12 декабря во втором вестибюле станции «Фонвизинская» Люблинско-Дмитровской линии метро были смонтированы эскалаторы. В конце года он откроется для пассажиров. В настоящее время ведется остекление павильонов. О том, что еще происходит на стройплощадках, об интересе инвесторов к проектам транспортно-пересадочных узлов и современных технологиях рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
На строительстве станций метро задействовано 35–37 тысяч человек. Об этом в интервью «ВМ», подводящем итоги года, рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
— Марат Шакирзянович, сколько строительных площадок, на которых возводят станции метро, сейчас в городе?
— Там, в подземном пространстве, огорожены 300 площадок. 22 тоннелепроходческих щита без устали прокладывают новые тоннели.
— Еще в начале реализации масштабной программы по строительству метро все лучшие специалисты нашей страны, а также из ближнего зарубежья, имеющие опыт строительства метро, были собраны в Москве. К работе над проектированием участка Кожуховской ветки и Третьего пересадочного контура мы привлекали испанских проектировщиков.
Преимущество так называемого мадридского метода в том, что вместо двух 6-метровых щитов используется один 10-метровый щит-гигант. Это сокращает и число обслуживающих специалистов. А также позволяет городу сэкономить большой объем средств. На них можно построить еще порядка 18 километров линий.
Технологии применяются на трех участках Третьего пересадочного контура и ряде станций Кожуховской линии. Город продолжает строительство жилья, новых станций метро, дорог, стадионов, ряда знаковых сооружений. Декабрь для строителей — это один из самых напряженных периодов, месяц сдачи объектов и время подведения итогов. О том, чего ожидать москвичам в конце 2016-го и каковы перспективы развития города, рассказал в интервью «ВМ» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
В ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ
Важнейшим направлением работы Стройкомплекса Москвы по-прежнему является развитие транспортной инфраструктуры мегаполиса.
— Мы часто говорим о метро, о новых станциях. Марат Шакирзянович, почему так важно расширять сеть подземки?
— Метро — наша самая приоритетная стройка из всех транспортных. Это основной общественный транспорт столицы, самый быстрый, удобный и безопасный, к нему привыкли все москвичи и гости столицы. Хочу обратить особое внимание на то, что метро — это не стройка ради стройки, а очень серьезный вопрос, связанный с обеспечением в первую очередь безопасности жизнедеятельности всего мегаполиса.
Если не будет строиться метро и Москва встанет в пробку, то не сможет проехать ни скорая помощь, ни пожарные, ни полиция, возникнет угроза безопасности Москвы. Допустить этого никак нельзя. Или же, например, сильный снегопад.
В такие дни количество пассажиров в метро увеличивается на два миллиона человек, и подземка в отличие от наземного транспорта гарантированно перевозит людей. Не говоря уже о том, что, обеспечивая жителей станциями метро в шаговой доступности, мы создаем им более удобные и комфортные условия, экономим их время передвижения, при этом улучшается дорожная ситуация и экология.
То есть эффект от строительства метро колоссальный. Вот почему более половины расходов городского бюджета на транспортное строительство в целом выделяется именно на метро. В этом году строим такими же активными темпами, а если взять во внимание еще и Московское центральное кольцо, которое рассматриваем в качестве полноценного наземного метро, то 2016-й войдет в историю как рекордный. В столице введено 70 километров рельсового транспорта. Столько в мире никто не строит, разве что Пекин, где рекордный показатель — 80 километров рельсового транспорта в год.
— О Московском центральном кольце поговорим особо, а пока вопрос, касающийся непосредственно подземки: какие уже открывшиеся станции разгрузили действующую сеть метро?
— Еще в самом начале года для пассажиров открылись первые две станции метро в Новой Москве — «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. Жители этих районов получили возможность быстро и комфортно добираться до центра, в любую точку мегаполиса. Участок красной ветки от «Тропарево» до «Саларьево» ежедневно принимает около 70 тысяч человек, которые раньше ехали до перегруженной «Юго-Западной».
Большинство из них раньше ездили на личном транспорте. В этом году мы ввели в строй один из наисложнейших участков от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской» Люблинско-Дмитровской ветки. Открытия трех станций с нетерпением ждали жители густонаселенных районов. И теперь 240 тысяч москвичей получили метро в шаговой доступности.
Кроме того, удалось разгрузить Серпуховско-Тимирязевскую линию. Не останавливаясь, мы сейчас продолжаем строительство этой ветки до станции «Селигерской». Кстати, рядом со станцией «Петровско-Разумовская» будет расположен и крупный транспортно-пересадочный узел, который объединит две линии метро, две радиальные железнодорожные ветки, Московское центральное кольцо и десятки автобусных маршрутов. По объему пассажиропотока этот узел будет сопоставим с площадью трех вокзалов.
— Какие станции метро откроются до конца года?
— До конца года откроется участок Солнцевского радиуса с тремя станциями — «Раменки», «Минская» и «Ломоносовский проспект». Работы там близятся к завершению, а ряд помещений уже передаются метрополитену под эксплуатацию.
Кроме того, ведем активные работы и на первом участке Третьего пересадочного контура от «Делового центра» до «Петровского парка», где до конца 2016-го планируем завершить всю строительную часть — с тем, чтобы уже в первом квартале 2017 года ввести этот участок в эксплуатацию. Хочу напомнить, что это один из наиболее сложных участков метро для строительства. Там велась очень тяжелая работа с грунтами. Пассажиры получат пять станций — «Деловой центр», «Хорошевская», «ЦСКА», «Парк Победы» и «Петровский парк».
НОВОЕ КОЛЬЦО СТОЛИЦЫ
— Московское центральное кольцо — масштабный проект. Пассажирское движение запустили в сентябре, эффект уже ощущается?
— Этот проект смело можно назвать прорывом последних десятилетий. Для Москвы это открывшаяся «дорога в будущее», серьезный шаг в развитии общественного транспорта. По сути выстроена абсолютно новая транспортная логистика. Запуск МЦК облегчил доступность примыкающих территорий и тем самым частично перераспределил транзитные потоки из центра в срединную часть города. 21 миллион пассажиров воспользовался МЦК.
Запуск МЦК — это прорыв последних десятилетий
Поездки по столице стали быстрее в среднем на 20 минут. Для нашего мегаполиса это огромное достижение. Очень важно, что жители 26 столичных районов получили возможность быстрее и комфортнее добираться до станций метро. Открыв движение по Московскому центральному кольцу, мы фактически дали толчок развитию железнодорожного сообщения в черте столицы и его интеграции с подземкой. Подобная система давно и успешно работает в европейских странах.
— Какова дальнейшая судьба этого мегапроекта?
— Всю работу мы разбили на этапы. Два из них завершены: железнодорожная инфраструктура полностью построена и уже эксплуатируется, для пассажиров открыты все платформы. Третий этап развития рассчитан до 2018 года и включает в себя дальнейшую интеграцию кольца с железнодорожными платформами и вводимыми станциями метро.
В общей сложности речь идет о создании 10 связок. Четвертый и пятый этапы включают комплекс мероприятий по повышению комфорта пассажиров, в частности реконструкцию радиальных направлений железной дороги, улучшение связей между МЦК, метро и наземным транспортом, а также строительство недвижимости для улучшения доступа пассажиров к транспортной системе города и развития прилегающих территорий.
Очень важно, что проект предусматривает не только развитие непосредственно окружной железной дороги, но и прилегающих к нему территорий площадью 10,8 тысячи гектара, большинство из которых — заброшенные промзоны.
Долгие годы их называют «ржавым поясом» столицы. Здесь много заброшенных площадок, а также неиспользуемых железнодорожных грузовых дворов. Так вот запуск движения по МЦК дает мощный толчок их развитию с потенциальным объемом ввода недвижимости двух миллионов квадратных метров. Так, только на 8 станциях предполагается построить свыше 700 тысяч квадратных метров жилья, социнфраструктуры, объектов торговли, офисов, отелей и паркингов. В целом программа строительства транспортно-пересадочных узлов и развития территорий вокруг МЦК рассчитана на до 2025 года.
УЗЛЫ СВЯЖУТ ЛИНИИ
— Транспортно-пересадочные узлы: проектов много, какой интерес к ним у инвесторов?
— Сейчас очень хорошее время для инвестирования в строительство транспортно-пересадочных узлов. Если есть гарантированный пассажиропоток, проект всегда себя окупит. И рост интереса к проектам мы как раз наблюдаем. С конкретными предложениями уже ознакомились представители около 80 компаний, причем как российских, так и зарубежных инвестфондов.
У нас, кстати, уже есть успешный пример сотрудничества российского инвестора-застройщика с японской компанией по возведению транспортно-пересадочного узла «Ботанический сад». Японцы его проектировали, а теперь им предложено стать соинвесторами в части застройки окружающей территории. Работы по этому проекту уже ведутся.
В начале будущего года начнется строительство ТПУ «Селигерская», «Рассказовка» и «Лефортово», где также определились инвесторы, сейчас там идут работы по проектированию технологической части. Недавно мы также представили инвесторам 8 проектов транспортных узлов, выставили их на торги, и получили заявки от 23 девелоперских компаний. Выяснилось, что на каждый проект претендуют в среднем от 2 до 7 компаний.
Сейчас мы готовим еще один пул предложений по транспортным узлам, в том числе на Московском центральном кольце. Всего до 2020 года в Москве должно быть построено более 250 капитальных и плоскостных объектов.
КИЛОМЕТРЫ МАГИСТРАЛЕЙ
— Дороги: с 2011 года Москва построила фактически 500 километров магистралей и сложных искусственных сооружений. Какие объекты сдадут в 2016 году? Какие «тяжелые» стройки в работе?
— Объемы дорожного строительства в Москве сегодня одни из самых высоких в мире, уступаем только китайским мегаполисам. За шесть лет построено и введено около 500 километров дорог. Мы полностью завершили реконструкцию основных развязок на Московской кольцевой автодороге и вылетных магистралей, существенно улучшивших дорожную ситуацию в мегаполисе.
Теперь делаем упор на формирование новых «связок» между районами города. С начала года в Москве введено в эксплуатацию свыше 70 километров дорог, 37 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов. До конца года будет открыто движение на участке Северо-Западной хорды, Аминьевском шоссе до развязки с улицей Генерала Дорохова, а также на подъездных дорогах к пяти станциям Московского центрального кольца. Всего по итогам 2016 года планируем ввести около 100 километров дорог и 15 пешеходных переходов. Эти объемы сопоставимы с прошлогодними.
МЕНЬШЕ ОФИСОВ, БОЛЬШЕ ЖИЛЬЯ
— Марат Шакирзянович, поговорим о недвижимости. Сколько жилья построено в Москве? Нет ли снижения объемов ввода?
— Прежде всего отмечу, что за прошедшие пять лет мы набрали очень высокие темпы по строительству и вводу недвижимости. Причем прошлый год, когда было построено и сдано в эксплуатацию более 9 миллионов квадратных метров недвижимости, стал рекордным на фоне тех 5,8 миллиона квадратов, с которых мы начинали в 2010-м.
Что касается нынешнего года, то он еще не закончился, и итоги мы будем подводить не раньше января. Сейчас речь идет о предварительных цифрах. Так, с начала года введено порядка шести миллионов квадратных метров недвижимости, из которых жилье составило примерно половину. Годовой же план у нас — 8,5 миллиона квадратных метров всех строений.
Основные объемы ввода всегда приходятся на четвертый квартал. Небольшое снижение объемов недвижимости в целом возможно: сейчас хуже продаются офисы, а значит, инвесторы реже заявляются на их строительство.
Пока рынок не «проглотит» все, что на нем уже выставлено, движения вперед в этом плане не будет. Это естественный процесс. Но важнее показатели по жилью, а здесь у нас ситуация благоприятная: дома активно строятся и продаются. Мы отмечаем рост инвестактивности: из общего объема введенного в Москве с начала года жилья только порядка 400 тысяч квадратных метров площадей построены за счет бюджета, а остальное возвели инвесторы.
— Каковы показатели по вводу новых социальных объектов в городе?
— Конечно, Москва в течение года традиционно прирастала не только жильем, но и другими важными капитальными объектами недвижимости — мы продолжали строить, вводить и открывать новые детские сады, школы, объекты спорта, культуры, коммерческой недвижимости и так далее. Так, за 11 месяцев введено 9 из 10 запланированных школ и блоков начальных классов, 14 детских садов и две поликлиники.
По программе «Спорт Москвы» введено в эксплуатацию 29 объектов за счет горбюджета, в том числе: реконструированные тренировочные поля, кассовые и сервисные павильоны. Плюс пять объектов спорта введено за счет инвесторов, в том числе крупнейший объект — стадион ЦСКА, который стал одним из самых знаковых новых сооружений города. Это далеко не полный перечень того, что мы строим и открываем в городе.
ПРИНЯТЬ ЧЕМПИОНОВ
— Город готовится к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Один из самых главных объектов мундиаля — стадион «Лужники». Какие работы выполнены, что еще предстоит сделать?
— До конца года основной объем строительных работ завершим, и в 2017 году объект введем в эксплуатацию. Представители FIFA признали, что «Лужники» — единственный из строящихся для чемпионата мира стадионов России, выполняющий все обязательства вовремя. Специальная техническая группа, оценивающая готовность стадионов, присвоила «Лужникам» «зеленый» статус.
Эксперты присвоили «Лужникам» «зеленый» статус
Директор Департамента FIFA Колин Смит отметил, что делегация довольна прогрессом, достигнутым не только на самом стадионе, но и на прилегающей территории. Это важно, так как мы реконструируем не только сам стадион, но комплексно обустраиваем всю территорию, создавая большой спортивный кластер, где, помимо стадиона, будет еще 26 различных сооружений.
В 2017 году пройдет наладка технического оборудования на арене, и мы сможем «опробовать» стадион — намерены провести здесь пробный матч в рамках Кубка Конфедерации. В рамках комплексного обустройства «Лужников» еще в сентябре мы завершили работы по благоустройству Лужнецкой набережной: проезжую часть сократили до двух полос, сделали велодорожки, зоны для прогулок, занятий бегом, катания на роликовых коньках.
Появилось и новое общественное пространство у воды. Вместо гранитного спуска к реке была сделана деревянная лестница из специально обработанной лиственницы. На ее ступенях можно заниматься спортом, загорать, читать, встречаться с друзьями и просто любоваться на Москву-реку. Уверен, что «Лужники» станут одним из лучших спорткластеров в мире, одной из красивейших достопримечательностей, изюминок столицы, центром притяжения не только спортсменов, но и москвичей, и многочисленных туристов.
У СТЕН КРЕМЛЯ
— Еще одна масштабная стройка — «Зарядье». Парк уже начинает обретать свой облик. Чем он будет привлекателен? Когда москвичи и гости столицы увидят его во всей красе?
— «Зарядье» — один из крупнейших градостроительных проектов Москвы, парк мирового уровня, уникальный как для нашего города, так и в целом для России. Концепция парка строится на том, чтобы еще лучше раскрыть виды Кремля. Причем «Зарядье» — многофункциональное пространство со сложной инженерной начинкой. Это беспрецедентный проект, и я уверен, что качество его реализации будет соответствовать заявленным проектным требованиям.
Он соединит многие пешеходные и туристические маршруты Москвы, от Варварки и Большого Москворецкого моста до Воробьевых гор. Здесь появятся интересные архитектурные объекты. Это и ледяная пещера, где будет зимний климат даже летом, и ажурный «парящий мост» над набережной Москвы-реки, и здание филармонии со стеклянным куполом-теплицей над садом на крыше.
— Это будет открытое пространство, попасть туда сможет любой желающий?
— Вход на территорию «Зарядья» будет бесплатным и круглосуточным, мы ни в коем случае не будем огораживать парк забором, как это принято во многих городах. Откроем его в 2017 году.
ЦИФРА
61 километр составит протяженность Третьего пересадочного контура метро. В составе нового кольца городской подземки будет насчитываться 30 станций. Первый его участок, который включает пять станций, планируется открыть для пассажиров уже в начале 2017 года.