В белорусском Несвиже во вторник прошло расширенное заседание межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Главной темой встречи глав правительств объединения стало развитие единого таможенного пространства за счет оптимизации процедур при одновременной борьбе с занижением таможенной стоимости ввозимых товаров. Актуальность этой работе для России придают возникший после 2022 года разрыв спроса и предложения на внутреннем рынке и необходимость роста доходов бюджета, для партнеров же по союзу это способ улучшения администрирования растущей торговли с РФ. О намерении Ирана, с которым торговля союза также растет, войти с число стран—наблюдателей при ЕАЭС до конца года вчера сообщила Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).
Заседание межправсовета ЕАЭС в расширенном формате было символически приурочено к десятилетию образования союза — премьеры собрались в Несвижском замке, некогда резиденции князей Радзивиллов, и недавний юбилей подписания договора о создании ЕАЭС (29 мая) во многом задал тон их встрече. Как отметил премьер Белоруссии Роман Головченко, за десять лет рост ВВП стран «пятерки» превысил 12% и составил по итогам 2023 года $12,4 трлн, взаимная торговля выросла за 2023 год на 4,7% и достигла $88,7 млрд. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин добавил, что с момента создания союза объем взаимной торговли в нем вырос почти вдвое, промпроизводство — более чем на 20% (в первом квартале рост составил 5,5% в годовом выражении), а сельхозпроизводство увеличилось более чем на 25% (в первом квартале — на 1,5%).
Для дальнейшего развития ЕАЭС, следовало из слов премьеров, нужно наращивать промкооперацию, инфраструктуру и цифровизацию, решать вопросы продовольственной безопасности (см. “Ъ” от 4 июня), а также расширять взаимодействие с третьими странами.
Как отметил Роман Головченко, нужно сформировать перечень стран и торговых объединений, с которыми целесообразно инициировать заключение соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ): «пришло время критично посмотреть на ситуацию», поскольку «развитие некоторых треков притормозилось».
Так, добавил он, «если кто-то из партнеров сегодня не готов или передумал, может, стоит оценить, насколько стоит вести дальше работы и распылять переговорные ресурсы».
Впрочем, министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев сообщил “Ъ”, что в комиссии «не видят оснований для оценок, что развитие некоторых переговорных треков притормозилось — наоборот, сегодня динамика высока так, как никогда». По его словам, ЕЭК активно взаимодействует со всеми партнерами по текущим переговорам о ЗСТ — с тремя из них переговорные раунды состоятся в ближайшие полтора месяца, а с двумя другими пройдут консультации уже на ПМЭФ, также в активной фазе обсуждение и возможности для начала новых переговоров. «Разные темпы объясняются особенностями конфигурации каждого из переговорных треков — мы всегда подчеркивали, что скорость никогда не должна быть в ущерб качеству финальных решений»,— отметил господин Слепнев.
При этом, как рассказал глава коллегии ЕЭК Бакытжан Сагинтаев, Иран, с которым «пятерка» уже подписала соглашение о ЗСТ (см. “Ъ” от 22 декабря 2023 года), подал заявку на получение статуса страны—наблюдателя при ЕАЭС. Поясним, наблюдатели (сейчас это Молдавия, Куба и Узбекистан) могут по приглашению присутствовать на заседаниях «пятерки», изучать рассматриваемые документы, но не участвуют в принятии решений. Как пояснил вице-премьер России Алексей Оверчук, при прохождении необходимых процедур решение о предоставлении Ирану статуса наблюдателя может быть принято в конце декабря 2024 года на саммите глав стран «пятерки».
Особый акцент в Несвиже был сделан на развитии единого таможенного пространства — по словам Михаила Мишустина, в приоритете должны быть вопросы оптимизации процедур для продавцов и покупателей, включая применение механизмов «единого окна», «зеленых коридоров» и электронного таможенного декларирования.
Для РФ, отметим, поставки стран ЕАЭС после начала военной операции России на Украине стали в значительной степени альтернативой сужающемуся участию в глобальной торговле, что важно для насыщения внутреннего рынка в силу отставания роста собственного производства от спроса (см. “Ъ” от 30 мая). Кроме того, добавил российский премьер, необходимо и сформировать общие «правила игры» для электронной коммерции, а также согласовать международный договор о единой системе таможенного транзита, «чтобы другие государства могли подключиться к уже сформированной союзной системе». Это, подчеркнул Михаил Мишустин, позволит облегчить перевозку товаров, применять общую транзитную декларацию, отслеживать грузы с использованием навигационных пломб и гарантировать уплату таможенных пошлин.
В целом на фоне проблемы достоверности декларируемой стоимости товаров, отметил Роман Головченко, есть необходимость «дополнительных регулятивных решений в этом направлении». Отметим, ранее поднимался вопрос о создании единой системы управления рисками для исключения ввоза через страны ЕАЭС товаров с существенным занижением таможенной стоимости (такая проблема, например, фиксировалась при ввозе автомобилей через Киргизию). Как рассказал Алексей Оверчук, таможенные службы отчитались перед главами правительств о работе по гармонизации таможенной стоимости и повышению собираемости таможенных пошлин — такие отчеты будут заслушиваться на каждом заседании. Обсуждали на межправсовете, по его словам, и индикаторы риска для контроля таможенной стоимости, в целом же по системам управления рисками дискуссия еще продолжится.