Руководители «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» попросили президента продлить налоговые льготы на шельфе. Ежегодно эти льготы могут составить в общей сложности около 40 млрд руб.
Руководители трех крупнейших нефтяных компаний — «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» — Игорь Сечин, Вагит Алекперов и Александр Дюков 28 октября направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой продлить действие льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлине для новых месторождений на шельфе. Уже 2 ноября Путин поручил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Александру Новаку «рассмотреть и доложить согласованные предложения» по этому обращению. У РБК есть копия письма, представитель Минэнерго и источник в Минфине подтвердили факт получения этого распоряжения.
Закон об осуществлении мер стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на шельфе, принятый в сентябре 2013 года, устанавливает особый налоговый режим для новых месторождений на шельфе (в Арктике, Балтийском, Каспийском и других морях) — специальные ставки по НДПИ и обнуление пошлин на определенный период. Но с момента принятия этого закона более чем вдвое упали цены на нефть (в пятницу нефть марки Brent стоила $46,38 за баррель, в сентябре 2013 года — более $106 за баррель), выросли затраты компаний из-за инфляции, а также увеличилась налоговая нагрузка на отрасль и резко сократились доходы компаний, указывается в письме нефтяников. К тому же после введения международных санкций против российских нефтегазовых компаний в 2014 году был ограничен доступ к мировым финансовым рынкам, а также пришлось сократить участие иностранных партнеров в совместных проектах на шельфе и использование зарубежных технологий и оборудования.
«В данных условиях российские компании вынуждены снижать темпы освоения шельфовых ресурсов, что выражается в переносе сроков реализации ряда проектов и сокращении объемов геолого-разведочных работ», — указывают главы трех крупнейших нефтяных компаний. Например, еще в прошлом году Минприроды перенесло сроки бурения на шельфе Арктики по нескольким лицензиям «Газпрома» и «Роснефти» на несколько лет вперед.
А на месторождениях ЛУКОЙЛа в Балтийском море сейчас только начинается геологоразведка, которая может длиться десять лет, добавляет близкий к компании источник. По итогам актуализации лицензий нефтяные компании отложили часть геологоразведки и добычу нефти на сроки от двух до 12 лет.
Перенос начала добычи означает, что нефтяники смогут реально использовать налоговые льготы для шельфа значительно позже, чем изначально предполагалось. «Таким образом, существует риск, что установленные государством меры стимулирования шельфовой добычи окажутся неэффективными», — предупреждают авторы письма. Они просят Путина разрешить скорректировать срок действия льгот, заменив установленную календарную дату (сейчас льготы действуют до 2022–2042 годов в зависимости от сложности месторождений) на период, который будет отсчитываться с момента реального начала добычи нефти и газа. При этом продолжительность предоставления этих льгот они предлагают оставить на прежнем уровне (от 60 до 180 месяцев). Для этого они просят поручить профильным ведомствам внести поправки в Налоговый кодекс и закон о таможенном тарифе.
По мнению нефтяников, такая корректировка поможет снизить финансовую нагрузку компаний на начальном, самом капиталоемком этапе разработки шельфовых морских месторождений. Это также будет «эффективной мерой стимулирования инвестиций в освоение углеводородных ресурсов на шельфе», а сама разработка месторождений на шельфе «имеет огромный потенциал и является стратегически важной» для обеспечения долгосрочных интересов России, учитывая неизбежное истощение ресурсов в традиционных регионах добычи нефти, подчеркивают они.
Четыре группы
Все морские месторождения разделены на четыре группы сложности, по мере повышения которой увеличивается также и объем налоговых льгот по НДПИ и экспортной пошлине, говорит руководитель налоговой практики и группы «Шельфовые проекты» юридической компании «Пепеляев Групп» Павел Кондуков. Для всех шельфовых месторождений установлена нулевая экспортная пошлина (срок ее действия зависит от сложности месторождения), а льготы по НДПИ различаются. Например, для Балтийского моря предусмотрена ставка НДПИ на нефть и газ в размере 30% (первая группа), а для арктических морей (например, Карское и Восточно-Сибирское моря) ставка НДПИ составляет лишь 4,5–5% для нефти и газового конденсата и 1% — для газа (четвертая группа морских месторождений). Сейчас для этих льгот (за исключением бессрочного освобождения от экспортной пошлины для четвертой группы) установлен календарный срок действия — 2022–2042 годы в зависимости от сложности.
Министерства не возражают
По информации Минприроды на первое полугодие 2016 года, в России выдано 122 лицензии на разведку и добычу нефти или газа на шельфе. Из них «Роснефти» принадлежит 55 лицензий с ресурсами около 43 млрд т нефтяного эквивалента, отмечается на сайте компании. У ЛУКОЙЛа — 12 лицензий на шельфе, а с учетом долей в совместных предприятиях — 16. «Газпром нефть» выступает оператором по пяти лицензиям на шельфе, остальные — у «Газпрома» и других небольших игроков. Сейчас действует мораторий на выдачу новых лицензий на шельфовые месторождения.
Предложения нефтяников по отношению ко льготам на добычу нефти главным образом касаются проектов, которые сейчас находятся на стадии геологического изучения, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Он подчеркнул, что материальность изменения срока действия льгот сейчас можно оценить только условно. Если считать, что на проектах второй группы месторождений (Печорское, Каспийское море и южная часть Охотского моря), которые вступят в разработку после 2025 года, добыча нефти после 2032 года составит 5 млн т в год, то ежегодный размер льготы должен составить около 40 млрд руб. по сравнению с налоговой системой без льгот. «Это достаточно заметная для бюджета величина», — заметил Ежов. Но без льгот шельфовые проекты реализоваться не могут, а с учетом того что речь идет о далекой перспективе, вероятность продления сроков действия льгот достаточно высока, считает он.
Ограничения по срокам действия налоговых льгот для шельфовых проектов не отвечают текущим реалиям, потому что освоение шельфа затормозилось или вовсе отложено, добавляет Кондуков. «Если не внести изменения в законодательство, то освоение шельфовых месторождений может потерять какой-либо экономический смысл», — предупреждает он.
Минэнерго не против переноса срока действия льгот, но решение за Минфином, говорит источник в Минэнерго. Минэнерго готовит предложения по этому вопросу, подтверждает его представитель. Такая корректировка не приведет к выпадающим доходам бюджета, поэтому Минфин не будет возражать против нее, говорит источник в ведомстве. Внести необходимые изменения в законодательство можно будет уже на весенней сессии Госдумы, полагает он.
50 млн т к 2035 году
К 2035 году объем добычи нефти только на шельфе Арктики составит 31–35 млн т, говорил замминистра энергетики Кирилл Молодцов на конференции «Арктика-2016» в феврале 2016 года. В проекте Энергостратегии России говорится, что общая добыча на шельфе должна достичь 50 млн т к 2035 году. В 2015 году на российском шельфе компании добыли 18,8 млн т нефти, 16 млн т из них — на шельфе Охотского моря, преимущественно на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Инициатором идеи корректировки сроков действия льгот был ЛУКОЙЛ, сказал РБК источник в одной из компаний, чей руководитель подписал это письмо. В конце октября Путин вместе с Алекперовым присутствовали на запуске месторождения ЛУКОЙЛа им. Филановского на Каспии; как раз в ходе этого визита обращение и было передано, утверждает собеседник. «На удивление «Роснефть» согласилась присоединиться к этой просьбе, а позже добавилась и подпись гендиректора «Газпром нефти» Александра Дюкова», — замечает он. Как и «Роснефть» с ЛУКОЙЛом, «Газпром нефть» сдвигает сроки добычи на своих месторождениях на шельфе, в частности на Долгинском месторождении в Печорском море.
В копии письма, которое есть у РБК, первой стоит подпись Сечина, а потом уже Алекперова и Дюкова. Представители ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» отказались комментировать это письмо, а пресс-секретарь «Роснефти» не стал опровергать факт его отправки. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать служебную переписку.