Рост цен на продукты продолжает тревожить и народ, и правительство. Уже даже президент вынужден был признать: особо остро стоит сегодня вопрос с подорожанием базовых продуктов - овощей, так называемого борщевого набора. Поэтому на новый урожай сейчас возлагаются очень большие надежды. Созреет ли достаточное количество зерновых, соберём ли картофель, морковку, яблоки в таком количестве, чтобы цены наконец пошли вниз?
Аграрии Воронежской обл. о нынешнем урожае говорят без особого оптимизма – о прошлогоднем рекорде в 6 млн т зерна не приходится и мечтать. Засуха преподнесла несколько важных уроков. К примеру, нужно тщательнее подходить к выбору семян.
Но результат порой оказывается скромнее ожидаемого не только из-за капризов погоды. Современные агротехнологии позволяют получать невиданные прежде урожаи, но одновременно делают сельское хозяйство уязвимым.
– Все увлеклись неорганическими удобрениями, – сожалеет Николай Васильевич. – Да, в первые годы это даёт эффект, но со временем приводит к деградации чернозёмов. Вся беда – из-за угасания животноводства и уничтожения деревни. Раньше был восьмипольный севооборот: люцерна, эспарцет, однолетние травы и т. д. А сейчас только пшеница, ячмень, кукуруза, соя, горох, подсолнечник – из-за этой монотонности земля оскудевает. Да и животноводческие фермы поставляли на поля органику, которая восстанавливала структуру почвы, повышала содержание гумуса. А теперь нужного количества навоза ещё побегай поищи.
Все надежды – на гречку
Если в прошлом году земледельцы Башкирии собрали 4 млн т зерна, то прогноз Минсельхоза региона на этот год – лишь 2 млн т. 200–300 тыс. га зерновых культур погибло от засухи. В 33 районах зафиксирована нехватка влаги в почве, в 25 объявлен режим ЧС из-за засухи.
Глава КФХ Самат Нутфуллин полностью потерял яровую пшеницу (на 300 га), но надеется, что расходы компенсирует урожай гречихи и льна.
– Заканчиваем убирать озимую рожь: урожайность низкая – 20 центнеров с гектара (для нашей зоны хорошей считается 35 ц/га), – говорит С. Нутфуллин. – Вся засеянная яровая пшеница сгорела на корню – за два месяца не упало ни капли дождя, и когда в июле дождь прошёл, было уже поздно. В других хозяйствах района тоже пшеница погибла. Каждый год в районе объявляют ЧС, власти обещают компенсацию, но ни разу мы, фермеры, её не получали. Хорошо, гречка в этом году уродилась. Надеюсь, её урожай все расходы и потери покроет. А ещё в этом году впервые лён посеяли. Верим, что он оправдает затраты. И технические культуры стали выращивать, в планах посеять больше озимого рыжика (масличная культура. – Ред.) – он рано поспевает, в начале июля.
Руководитель СПК колхоз им. Салавата Рамис Имангулов настроен более оптимистично. Весной посевная площадь у него выросла до 11,5 тыс. га. Вдвое увеличили площадь под картофель – до 100 га. В хозяйстве уже завершили уборку озимых культур.
– Озимые плохо взошли, поэтому местами пришлось подсевать, – говорит Р. Имангулов. – Урожайность снизилась на 50%. Но наш район не вошёл в зону ЧС, поэтому компенсации не будет. Приступили к уборке яровых ячменя и овса – урожайность на 30% ниже, чем в прошлом году. Сейчас на яровые вся надежда. И на дожди – их мало выпало за лето. Поэтому внедряем систему мелиорации, которая позволит получать урожай при любой погоде. Урожай картофеля тоже обещает быть неплохим – построили овощехранилище. Начнём реализовывать корнеплоды уже осенью, спрос есть, и цены на него высокие.
То зной, то дожди
В Тульской обл. сперва затяжная дождливая весна, а затем – не менее затяжная летняя жара в 35–37°C, нехарактерная для этого региона, заставили фермеров поволноваться.
– Сев яровой пшеницы, например, был ограничен из-за заболачивания почвы, шли обильные дожди, – объясняет гендиректор ОАО «Одоевские зори» Николай Турчин. – А когда начали появляться всходы, установилась аномальная жара. Из-за этого фазы развития культур проходили быстро. Им не хватало влаги, зёрнышко получается щуплое.
Например, во многих хозяйствах яровой ячмень уже успел подняться на высоту 15–20 см, а потом всходы повяли и полегли. У некоторых фермеров Одоевского и Арсеньевского районов гибель яровых культур достигла 80–90%. По озимым больше 20–22 ц/га собрать не планируют, хотя в прошлые годы урожайность доходила до 50 ц/га. В садах и ягодниках ситуация тоже сложная. Из-за затяжной весны, обильных дождей пчела практически не работала, а значит, культуры не опылялись. Да что пчёлы – даже техника на поля не могла вовремя выйти, потому что утопала в заболоченной почве.
У ягодников первая половина развития сложилась удачно, но, когда наступило плодоношение, из-за резкого повышения температуры произошло быстрое созревание ягод. Они не смогли набрать своей стандартной массы. Если сравнивать с прошлым годом, наше предприятие по ягодным культурам потеряло 60% урожая.
Плодовые культуры также не внушают оптимизма. Планируем получить урожай только от районированных сортов яблок и груш, адаптированных к местным условиям. Остальные – в значительном минусе. Правда, неплохой урожай собрали с вишни и алычи.
– Мы существенно недоберём по яровым культурам, – согласен с коллегой гендиректор ОАО «Рассвет» Алексей Медынцев. – Если в прошлом году получили урожай яровой пшеницы по 50 ц/га, то в этом надеемся хотя бы по 30 ц собрать.
Озимые чувствуют себя несколько лучше. Пшеница, которая была посеяна по парам, дала хорошие всходы, а там, где по второму году – пшеница по пшенице или пшеница по ячменю, – явно идёт снижение урожайности минимум на 35%.
Тем не менее сельхозналог по результатам прошлого полугодия мы должны выплатить авансом. Несмотря на то, что ещё ничего не убрали, а значит, денег нет. Сейчас горючее на уборочную надо бы закупить, но налог – в первую очередь!
Наверстать бы упущенное
В Калужской обл. посевная опоздала по срокам почти на месяц. Апрельские и майские дожди, заливавшие регион, изменили планы по посадке и количество будущего урожая.
– Начали сеять 5 июня и до 19-го пытались нагнать время, – рассказывает руководитель калужского фермерского хозяйства Виктор Тарасенков. – В итоге успели культивировать меньше половины полей.
Аграрий планировал засеять зерновыми 400 га, но собирать урожай будет только с 130. С каждого посаженного поля осенью хозяйство надеется получить около 10 ц зерна.
Кроме сельскохозяйственных полей в хозяйстве Виктора Тарасенкова 250 коров. К зимовке нужно подготовить сено, силос и 200 т комбикорма. Спрос на него к осени, скорее всего, вырастет – а вместе с ним и цены. И все эти дополнительные расходы ударят по потребителям: подъёма цен на молочную продукцию не избежать.
Аграриев Волгоградской обл. природа в этом году тоже испытала на прочность: из-за осенней засухи и перепада температур зимой часть озимых погибла. Даже в Нехаевском районе, который по всем условиям близок к чернозёмным, в отдельных хозяйствах урожайность пшеницы сегодня втрое ниже обычной – 15 ц/га. Пострадали хозяйства и других районов: так, в семеноводческом ООО «Сорт» Еланского района, которое специализируется на элитных сортах, зимой под ледяной коркой погибло 500 га озимых.
Положение отчасти спасли весенние дожди, и сегодня в регионе собрано 2 млн т зерна (а ведь обмолочено только 44% площадей озимых). Власти рассчитывают на урожай в 4 млн т. Области для внутреннего потребления достаточно 1,2 млн т, остальное можно «продать на сторону». Неплохим обещает быть и урожай моркови, томатов, картофеля.
Каких культур недосчитается Россия в этом году?
Повторить успех 2020 г., когда был собран близкий к рекорду урожай пшеницы – 85,9 млн т.
«Засуха уже повлияла на урожай зерна на юге России, – рассказал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. – Когда в Краснодарском крае в этом году температура повысилась до +40 градусов, рекордная урожайность испарилась в прямом и переносном смысле. Зерно при такой погоде становится сухим, как камешек. К счастью, основная его часть успела созреть до засухи, поэтому урожай будет достаточно хорошим. Пока мы ожидаем, что по всей стране будет собрано 128,5 млн т зерна, из них 81,5 млн т – пшеница. Меньше, чем в прошлом году, но для России это нормальный средний урожай.
С гречихой всё хорошо, но из-за засухи может пострадать кукуруза. В этом году ею засеяли больше площадей, и мы ожидали рекордный урожай. Но теперь, думаю, соберут чуть больше 15 млн т. Также в этом году у нас был рекордный сев подсолнечника, но и ему нужно, чтобы на юге России срочно пошли дожди. А пока по этой культуре ожидаем меньше 16 млн т».
Засуха может снизить урожай и другого важного для России продукта – картофеля – на тех полях, где нет полива. А это половина всех занятых им площадей в России, рассказал исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. «Там, где на полях есть система орошения, угрозы для клубней нет. Зато растут затраты на полив, чья доля в себестоимости не менее 10%. Плюс выросли расходы на доставку и пр. Поэтому цена позднего картофеля будет не ниже прошлогодней.
Сейчас на юге России уже начали собирать ранний картофель, и урожайность там выше среднего – 29 т с 1 га. Но основной урожай нас ждёт осенью, так что многое будет зависеть от погодных условий в сентябре-октябре. Бывало, из-за дождей мы 1,5–2 месяца не могли войти в поля, и много картофеля оставалось в земле.
Весной сельхозпредприятия и фермеры засадили картофелем ту же площадь, что и в прошлом году, – 280 тыс. га. В 2020-м они собрали 6,8 млн т – сказалась плохая погода. Жители России съедают 12–15 млн т картофеля в год. Производители в предыдущие годы собирали до 7,5 млн т. Но дефицита у нас нет, ведь люди часто выращивают его сами на своих огородах».
Больше всего потребитель сейчас ждёт урожая овощей из так называемого борщевого набора, в который помимо картофеля входят капуста, морковь, свёкла и лук. Цены на них весной взлетели. Чтобы они скорее снижались, нужны новые поступления с полей. Жара не повлияла на ранние сорта овощей, которые собираются в Астраханской обл., где на всех полях есть система орошения, рассказал директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. «Засуха влияет на урожайность овощей в Центральной России, где они выращиваются без полива. Здесь могут недобрать урожай. Точно недоберёт Поволжье, где вводили режим ЧС из-за засухи.
В прошлом году в России собрали 5,4 млн т овощей. В этом ожидали 5,7–6,0 млн т. Астраханская и Волгоградская обл. пока рассчитывают получить больше, чем в 2020 г. А они производят 50% овощей борщевого набора в стране.
Что касается фруктов, то в больших объёмах в России выращиваются лишь яблоки. Основные поставщики – Краснодарский край и Кабардино-Балкария. Там засуха пока не повлияла на урожай, но в Кабардино-Балкарии из-за перепадов температур яблоки упали с деревьев, не дозрев, и там могут потерять 30% урожая. В этом году ожидали собрать по всей стране 1,5 млн т, но может быть на 10% меньше».
Виноваты ли фермеры в росте цен?
Фермеры, конечно, заинтересованы в том, чтобы побольше заработать, но ценовую политику диктуют не они.
– Если говорить о росте цен на продовольствие, то, поверьте, это точно исходит не от фермеров, – уверен глава КФХ из Волгоградской обл. Андрей Губин. – Цены на зерно ограничены пошлинами, и продать урожай по действительно рыночной цене мы не можем. Понятно, что так власти сдерживают рост цен на продукт № 1, но задаются ли они вопросом: а что будет с хозяйствами? Ведь на всё остальное пошлины не ввели!
Дорожают удобрения, средства защиты растений, ГСМ, техника, запчасти… Только одну цифру приведу: сейчас после уборки озимых культур на поле необходимо вносить удобрения под будущий урожай. Подсчитали: на 1000 га это обойдётся в 12 млн руб. В 2020 г. было вдвое дешевле. И как покрыть такие расходы, если цена на зерно ниже, чем в 2020 г.?! И так по всем позициям. Так что от роста цен на хлеб или овощи нам ничего не достаётся».
Некоторые аграрии считают, что государству пора грамотнее подходить к управлению сельским хозяйством. «В плановой экономике такое было исключено: когда один год все сеют свёклу и цена падает до 5 руб. за кг, а на следующий год все от неё отказываются и цена зашкаливает, – объясняет заслуженный работник сельского хозяйства РФ, фермер и учёный Николай Чеботков. – Мы ездили в Австралию, США, Канаду – везде принципы регулируемости и плановости есть. Если полагаться на то, что рынок сам всё расставит по местам, мы постоянно будем получать переизбыток одной культуры и дефицит другой, а это будет приводить к скачкам цен».
Как новый урожай перепишет ценники?
По последним сообщениям Росстата, во второй половине июля продолжали дорожать мука, гречка, подсолнечное масло и сахар. Но картофель и морковь в большинстве регионов уже начали дешеветь.
«Новый российский урожай повсеместно поступит на рынок в августе, и тогда пойдёт понижение цен на всю растениеводческую продукцию, – уверен директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. – В конце августа цены остановятся и продержатся на одном уровне до середины сентября. А потом вслед за увеличением доли импортных овощей и фруктов повышение начнётся снова».
Такие сезонные «качели» случаются каждый год. В этом году из-за холодной весны и запоздалого сева движение в сторону понижения началось с запозданием. Но, как сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев, новый урожай и уменьшение импорта уже позволили резко снизить цены на важнейшие овощи в крупнейших торговых сетях. К 14 июля по сравнению с серединой июня свёкла подешевела на 65%, картофель – на 56%, морковь – на 30%. И это не предел.
Но будут ли такими же темпами дешеветь другие продукты нового урожая? Эксперты продовольственного рынка этого не обещают. «Наибольший потенциал для снижения цен есть у овощей и картофеля, которые стоят сейчас дороже, чем в среднем за прошедшие 5 лет, – говорит ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Денис Терновский. – Но и пик роста цен на подсолнечное масло, хлеб, мясо уже пройден. В ближайшие месяцы они, скорее всего, будут дорожать в пределах общей инфляции».
Как подсчитали в Росстате, за год, с июня по июнь, продукты питания подорожали в рознице на 8,67%. А годовой результат с декабря к декабрю, по прогнозу Остапковича, может составить 6,5%.
В целом новый урожай не уронит цены так, как хотелось бы. По главным продуктам на уровень прошлого года они вряд ли вернутся, в том числе и по овощам, хотя правительство поставило задачу восстановить все фермерские ярмарки, которые позакрывались из-за пандемии, и увеличить их количество вдвое. «Развитие фермерской торговли не оказывает прямого влияния на цены. Среди причин, по которым они растут, необоснованные торговые наценки далеко не на первом месте», – обращает внимание Терновский. На первом месте – рост расходов на выращивание продукции. Скажем, по оценке вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева, затраты на удобрения при производстве овощей и картофеля составляют 30–40% от себестоимости. А аммофос подорожал за год в 2 раза.
Наконец пошли вниз и мировые цены на важнейшие продтовары. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, они упали с мая по июнь на 2,5% (см. инфографику). Даст ли это новый стимул к падению цен в нашей стране? Тоже несильный. «Россия зависит от мирового рынка только через пшеницу и подсолнечное масло. Внутренние цены на эти товары растут вслед за экспортными. Но сейчас они ниже мировых благодаря госрегулированию. Снижение мировой цены на пшеницу на 10% приведёт к снижению розничной цены на хлеб в России только на 0,5%», – показывает перспективу Терновский.
Придут ли к нам фрукты из Европы?
Европу тоже в этом году подвела погода. Весной заморозки в Италии и Франции нанесли ущерб урожаю абрикосов, персиков, черешни. А из-за недавнего наводнения в Германии, Нидерландах, Польше были потеряны часть овощных полей, теплиц и фруктовых садов.
– Пока нет данных, какую часть урожая из-за обильных осадков могут потерять европейские страны. Затопления были локальными – есть много примеров, когда одно поле оказывалось под водой на несколько дней с полным уничтожением всех насаждений, а соседнее вообще не пострадало. При этом Европа – важный поставщик овощей и фруктов в Россию, так что их проблемы могут затронуть и нас, – отмечает гендиректор агентства FruitNews и Союза производителей ягод Ирина Козий. – Поставки (и легальные, и по серым схемам) могут сократиться, а цены – подрасти. Из-за неурожая и самим европейским странам придётся импортировать больше овощей и фруктов, и другие производители переориентируются на их рынки. Турция или Марокко в этом случае направляют большую часть фруктов в Европу, так как там цена выше, а риски задержек и порчи продукции на границе ниже. И уже во вторую очередь их фрукты идут к нам.
«У нас главное – нахимичить, подмешать, разбавить»
Одна из причин роста цен на плодоовощную продукцию – мы вынуждены закупать семена и саженцы за границей.
Андрей Туманов, председатель Совета Московского союза садоводов:
В России порушены основные «киты» семеноводства: наука, сортоиспытание и логистика. Мы потеряли эту отрасль народного хозяйства, и никакими лозунгами её не восстановить – этому надо снова учиться, создавать, по сути, заново, а это длится десятилетиями. Вывести новый сорт семян и запустить его в производство так же сложно, как, например, вместо нынешнего АвтоВАЗа построить с нуля автозавод, который будет выпускать машины уровня мерседесов.
Принято хвалить нашу селекцию сельскохозяйственных культур: мол, российские селекционеры – лучшие в мире. К сожалению, всё это было, но с приходом перестройки и рынка прошло. Остались лишь отдельные специалисты, подвижники, «последние из могикан», которые ещё разбираются в этой теме. Нынешние же «спецы» по выведению новых культур отстали от мировой практики на многие годы.
Зарубежные агрохолдинги сегодня имеют самые современные технологии по семеноводству, опережающие Россию лет на 20–30. Это биотехнологические монстры, которые, разумеется, не будут делиться своими наработками с российскими конкурентами на рынке семян, им гораздо выгоднее продавать нам свою продукцию – те же зерно, овощи и фрукты.
В России же сейчас идёт конкуренция не в улучшении качества семян, а в том, чтобы что-то нахимичить, подмешать, разбавить чем-то несортовым и т. д. Главное, чтобы пакетик, в котором продаются семена, был красивым, а уж что в него насыпали… Контроля за качеством, как правило, никакого. Выигрывают же в таком жульничестве, как всегда, самые ловкие.
Поэтому до тех пор, пока мы не восстановим наше семеноводство и не перестанем закупать семена и саженцы за границей, завися таким образом от курса валют, овощи и фрукты на полках магазинов так и будут «золотыми».