Новая обязанность школьников - заниматься общественно полезным трудом - может появиться в законе "Об образовании". "Известия" ознакомились с первыми предложениями к готовящемуся проекту. В закон внесут понятие "трудовое воспитание" и пересмотрят акценты. Например, формулировку о запрете на труд школьников без согласия родителей заменит другая - о разрешении на труд с согласия родителей. В родительском и учительском сообществах пока нет единого мнения об инициативе. Но в Минпросвещения уже поддержали "идею воспитания у школьников правильного отношения к труду". А депутаты намерены внести проект закона в ГД в течение весенней сессии - в этом случае будет вероятность принять его до начала нового учебного года.
Новое понятие "трудовое воспитание" предлагают добавить в федеральный закон "Об образовании". В этом случае у школьников появится новая обязанность - помимо учёбы заниматься общественно полезным трудом, следует из предложений депутатов Госдумы (имеются в распоряжении "Известий"), которые обсуждаются в комитете по просвещению.
Сейчас в законе говорится: дети обязаны добросовестно осваивать образовательную программу и индивидуальный учебный план, а задания от педагогов должны быть исключительно в этих рамках. Если новую инициативу депутатов поддержит большинство в Госдуме, в плане обучения в каждой школе помимо образовательного блока появится ещё один: выполнение рабочей программы воспитания.
В аппарате комитета ГД по просвещению "Известиям" пояснили, что "в общем смысле" под таким трудовым блоком подразумеваются прежде всего дежурства по классу, школе и работа на пришкольных территориях. При этом в парламенте допустили, что на содержание программ могут повлиять и рекомендации Минпросвещения.
Сейчас по закону привлекать школьников без их согласия "к труду, не предусмотренному образовательной программой" запрещается. Кроме того, требуется и письменное согласие родителей. В бланках согласия, которые дают на подпись родителям, как правило, поясняется, чем именно будут заниматься дети. Чаще всего это дежурства по классу, школе и в столовой, генеральная уборка кабинетов, участие в субботниках и благоустройстве пришкольной территории, следует из образцов таких документов, которые есть в распоряжении "Известий".
Некоторым депутатам особо не нравится, что в действующем законе применительно к труду используется слово "запрещается". По их мнению, в документе должно быть указано, что привлечение к труду "разрешается с согласия совершеннолетних обучающихся или согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся".
- Моё предложение - поменять минус на плюс, так как педагоги видят слово "запрещено" и воспринимают это однозначно, - сказала "Известиям" глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. - При этом подавляющее большинство родителей только за, чтобы у ребёнка развивались трудовые навыки, формировалось правильное отношение к труду.
ТРУДОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Если закон дополнят новой воспитательной программой - трудовой - кто-то должен будет её разрабатывать, подчёркивают эксперты. Этим, скорее всего, займутся сами школы, допустил в разговоре с "Известиями" зампред профсоюза работников образования (входит в ФНПР) Михаил Авдеенко.
- Учителя всегда формировали программы воспитания, но теперь будет ещё один дополнительный нюанс, - сказал он. И напомнил, что во времена СССР общественно полезные работы в школах были обязательны, поэтому новая инициатива - "это хорошо забытое старое".
Михаил Авдеенко заявил, что сам позитивно относится к инициативе - по его мнению, "необходимо, чтобы дети не только умели кнопки на гаджетах нажимать, но могли и забор покрасить".
Но оргсекретарь профсоюза "Учитель" Ольга Мирясова полагает, что разработка нового блока к воспитательной программе станет дополнительной нагрузкой на учителей.
- Это придётся делать классным руководителям. Такие программы понадобятся для каждого класса, а это дополнительные документы, бумаги, -сказала она. - При этом учителя и так загружены образовательными задачами, и на дополнительную воспитательную деятельность у них времени не очень много.
Ольга Мирясова выразила опасение, что дополнительные трудовые задания могут быстро стать формальностью вроде проведения субботников "для галочки". Также у неё есть вопросы, как будут пересекаться трудовое воспитание и уроки технологии, которые сейчас есть в школах.
Первый заместитель председателя комитета ГД по просвещению Яна Лантратова уверена, что уроки технологии никак не могут заменить трудовое воспитание.
- Одно дело описать, как варить суп, а другое - его сварить. Приезжая в школы, я поднимала вопрос о возвращении трудового воспитания на встрече с учителями, и весь зал аплодировал, - подчеркнула она.
Впрочем, в одной из поправок к тексту готовящегося законопроекта предлагается внести в него и возможность письменного заявления от родителей - об отказе от трудовой деятельности для их ребёнка.
Рассмотреть возможность введения в школах нового направления воспитательной деятельности - трудовой - предложил министру просвещения Сергею Кравцову председатель Госдумы Вячеслав Володин в ноябре 2022 года. По его словам, если у школьников "будет другое отношение к труду, то будет другое отношение к изучению и физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому". Он призвал не ограничивать задачу школы получением знаний, отметив, что "ребёнок должен вырасти настоящим гражданином".
Сергей Кравцов тогда согласился со спикером Госдумы, назвав инициативу "абсолютно правильной". Впрочем, ещё в октябре 2022 года на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти в сфере образования министр уже говорил о своём положительном отношении к введению трудового воспитания в школах. Но тогда же он указал: среди родителей нет однозначного мнения об обязательности такого направления. И на встрече спустя месяц с депутатами Госдумы глава Минпросвещения подчеркнул, что требуются "отдельные обсуждения и проработка деталей".