С февраля 2022 года ПРОКУРАТУРА подала более 55 ИСКОВ с требованием обратить ЧАСТНЫЕ компании и ИМУЩЕСТВО в доход ГОСУДАРСТВА. Какие АКТИВЫ и на каких основаниях стали предметом С УДЕБНОГО спора — в материале РБК.
С конца февраля 2022-го по начало ноября 2023 года прокуратура подала не менее 55 исков об истребовании из частной собственности в пользу государства акций или недвижимого имущества, размер которого превышал 5 га (в случае изъятия земельного участка) или 300 кв. м (если речь шла о нежилом помещении), следует из проанализированных РБК актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Минимальная площадь объектов в подсчетах была установлена для исключения мелких споров.
Чаще всего прокуратура мотивировала обращение в суд нарушением действующего в период приватизации законодательства — 12 раз. Еще девять — нарушением антикоррупционного законодательства, три раза — нарушением закона об иностранных инвесторах (57-ФЗ). В карточках 18 дел нет информации о сути претензий прокуратуры: это связано либо с тем, что дело еще находится на рассмотрении суда, либо с тем, что публикация судебного решения запрещена.
Среди других обоснований — совершение последовательных действий, направленных на незаконное отчуждение из собственности России (пять исков), признание незаконным договора купли-продажи в связи с нарушением земельного законодательства (например, земельный участок сельхозназначения продали без торгов) — также пять дел.
Еще в одном иске прокуратура указывала, что нахождение в собственности не отвечает требованиям действующего законодательства (в границах земельного участка протекала река), в двух — прокуратура оспаривала принадлежность культурного объекта, перешедшего в собственность в результате приватизации. В большинстве — 26 делах — истцом выступала Генеральная прокуратура или один из заместителей генпрокурора, в остальных случаях в суд обращалась прокуратура региона. 46 исков было подано против юридических лиц, девять — против физических.
ПРЕТЕНЗИИ К ПРИВАТИЗАЦИИ
Дела о незаконной приватизации рассматривали суды нескольких регионов — в частности, Пермского, Приморского краев, Санкт-Петербурга. Первым в начале мая 2022 года Арбитражный суд Пермского края признал незаконной проведенную в 1992 году приватизацию производителя редкоземельных элементов АО «Соликамский магниевый завод». Сначала изъятие коснулось только мажоритарных акционеров предприятия — Сергея Кирпичева, Петра Кондрашева, Тимура Старостина и Игоря Пестрикова. В пользу государства у них изъяли долю 89,4%. Позднее прокурор потребовал изъять у миноритарных акционеров оставшиеся 10,6%. Генпрокуратура указывала на то, что разрешение на приватизацию не было дано на федеральном уровне правительством, а было принято областным комитетом, который не имел соответствующих полномочий.
Кроме того, предприятие имеет «стратегическое значение для обеспечения обороны страны».
Московская биржа сочла, что изъятие у миноритариев акций Соликамского магниевого завода может противоречить законодательству об организованных торгах, следует из объяснений площадки в рамках дела о взыскании акций предприятия в пользу государства.
Эти же аргументы ведомство использовало в деле одного из крупнейших производителей формалина и метанола — АО «Метафракс Кемикалс».
Осенью 2023 года Арбитражный суд Пермского края изъял в доход России почти 100% акций компании. План ее приватизации в 1992-м утвердил пермский областной комитет по управлению имуществом «с превышением полномочий», утверждала Генпрокуратура.
Среди других дел о приватизации:
• изъятие акций ПАО «Ростовский оптико-механический завод» у АО «ИсНов» и ООО «СибМир» в пользу государства Арбитражным судом Ярославской области;
• иск Генпрокуратуры с требованием признать недействительным договор об образовании холдинговой группы, который в 1994 году заключили Северная верфь и компании «Машиностроение СВ», «ЭФеС СВ», «Инструмент СВ», «Нива СВ» и «Норд-Вест СВ», образованные в результате приватизации Ленинградского судостроительного завода им. А.А. Жданова, а также изъять акции последних;
• три иска прокуратуры Приморского края — по делам о незаконном переходе в частную собственность нескольких бывших пионерлагерей в регионе — к компаниям ОАО «Радиоприбор», ООО «Инвест-Лайн», ООО «СЗ «Форест Групп» и ОАО «Строитель». В суде Генпрокуратура указывала на запрет приватизации детских дач и лагерей от 1993 года. Первый бывший пионерлагерь, «Лесная сказка», возвратили в муниципальную собственность в сентябре: у «Радиоприбора» были изъяты спальные коттеджи, корпуса, брусчатые дома, клуб-столовая.
В категорию пересмотра приватизации также вошли два дела об истребовании защитного сооружения гражданской обороны. Так, например, Арбитражный суд Республики Коми обязал обратить в собственность России убежище площадью 388,6 кв.м., расположенное в подвале здания; там с 2009 года находился технологический цех, принадлежащий предприятию «Воркутинский хладокомбинат». Прокурор ссылался на недопустимость приватизации объектов гражданской обороны.
УСТАНОВЛЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ИНОСТРАННОГО КОНТРОЛЯ
Трижды Генпрокуратура обосновывала требования об изъятии нарушением порядка осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для государства (57-ФЗ). Надзорное ведомство заявляло, что контроль над такими предприятиями получили нерезиденты.
НАРУШЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Нарушение антикоррупционного законодательства — второе по частоте основание, к которому прибегала прокуратура для изъятия активов/имущества в пользу государства. Эта категория включает иски, где ответчик занимал должность на госслужбе и использовал, по мнению прокуратуры, свои полномочия для обогащения.
Так, коррупционным Генпрокуратура посчитала владение бизнесменом Маликом Гайсиным акциями ОАО «Уралбиофарм» и банка «Вятич» — требование об их изъятии было удовлетворено судом летом 2023 года. Ведомство отмечало, что в 1995–1999 годах Гайсин в нарушение требований закона одновременно осуществлял полномочия депутата Госдумы и занимался предпринимательством: лично и через доверенных лиц скупал акции «Уралбиофарма» и участвовал в его хозяйственно-финансовой деятельности. Бизнесмен заявлял, что открыто владел активами более 30 лет.
Прокуратура также указывала на нарушения антикоррупционного законодательства в следующих делах.
• Требование Генпрокуратуры вернуть государству акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, головная компания транспортной группы FESCO), так как, по ее мнению, те изначально были приобретены на коррупционные доходы братьями Зиявудином и Магомедом Магомедовыми (осуждены за создание организованного преступного сообщества).
• Изъятие в пользу государства семи земельных участков, 17 зданий и нежилых помещений, 54 транспортных средств по иску, поданному к ООО «Полтавский терминал», ООО «Речной пункт пропуска «Нижне-Ленинское», ООО «Администрация автоперехода «Полтавка грузовое» и бенефициару указанных юрлиц экс-депутату Госдумы и бывшему депутату заксобрания Приморья Сергею Сопчуку. Замгенпрокурора указывал, что Сопчук, «будучи во власти, имел не предусмотренный законом доход, который скрывал от декларирования и контроля; также тайное владение и управление активами с использованием доверенных лиц».
• В октябре 2023 года Лабинский городской суд Краснодарского края изъял в доход государства активы бенефициара одного из крупнейших в России агрохолдингов «Покровский» Андрея Коровайко и его партнера Аркадия Чебанова, это более 35 предприятий. Генпрокуратура отмечала, что Коровайко использовал служебное положение сотрудника аппарата полпреда президента в Южном федеральном округе «для завладения земельным фондом сельско-хозяйственного и аграрного назначения».
• Летом 2023 года Таганский районный суд Москвы по иску Генпрокуратуры обязал передать в доход государства коттеджный поселок «Сенатор Клуб», построенный на территории ФГУ «Санаторий и дом отдыха «Десна» Управления делами президента РФ» (несмотря на то что возведение объектов несанаторного назначения там запрещено). У ответчиков — ООО «Сенатор Клуб», экс-сотрудника администрации президента и УДП Владимира Слепнева и бывшего гендиректора ФГУ Александра Торохова — изъяли объекты, включая дома, КПП, детские и спортивные площадки.
• Дело об обращении в доход государства акций АО «Коми энергосбытовая компания» (входит в крупнейший российский частный энергохолдинг «Т Плюс», основанный Виктором Вексельбергом), которые принадлежали ранее осужденному за коррупцию бывшему первому заместителю председателя правительства Коми Константину Ромаданову. Савеловский районный суд Москвы в мае 2022 года удовлетворил иск Генпрокуратуры. По версии Генпрокуратуры, Ромаданов, используя свой авторитет, должен был способствовать ежегодному завышению тарифов на электроэнергию в регионе для экономической выгоды.
ЧТО ЕЩЕ БЫЛО ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПОДАЧИ ИСКОВ
Летом 2023 года Генпрокуратура изъяла у Краснодарского завода тяжелого станкостроения здания (производственные цеха, проходные) и земли — ответчиком по иску была промышленная ассоциация «Завод имени Седина». В обоснование своих требований прокурор указал, что «путем совершения ничтожных сделок производственные помещения и оборудование были выведены из имущественной массы предприятия и оформлены в собственность коммерческих организаций, подконтрольных бывшему генеральному директору». Важное для обеспечения обороны страны имущество выбыло из владения помимо воли собственника — России, указало ведомство.