ФТС не пропускает на территорию России любые товары, если на этом настаивает компания — владелец бренда. Именно на этом основании таможня не позволяет ввозить смартфоны Xiaomi. Это прецедент для российского рынка, утверждают эксперты
В конце апреля общественная организация «Роскомсвобода» сообщила, что некоторые россияне, купившие смартфоны в зарубежных интернет-магазинах, столкнулись со сложностями при получении техники в России. По ее данным, Федеральная таможенная служба (ФТС) стала «заворачивать» на границе смартфоны Xiaomi и Sony. При этом ведомство ссылалось на правила ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по которым среди прочего запрещены к пересылке контрафактные и пиратские предметы. По сообщению «Роскомсвободы», одна из региональных таможен обратилась с соответствующим запросом к правообладателю товарного знака Xiaomi в России — компании «Смарт Оранж», и та заявила, что «товар обладает признаками контрафактности» и что компания возражает против его ввоза на территорию России.
РБК стала известна официальная позиция ФТС по этому вопросу. Как сообщил представитель пресс-службы ведомства, в соответствии со ст.18 Всемирной почтовой конвенции (подписана в Дохе 11 октября 2012 года) запрещено включение во все категории отправлений контрафактных и пиратских предметов. «Признание товара контрафактным к компетенции таможенных органов не относится. Определение того, обладает ли продукция, выявленная таможенными органами, признаками нарушения прав интеллектуальной собственности (контрафактности), возложено на правообладателя. В случае если по информации, предоставленной правообладателем, пересылаемый товар является контрафактным, то таможенные органы принимают меры по предотвращению ввоза в Россию запрещенных товаров, прибывающих в международных почтовых отправлениях, и обеспечивают их немедленный вывоз из страны», — указал представитель ФТС.
Как пояснил РБК представитель RDC Group, которая владеет компанией «Смарт Оранж», она вместе с Xiaomi сотрудничает с российскими таможенными органами для предотвращения незаконного ввоза продукции. «Мы настоятельно рекомендуем нашим фанатам приобретать продукцию компании только через официальные каналы продажи. В этом случае они получат официальную гарантию и смогут в полной мере воспользоваться послепродажным обслуживанием», — заявил представитель RDC Group. К официальным каналам продаж он относит магазины RDC Group (шесть в стране — в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке), а также салоны мобильных операторов, ведущих ретейлеров и официальный интернет-магазин Xiaomi. Другие зарубежные интернет-магазины официальным каналом продаж не считаются, уточнил представитель RDC Group.
РБК обратился к китайскому вендору Xiaomi с вопросами, поддерживает ли компания позицию RDC Group, сколько покупателей из России заказывали себе смартфоны в зарубежных интернет-магазинах и какое количество этих устройств было возвращено продавцам. Все эти вопросы компания переадресовала RDC Group.
Представитель Sony Mobile в России отказался от комментариев.
Прецедент на почте
В 2016 году в России было продано 26,8 млн смартфонов на 329,78 млрд руб., по оценке крупнейшего мобильного ретейлера МТС. Sony занимала 3,8% рынка в денежном и 2,2% в натуральном выражении, Xiaomi — менее 1%. Однако китайский производитель намерен до конца года войти в топ-5 по выручке на отечественном рынке, заявлял ранее его представитель.
По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, модели для разных рынков отличаются друг от друга, в их стоимость производитель может закладывать разный уровень маржи. «У модели, которая продается в России, маржинальность обычно выше, чем у той, которая предназначена для китайского рынка, поэтому производителю невыгодно, чтобы потребитель из другой страны заказывал товар в китайском интернет-магазине, даже если этот товар легален», — отметил эксперт.
Также, по его словам, RDC Group пыталась воспрепятствовать ввозу смартфонов не физическими лицами, а компаниями-конкурентами. «До недавнего времени помимо RDC Group в страну смартфоны Xiaomi ввозило еще несколько компаний. После того как группа получила эксклюзив, они попытались переключить розничных партнеров на себя, установив более низкие оптовые цены», — рассказал Муртазин. Представитель «Смарт Оранж» не стал комментировать эту информацию и лишь отметил, что компания хочет, чтобы «покупатели были довольны приобретаемым товаром, а не формировали свое впечатление, покупая его у неофициального дистрибьютора».
Тот факт, что под запрет таможни подпали не только оптовые партии, но и устройства для личного пользования, Муртазин назвал прецедентом для российского рынка. Прежде смартфоны не могли поставляться в страну, если не прошли сертификацию ФСБ. При этом пользователи, приобретая смартфон за рубежом, лишались фирменной гарантии, но в последнее время для ряда моделей продолжает действовать сервисное обслуживание и в этом случае, рассказал аналитик Mobile Research Group. По его оценке, сейчас на интернет приходится всего около 0,1% проданных в России смартфонов Xiaomi, в основном устройства продаются в рознице.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский сообщил РБК, что контрафактом может быть признан товар, который «сделан под брендом завода-изготовителя, на другом заводе под маркой Xiaomi». «Если продукция изготовлена на заводе-изготовителе Xiaomi, то о применении [статьи 18] Всемирной почтовой конвенции речи быть не может. Здесь, скорее всего, война дистрибьюторов, которые лоббируют свои интересы. Для признания товара контрафактным нужно заключение специалиста или эксперта. Если такого заключения нет, то неправомерно говорить о признании товара контрафактным. Не всегда в компании-дистрибьюторе есть специалисты, способные отличить продукцию контрафактную от неконтрафактной», — сказал Старинский. По его словам, в России существует практика, когда подобным образом недобросовестный дистрибьютор ограничивает конкуренцию. «Описываемая схема может использоваться таможенными органами до момента, когда российское юридическое или физическое лицо обжалует эти действия в соответствующих органах», — считает Владимир Старинский.
Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов назвал действия ФТС правомерными. «Сегодня у российской таможни есть законное право вскрывать выборочно международные почтовые отправления в том случае, если в них содержится контрафактная продукция. И у них даже есть определенный норматив по вскрытию таких посылок. Но такая практика используется в классической схеме ввоза, когда ввозимая марка или бренд есть в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). А вот с точки зрения отправки в посылках это первый случай», — заявил Соколов. Как считает исполнительный директор АКИТ, «таким образом правообладатель нашел очень правильный способ защиты бренда». Эксперт не исключил, что «данная схема может распространиться и на другие товары».