Срок летнего профилактического отключения горячей воды не должен превышать 14 дней. Такая норма содержится в проекте поправок в СанПиН о требованиях к содержанию жилых помещений, разработанных Роспотребнадзором. Документ представлен на общественное обсуждение.
Как рассказала "Российской газете" зампредседателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева, в настоящий момент сложилась такая ситуация, что на федеральном уровне ни в каких документах срок, на который летом должны отключать горячую воду для профилактических работ, не прописан. "В старом СанПиНе он был. Но в 2021 году появился новый свод к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям и другим объектам, и там этот срок "забыли" прописать", - поясняет депутат.
Из-за этого начался вал обращений от граждан, которым стали надолго отключать горячую воду. Понятно, что люди недовольны. Но формально призвать к ответственности ресурсников сложно, говорит Разворотнева.
По ее словам, коммунальщики не так чтобы специально затягивают сроки ремонта. В целом любая ресурсоснабжающая организация заинтересована поставлять максимум ресурсов и получать за это оплату. В основном, конечно, виноваты ржавые трубы, изношенные котельные.
Такого по всей стране еще очень много. Ремонтники не успевают в срок залатать все дыры. Или летом начинают менять котлы в котельной, что тоже не быстро. И по сути они же для людей стараются, чтобы зиму прожить с теплом.
Сейчас более продолжительные сроки отключения горячей воды должны быть согласованы с органом местного самоуправления. При этом, как отмечалось ранее в письме минстроя, муниципалитет обязан "организовать горячее водоснабжение иными способами". Но есть и хитрецы. Как рассказали "РГ" жители Владивостока, горячей воды обычно не бывает по несколько месяцев. Могут отключить на все лето, а включить лишь в середине ноября. И невозможно узнать дату включения, потому что для жителей пишется сообщение: горячая вода отключена с 10 июля в 00.00 часов до 23.55 23 июля. А потом в ночь с 23-го на 24-е ее никто не включает, но появляется новое уведомление: с 00.00 24 июля по 23.50 6 августа не будет горячей воды. А потом с нуля часов 7 августа новое отключение, и так по кругу. Вроде формально через две недели воду и дают, на 5 минут, но жители этого не чувствуют.
Порой возникают следующие ситуации. Дома в советские годы были ведомственными. И котельная при них тоже. Но завод или фабрика обанкротились. Передали все хозяйство на баланс какому-нибудь муниципалитету и ресурснику. Надо повышать тарифы. Но вроде стараются этого не делать. Народ по-прежнему как платил, так и платит. В этом случае, когда стоимость гигакалории для населения занижена, ресурсникам, конечно, выгоднее не поставлять тепло летом, объясняет Разворотнева.
Инициатива ограничить отключения горячей воды 14 днями должна в первую очередь согласовываться с представителями ресурсоснабжающих организаций (РСО), так как именно они ответственны за состояние теплоснабжающих сетей, считает гендиректор управляющей организации "Кордис Хоум" Артем Румянцев. В противном случае сокращение сроков отключения горячей воды летом может негативно сказаться на выполнении планово-предупредительных ремонтов и, как следствие, на увеличении аварийных ситуаций в зимнее время.
При этом в Москве срок отключения горячей воды давно не превышает 10 дней, добавляет Румянцев. В домах-новостройках зачастую первые несколько лет вообще летних отключений нет. Вопрос о сроках отключения должен решаться исключительно на уровне региона с учетом состояния инженерного оборудования, подчеркивает Румянцев.
При летних отключениях горячей воды жителям важно следить за своими подключениями на стояке - краном горячего водоснабжения и кранами полотенцесушителя, напоминает президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН) Никита Чулочников. Из-за изменения давления краны могут потечь, и вода затопит соседей.
Кстати, если воду отключают без видимых причин, то жильцы могут требовать перерасчета платы. "Если отключение ресурса составляет больше 4 часов в сутки и 8 часов в неделю, плата уменьшается на 0,15 от стоимости за день. Что касается плановых отключений, то пока нет нормы, насколько должны отключать горячую воду. Но и при внесении этой нормы в СанПиН, ресурсники могут обосновать задержку подачи воды. Тогда перерасчет вряд ли будет возможен", - уточнила Светлана Разворотнева.
Теми же поправками предлагается скорректировать и правила уборки подъездов в жилых домах. Дело в том, что новый СанПиН от 2021 года озадачил и сотрудников коммунальных организаций - в документе было предписано ежедневно проводить мытье общих помещений многоквартирных домов.
До того коммунальщики должны были мыть лестницы и площадки на всех этажах минимум раз в пять дней. Более частая уборка делала более дорогим содержание общих помещений дома - как оценивали тогда эксперты, плата за содержание и ремонт могла подняться на 5-30 рублей за квадратный метр в зависимости от региона, а иногда и вдвое.
Впрочем, уже в середине марта 2021 года Роспотребнадзор направил письмо в минстрой, в котором сообщил, что в пункте новых правил о ежедневной влажной уборке "имеется техническая неточность". В региональные подразделения Роспотребнадзора также было направлено письмо, где говорилось, что периодичность влажной уборки устанавливается решением общего собрания собственников, договором управления домом, уставом ТСЖ и пр.Эти положения и должны учитываться при проведении надзора за содержанием общего имущества дома. Сейчас ведомство собирается наконец исправить СанПиН. Ежедневную влажную уборку оставят в помещениях общежитий и центров временного размещения. В многоквартирных же домах кратность уборки может составлять от одного раза в неделю или в месяц в зависимости от времени года, уточняется в документе. По информации управляющих компаний, это в 4-5 раз уменьшит финансовые затраты как управляющих компаний, так и собственников квартир.
Корректируются и некоторые другие нормы. К примеру, расстояния от жилых домов до зданий, связанных с ритуальными услугами. Ранее было оговорено, что от колумбариев до жилых домов должно быть не менее 50 метров. Теперь будет добавлено, что такое же минимальное расстояние должно соблюдаться между жильем и моргами, помещениями для подготовки тел к похоронам и проведения церемоний прощания.
Кроме того, Роспотребнадзор предлагает смягчить требования к наличию туалетов в магазинах. Сейчас в правилах говорится, что на территориях торговых объектов должны быть оборудованы общественные туалеты. В будущем же, как предполагается, эти заведения должны быть только в торговых объектах площадью более 400 кв. м.