будет использован до тех пор, пока ситуация не будет выходить из-под контроля, и когда экстремистские, я хочу это подчеркнуть, элементы, прикрываясь политическими лозунгами, не перейдут определенных границ и не приступят просто к разбою».
Стало ясно, что имели в виду оба президента, когда говорили о помощи Белоруссии со стороны России в рамках ОДКБ и Договора о Союзном государстве. В соответствии с положениями последнего стороны могут оказывать друг другу поддержку «и в защите суверенитета, внешних границ, и в защите стабильности». Те, кто хочет попробовать Батьку на зубок, получили от российского лидера недвусмысленное предупреждение: мол, готовы прийти на помощь союзнику и мало вам тогда не покажется.
«Путин, говоря молодежным сленгом, вписался за Лукашенко, - говорит белорусский политобозреватель Александр Класковский. - Дескать, мы готовы солидарно выступить против этих мятежных настроений и поползновений и лучше не рыпайтесь, не дергайтесь, все равно мы задавим, потому что против лома нет приема».
Путин четко дал понять: попытки дальнейшего раскачивания ситуации в РБ, а тем более перевода ее в русло силового противостояния оппозиции с властью обречены на провал.
ЗАЧЕМ В МОСКВУ ПРИЕЗЖАЛ БИГАН
Может показаться парадоксальным, но факт: в усилении российского влияния в Белоруссии заинтересованы... американцы.
На прошлой неделе в Москву приезжал первый заместитель госсекретаря США Стивен Биган. Основной темой его бесед с главой МИД России Сергеем Лавровым стала Белоруссия. Формально встреча была продиктована озабоченностью Белого дома ситуацией в РБ. Однако многие эксперты уверены, что есть более глубокая причина повышенного внимания администрации США к Белоруссии, а именно растущее внимание к этой стране со стороны Китая.
Не секрет, что руководство КНР взяло курс на сближение с РБ. Первым, кто поздравил Лукашенко с победой на выборах-2020, был председатель КНР Си Цзиньпин.
Пекин не отказывает Минску в кредитах и инвестициях. Китайцы строят в Белоруссии заводы, дороги, отели. Венцом же белорусско-китайского сотрудничества стало сооружение колоссального технопарка с претенциозным названием «Великий Камень».
По сути, это целый город с предприятиями, отелями, больницами, торговыми центрами. Площадь технопарка - более 11 тыс. гектаров. Ожидается, что уже в нынешнем году порядка сотни китайских компаний начнут инвестиционную деятельность в «Великом Камне».
Для чего же Пекину понадобилось тратить миллиарды на строительство техногорода в РБ? Китай намерен создать высокотехнологичное производство с последующим экспортом продукции в страны Евросоюза, который рассматривается в качестве альтернативы ускользающему американскому рынку. Тут-то и пригодится Белоруссия как финансово-экономическая база с преобладающим присутствием китайских банков. С помощью их вливаний белорусские предприятия смогут быстро превратиться в филиалы китайских фирм-гигантов, поставляющих свою продукцию в страны ЕС.
Известно, что для Вашингтона Пекин - соперник почище Москвы. Эксперты утверждают, что укрепление российского влияния в РБ больше бы устроило Белый дом, чем белорусско-китайское сближение. Вполне возможно, что Биган именно в этом пытался убедить своих российских визави.
В данном контексте становится понятным примирительное заявление замгоссекретаря о том, что он не видит каких-либо агрессивных намерений Москвы в отношении Минска. Америка не хочет усиления китайского влияния в Европе, в том числе в Белоруссии. По этой причине пытается в своих геополитических играх разыграть российский козырь.
Однако вряд ли американцам стоит всерьез рассчитывать на то, что мы станем интриговать против наших нынешних «лучших друзей и стратегических партнеров».