Смартфоны сначала дали нам грандиозные возможности, а затем создали проблему зависимости. Пока разработчики думают, как сильнее подсадить пользователей на свой продукт, в Apple решили контролировать проведенное за экраном время
Прошло уже больше десяти лет с тех пор, как появился первый iPhone, и мы обнаружили, что смартфоны стали неотъемлемой частью нас. В отличие от компьютеров смартфон постоянно с нами, а значит, привыкнуть к нему и потерять счет времени гораздо легче.
Представьте, что забыли смартфон дома: насколько велика вероятность, что вы вернетесь за ним? А если все же не вернетесь, будет ли вам комфортно? Недавно проведенный «Лабораторией Касперского» опрос показал, что почти 50% россиян предпочли бы оказаться под дождем без зонта, нежели оставить телефон дома. И дело вовсе не в том, что без смартфона мы не способны справиться с той или иной задачей, — часто мы прибегаем к помощи гаджетов, даже когда можем обойтись без них. Например, 36% россиян поглядывают в навигатор, даже если знают дорогу и без него.
Мы ложимся спать и кладем смартфон рядом с собой. Просыпаемся, идем завтракать — он при нас (так делают 45% опрошенных россиян). Двадцать два процента респондентов не расстаются с мобильными гаджетами даже в ванной. Исследования в США показывают еще более драматичные цифры: средний американец проверяет свой телефон каждые 12 минут и касается его почти три тысячи раз в сутки.
Apple наводит порядок
Проблема зависимости от смартфонов приняла настолько серьезный оборот, что о ней заговорили даже в компании Apple, которой мы во многом и обязаны тем, что смартфон стал нашим постоянным спутником. Семнадцатого сентября Apple выпустила очередное обновление мобильной системы — iOS 12, главная «фишка» которой состоит в том, что у пользователей появляется возможность контролировать свою зависимость от смартфона. По мысли разработчиков, современные люди просто не осознают, сколько времени они тратят на свой гаджет.
Теперь iPhone в разделе «Экранное время» показывает, как много времени его владелец проводит в каждом приложении и на каждом сайте. Вкладка «Экранное время» делит приложения и сайты на категории: соцсети (сюда входят мессенджеры, Facebook, VK, Instagram и т. д.), эффективность (Google Docs, календарь, электронная почта, калькулятор, заметки, мобильный банк), книги и справочники (сайты и приложения СМИ, электронные книги, «Яндекс. Карты»), креативность (камера и фото), развлечения (игры и развлекательные сайты), здоровье и фитнес (сервисы для занятий спортом и отслеживания состояния здоровья). При этом учитывается использование сервисов как с помощью приложений, так и через сайты: не имеет значения, установлено у пользователя, например, приложение Facebook или он заходит на сайт через браузер.
Новая функция позволяет посмотреть, сколько раз пользователь поднимал смартфон и сколько получил уведомлений от приложений. Автор этой статьи был неприятно удивлен, обнаружив, что за день провел в смартфоне 2 часа 40 минут, более полутора часов из которых ушло на социальные сети.
Еще одна функция «Экранного времени» — возможность установить ограничение (в том числе для всей семьи) на использование приложения или целой категории сервисов. Если пользователь установит такой лимит, превысит его и затем попробует зайти в приложение, доступ к которому сам себе ограничил, смартфон предупредит, что отведенное время исчерпано. Конечно, это всего лишь напоминание. Пользоваться приложением все равно будет можно — для этого достаточно нажать на кнопку «Игнорировать лимит». Впрочем, в Apple считают важным дать повод просто задуматься: а стоит ли в очередной раз заходить в Facebook, на который и без того потрачено много времени?
В новой системе разработчики Apple также постарались минимизировать отвлекающий эффект смартфона. iOS 12 группирует уведомления от каждого приложения — то есть мы получаем не десять пушей о том, что нам пришло сообщение в WhatsApp, а только один.
Концентрация — золото XXI века
Многочисленные исследования показывают, что современным людям трудно долго концентрироваться на чем-то одном. Постоянные отвлечения — вот проблема XXI века. На протяжении почти тысячи лет с момента появления университетов в Западной Европе основным способом передачи знания была лекция. Пятидесятиминутные и полуторачасовые лекции распространены и сегодня, но все чаще говорят, что студенты не могут сконцентрироваться дольше чем на 15 минут. В популярном проекте TED лимит выступлений ограничен 18 минутами, потому что любую важную информацию якобы можно уместить в этот период. Меняется представление о том, как должна быть «упакована» современная информация. И смартфоны в этом плане поистине подрывная технология.
Американский психолог Адам Альтер в своей книге Irresistible сравнивает зависимость от смартфонов с наркоманией. Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. Бывший продакт-менеджер Google Тристан Харрисвыяснил, что специалисты крупнейших компаний намеренно программируют приложения таким образом, чтобы спровоцировать у пользователей выброс дофамина — гормона удовольствия, который подсаживает нас на цифровую «иглу». Как указывает Харрис, геймификация, возможность бесконечного скроллинга, пуш-уведомления, автоматическое воспроизведение видео — все это разработано специально для того, чтобы мы проводили в смартфонах как можно больше времени и обязательно возвращались за новой дозой дофамина. Механизм смартфонозависимости (или, как ее еще называют, номофобии — боязни остаться без смартфона) ровно такой же, как у игромании. Соцсети и другие мобильные приложения все равно что рулетка: никогда не знаешь, что тебя ждет, когда открываешь очередное уведомление о новом сообщении или когда обновляешь ленту новостей.
Адам Альтер отмечает, что большинство владельцев смартфонов используют свои гаджеты на протяжении от одного до четырех часов каждый день, но в будущем это время, вероятно, увеличится — ведь подрастает молодое поколение, которое практически родилось со смартфоном в руке. Так, российский Институт современных медиа (MOMRI) выяснил, что у 42% современных российских детей в возрасте трех–шести лет уже есть смартфон или планшет, а среди девяти- и десятилетних мобильные гаджеты есть уже у 91%.
Проблема не только в том, что без смартфона мы испытываем тревогу. Каждый раз, когда берем в руки смартфон и начинаем листать ленту новостей или проверять почту, мы отвлекаемся. Если учитывать, что после каждой такой проверки, сколько бы она ни занимала, нам требуется время, чтобы вернуться к сосредоточенному состоянию, на решение серьезных задач попросту не остается времени.
На фоне растущего числа пользователей смартфонов в мире (а вместе с тем и увеличения времени, которое они проводят в мобильных приложениях, а значит, и рекламных средств, получаемых компаниями-разработчиками) появляется запрос на избавление от смартфонозависимости. Тристан Харрис, например, создал некоммерческую организацию Time Well Spent, призванную противодействовать зависимости от гаджетов. Он советует включить на телефоне черно-белый цветовой фильтр, чтобы яркие уведомления и иконки приложений не вводили пользователя в соблазн.
Еще в конце августа глава Минпроса России Ольга Васильева заявила, что считает необходимым запретить школьникам проносить смартфоны на уроки. Мол, сдавать их нужно при входе. Три четверти россиян, по данным ВЦИОМ, поддерживают эту идею. Эксперты в большинстве своем согласны, что смартфоны часто используются на уроках не в учебных целях и эту проблему нужно как-то решать. Однако при этом в России принята цель — развивать цифровую экономику, важной частью которой является онлайн-образование. В ряде учебных заведений уже учатся за компьютерами, используют образовательные планшеты или делают домашние задания онлайн. Насколько вообще реально соотнести запреты с развитием цифрового образования — вопрос.