Список произошедших в Европе в последние месяцы терактов с использованием автомобилей пополнился в четверг еще одним: на пешеходной улице Лас-Рамблас в центре Барселоны в толпу врезался грузовой автомобиль. По данным каталонских властей на вечер четверга, погибли 13 человек, более 80 — были госпитализированы. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Исламское государство». Испанские СМИ сообщили: американские спецслужбы еще за два месяца предупредили каталонских силовиков о возможной атаке террористов, причем именно на Лас-Рамблас. Впрочем, как показывает практика, защититься от подобных атак практически невозможно. Представители российского турбизнеса ожидают, что в краткосрочной перспективе «динамика бронирований туров, скорее всего, замедлится», хотя массовых отмен поездок не будет.
Теракт с наездом
Атака произошла на «барселонском Арбате» — пешеходной улице Лас-Рамблас, которую посещают все приезжающие в город туристы. В 17 часов по местному времени белый микроавтобус Fiat выехал на бульвар, по которому гуляли люди, а затем, проехав со скоростью 80 км/ч около полукилометра, врезался в киоск неподалеку от другой достопримечательности города — рынка Бокерия. По данным на вечер четверга, погибли 13 человек, более 80 — были госпитализированы.
Вскоре после теракта стало известно, что его исполнители скрылись. В розыск был объявлен мужчина в белой рубашке ростом около 170 см. При этом полиция оперативно вычислила имя арендатора фургона — им оказался мужчина по имени Дрисс Укабир, до 2012 года отбывавший срок в тюрьме каталонского города Фигерас. В четверг вечером он вместе с еще одним человеком был задержан. Кроме того, сообщалось, что в городе Вик (64 км от Барселоны) был найден второй автомобиль, арендованный предположительными террористами.
Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Исламское государство» (запрещена в РФ).
«Они (исполнители теракта.— “Ъ”) убийцы, преступники, которые нас не запугают. Вся Испания сейчас — это Барселона»,— говорилось в эмоциональном заявлении испанского королевского дома, опубликованном в Twitter.
На вопрос “Ъ” о последствиях теракта испанский политический эксперт, директор издания El Semanal Digital Антонио Наранхо ответил моментально и коротко: «Единство». Собеседник “Ъ” обратил внимание, в частности, на то, что после теракта сотрудники аэропорта El Prat решили прекратить масштабную бессрочную забастовку, которая в предыдущие дни существенно затрудняла работу главной авиагавани Барселоны. Кроме того, господин Наранхо отметил, что премьер Мариано Рахой и ряд министров экстренно вылетели в Барселону. При этом господин Рахой заявил: «Террористы никогда не победят единый народ». Особенно символичной эта фраза была в связи с тем, что непосредственно касалась Каталонии — региона, который упорно пытается отделиться от остальной Испании.
«Мариано Рахой попытается использовать произошедшее. Показатель этого — то, что он позвонил сначала не главе правительства Каталонии, а руководителям основных политических партий страны,— заявил “Ъ” декан факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Александр Чичин, комментируя влияние теракта на каталонский сепаратизм.— Рахой, как я думаю, пытается показать, что это общенациональное дело. Событие играет на руку центральному правительству».
Представители противоборствующих политических партий в четверг заняли единую позицию в связи с происшедшим. Так, Педро Санчес — лидер оппозиции страны, возглавляющий Испанскую социалистическую рабочую партию,— выразил «полную солидарность с жертвами и поддержку властям». Таким образом, оппозиция не стала использовать в своих целях информацию о том, что власти Испании еще два месяца назад получили информацию о готовящихся провокациях со стороны террористов. Как сообщила в четверг газета El Periodico, ЦРУ предупреждало силовиков о возможной террористической атаке — причем именно на улице Лас-Рамблас.
Теракт произошел в разгар туристического сезона и явно был направлен на гостей каталонской столицы — на Лас-Рамблас их обычно едва ли не больше, чем местных жителей. По данным исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, сейчас в Барселоне находится не менее 100 тыс. российских туристов. Она отметила, что традиционно 50–60% путешественников ездят в Каталонию самостоятельно. Говоря же об организованных туристах, Майя Ломидзе в беседе с “Ъ” отметила: «Мы не прогнозируем массовую аннуляцию проданных туров. Традиционно российские туристы рассуждают, что два раза молния в одно место не ударяет». После чего представительница Ассоциации туроператоров, впрочем, уточнила: в краткосрочной перспективе «динамика бронирований, скорее всего, замедлится».
«Будьте жесткими и сильными»
Атаки с использованием арендованных автомобилей в последние месяцы стали самым распространенным методом террористической борьбы в Европе — нечто подобное произошедшим в четверг событиям в Барселоне ранее происходило в Ницце, Берлине, Стокгольме, пригороде Парижа и Лондоне (трижды). По словам Александра Чичина, такие теракты стали действительно популярны, потому что «это самый легкий и неконтролируемый способ совершить атаку». «Каждый удачный теракт тиражируется. Террористы считают, что раз уж у них получилось в Ницце (14 июля 2016 года.— “Ъ”), то получится и в другом месте. Они учатся, и это идет новая волна терактов»,— пояснил “Ъ” полковник ФСБ в отставке, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко. «Звеньями одной цепи» происшедшее назвал и президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер. При этом он отметил, что теракты с наездом на людей давно происходят в Азии и других регионах, но «европейское сообщество не интересуется происходящим там».
Иосиф Линдер заявил “Ъ”, что после терактов в Ницце власти европейских стран должны были «обеспечить пешеходные зоны соответствующими средствами технической защиты населения — подобными тем, что установлены у любого крупного посольства, у любой правительственной резиденции». «Проблема в том, что в Европе уверены: усиление мер безопасности угрожает правам и свободам граждан. Но это не так»,— заявил “Ъ” Антонио Наранхо. Эксперт отметил, что, в частности, «не должно быть безнаказанности в интернете», где происходит вербовка исламистов. Кроме того, он обратил внимание на существование в Испании, Франции и других странах ЕС нелегальных мечетей, в которых ведется пропаганда радикальных идей. Наконец, по мнению Антонио Наранхо, необходимо перекрыть доступ в Европу исламистам, возвращающимся из Сирии,— их, по данным собеседника “Ъ”, в Европе уже около 5 тыс.
Владимир Луценко указывает на то, что борьба исключительно с исполнителями терактов серьезных результатов не принесет — необходимо тесное международное сотрудничество всех стран, включая Россию. «Теракты организует пехота. А за ней стоят идеологические центры, целая философия, огромные финансовые ресурсы,— заявил собеседник “Ъ”.— Мы (Россия.— “Ъ”) говорим: “Давайте объединимся всем миром и не будем делить террористов на мирных и немирных”. Но нас (на Западе.— “Ъ”) не понимают. Вот и имеем то, что имеем».
Президент РФ Владимир Путин в четверг заявил, что события в Барселоне «вновь подтверждают необходимость реального объединения усилий мирового сообщества в борьбе с террором». В МИД РФ выразили «слова сочувствия народу Испании», отметив: «Этому злу нет оправдания». А председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заверил: Россия готова оказать помощь в расследовании теракта в Барселоне.
Со схожими заявлениями в четверг выступили представители многих стран и структур. В частности, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил: «Эта подлая атака была преднамеренно нацелена на тех, кто наслаждался жизнью и уделял время своим семьям и друзьям. Нас никогда не запугать подобным варварством». Президент США Дональд Трамп призвал испанцев «быть жесткими и сильными». И добавил: «Мы любим вас».