Присвистывания, улюлюканье и прочие грубые заигрывания вызывают у женщин в лучшем случае раздражение, в худшем – страх и стыд. «Стоит надеть футболку, и на улице обязательно кто-нибудь да прокомментирует размер моей груди, – жалуется 27-летняя Полина. – Обидно и неприятно. Но что мне делать, не ходить же по жаре в пиджаке!»
Комментарии с сексуальным подтекстом, автомобильные гудки, вульгарные жесты, попытки прикоснуться... Приставания в разных формах – не редкость. Точных данных по России нет, однако вряд ли наши показатели сильно отличаются от американских: 65% женщин в США регулярно подвергаются уличным домогательствам1. И это не просто грубость и отсутствие воспитания, настаивают защитники женских прав, а вид психологического насилия, которое причиняет вред и нарушает неприкосновенность частной жизни. Мужчины должны это учитывать независимо от того, согласны они с этим или нет.
«Присвистнув девушке вслед, я выражаю свое восхищение и вовсе не хочу ее обидеть», – заявляет 25-летний Илья. Причины, по которым мужчины так себя ведут, разные. Кто-то не уверен в себе и таким образом старается произвести впечатление. Кто-то считает, что сможет найти женщину, заинтересованную в грубой страсти. Для кого-то это – попытка вступить в контакт и обратить на себя внимание, пусть и негативное. «Неадекватная самооценка – одна из главных причин уличных домогательств, – считает клинический психолог Елена Тухарели. – Завышенная, когда мужчина думает, что девушка прибежит, стоит ему только свистнуть, или заниженная: когда мужчина пытается самоутвердиться, опасаясь вступать в диалог на равных». Как правило, уличные домогательства расцветают в компаниях: в «стае» решиться на окрик или пошлый комментарий не так страшно, как одному. По мнению специалистов, такие механизмы поведения особенно характерны для подростков и юношей – в компаниях они чувствуют себя смелее. К этому добавляется желание продемонстрировать себя, свою дерзость перед приятелями, в чем одновременно есть и элемент соревнования (показать, кто быстрее, круче и громче), и элемент поддержки.
В игнор
Отвечать на такое проявление внимания или нет? «Если вы не хотите ввязываться в эту «игру», у вас есть полное право игнорировать происходящее, – считает Елена Тухарели. – Отсутствие видимой реакции говорит о том, что вы не допускаете даже мысли, что это касается вас». Вступать в пререкания может быть небезопасно, особенно на пустынной улице. Если вы показали, что уличная сальность вас задела, задиры могут воспринять это как признак вашей слабости и попытаться перейти к более активным действиям. Стоит учитывать также, что на карте мира и в России есть места (например, регионы Северного Кавказа), где в силу особенностей бытовой культуры такое поведение считается проявлением мужского внимания. Пытаться исправить этот обычай в рамках единичной ситуации значило бы переоценивать свои возможности. В том случае, если вам хочется постоять за себя и ответить, диалог лучше начинать с обозначения собственных границ. «Если вы говорите, что у вас нет желания с кем-либо знакомиться, или сообщаете, что подобный флирт не располагает к дальнейшему общению, вы обозначаете свои границы, – объясняет психоаналитический психотерапевт Александр Данилов. – А если бросаете резкое «Отвали, придурок», то нападаете на чужие. И тогда вероятность конфликта резко возрастает».
Не виноватая я
Большинство девушек и женщин хочет нравиться – и себе, и окружающим. Мы следим и ухаживаем за собой, любим красиво одеваться. Ждем ли мы внимания? Конечно, ведь одежда – это способ самовыражения. Хотим ли мы, чтобы к нам проявляли интерес? Да, но мы вправе рассчитывать, что он будет вежливым и уважительным. Что бы мы ни надевали, черную водолазку или футболку с глубоким вырезом, – это не руководство к действию. Тем не менее возможно, что некоторые получают удовольствие от заинтересованности любого рода: «Меня заметили, я хороша». В любом случае, прежде чем откликнуться на такие знаки внимания, оцените, насколько ситуация безопасна.
Сохраняя достоинство
Как не чувствовать себя униженной, если вы стали объектом уличных домогательств? Прежде всего, не винить себя в произошедшем. «Подобное поведение говорит не о вашей «плохости» или доступности, а об уровне воспитанности атакующих, – успокаивает Елена Тухарели. – Да, случаются ситуации, над которыми мы не властны, и существуют грубые, бестактные люди, которые общаются таким, понятным им, способом. Их поведение – их зона ответственности. Ваша – то, как вы себя настраиваете в таких ситуациях и позволяете ли происходящему повлиять на вашу самооценку». Еще один способ почувствовать себя лучше – профилактический. «Заранее в спокойной обстановке проиграйте в голове ситуации, в которых вам говорят нечто неприятное, и подумайте, какие ответы позволят вам сохранить чувство собственного достоинства, – советует Александр Данилов. – Готовые реплики при стрессовых обстоятельствах помогут действовать более смело и уверенно».
Почувствовав разницу
А может ли быть так, что мужчины и правда не хотят ничего плохого, радостно улюлюкая нам вслед? «Действительно, кто-то вживается в роль «плохого парня», имитируя поведение компании сверстников или подчиняясь стереотипу, что таким персонажам проще познакомиться с девушкой, – соглашается Елена Тухарели. – И не все умеют себя вести, ухаживать и делать комплименты. Но тогда этому надо учиться и помнить, что успешная коммуникация – не один прием, а сумма навыков, включая умение прогнозировать реакцию». Если цель мужчины – сделать незнакомке комплимент, он должен категорически отказаться от идеи напугать или смутить ее и следить за тем, чтобы его реплики были искренними и уважительными. Эти два условия обязательны, а совершенствоваться в искусстве делать комплименты можно бесконечно.
ЗНАТЬ ВРАГА ПО ИМЕНИ
Названия помогают нам распознавать явления. С их помощью мы узнаем, что схожий опыт был у других. У многих видов агрессии нет названий в русском языке, и мы прибегаем к английским.
Кэтколлинг (англ. cat – «кошка», catcall – «освистывать») Грубые высказывания, свист, причмокивание, попытки подозвать женщину, как кошку («кис‑кис‑кис»), сальные комплименты. В широком смысле – любые формы приставания в общественном пространстве.
Апскертинг (англ. upskirt – «поднятая юбка») Фото‑ или видеосъемка тела женщины снизу, сделанная без ее ведома и разрешения. Чаще всего это происходит в транспорте, в торговых центрах, в примерочных, на эскалаторе. Результат используется позже для сексуального возбуждения. Русский аналог – «засвет».
Сексторшен (англ. sextortion – «сексуальные вымогательства») Попытка не просто добиться сексуального внимания, а получить его в обмен на какое‑либо одолжение или услугу. Своего рода требование взятки, но не деньгами. Речь в данном случае идет не о двух равноправных личностях: одна из них должна быть наделена определенной властью.
Бодишейминг (англ. body – «тело», shame – «стыдить») Травля тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты красоты. Слишком худой, слишком толстый, слишком высокий, слишком коротконогий. Бодишеймингу обычно противопоставляют боди‑ позитив – движение за принятие своего и чужих тел такими, какие они есть.
Фроттеризм, или фроттаж (франц. frottage – «натирание») В ситуации, когда возникает теснота и давка в толпе или транспорте, фроттеры трутся о тело другого, садясь рядом, прикасаясь бедром или прижимаясь сзади, пользуясь тем, что отойти от них трудно. И таким образом получают сексуальное удовлетворение.
Менсплейнинг (англ. man – «мужчина», explaining –«объяснение») Манера разговаривать с женщиной свысока, исходя из предположения, что мужчина все знает лучше лишь на том основании, что он мужчина. Опыт и реальные знания собеседницы в расчет не берутся, предубеждение строится только на ее половой принадлежности.
Слатшейминг (англ. slut – «шлюха», shame – «стыдить») Осуждение женщины за якобы вызывающее поведение или внешний вид. Часто ему подвергаются те, кто не скрывает своей сексуальности и практикует свидания на одну ночь, меняет партнеров, или носит платья в обтяжку.
Виктимблейминг (англ. victim – «жертва», blame – «винить») Ситуация, в которой окружающие вместо того, чтобы осуждать преступника, пытаются найти ему оправдание, утверждая, что жертва сама виновата в том, что с ней случилось: спровоцировала, вела себя «неправильно», оказалась в ненужном месте в ненужное время.