Сначала попытка покушения на наследного принца Саудовской Аравии, затем предупреждение о готовящемся военном путче в Турции, дальше покушение на премьера Словакии и вот теперь – крушение вертолёта с президентом Ирана на борту. Поневоле задумаешься, нет ли связи у этих событий?
«Ищи, кому выгодно», – гласит латинская максима. Посмотрим, кому было на руку крушение вертолёта с президентом Ирана на борту. Уже не секрет, что всю весну Вашингтон и Тегеран вели непубличные и небезуспешные переговоры в Бахрейне и Омане. Предметом этих переговоров было не только урегулирование на Ближнем Востоке, как об этом сообщила The New York Times, но и, к примеру, разморозка иранских активов в заокеанских банках на несколько десятков миллиардов долларов. Если бы эти переговоры не имели успеха, американцы давно бы слили о них информацию, но тайну хранили до последнего, пока не проговорился шеф пресс-службы Госдепа Мэтью Миллер – уже после гибели Ибрахима Раиси. Переговорами от Тегерана непосредственно ведали двое погибших – сам Раиси и министр иностранных дел Амир Абдоллахиян. Сами посудите: если речь шла о разморозке американцами десятков миллиардов долларов в обмен на нечто, что мог предложить Иран, то сделка обещала стать успешной. А теперь, после крушения вертолёта, эта сделка сорвана, и как знать, смогут ли Вашингтон с Тегераном договориться заново, если к власти придёт, например, ставленник Корпуса стражей исламской революции. Так что едва ли вертолёт «уронили» американцы – им это было совершенно невыгодно.
В свой последний полёт Раиси отправился не на своём президентском вертолёте Ми-171 (модификация допотопного, но надёжного, как автомат Калашникова, Ми-8), а почему-то на американском Bell «Красного полумесяца». На котором, как выяснилось впоследствии, не была установлена система подачи аварийного сигнала – не отключена, как предположил турецкий министр транспорта Абдулкадир Уралоглу, а её вообще не было. Глава МИД Ирана и двое других погибших должны были лететь на другом вертолёте, но полетели на одном борту с Раиси. А вот выживший руководитель президентской администрации Голам Хоссейн Эсмаили как раз должен был лететь вместе с погибшим. Кстати, Эсмаили уверяет, что на месте крушения, над ущельем, не было никакого тумана. Стало быть, не могло быть и ошибки пилотирования в тумане? А ведь это – официальная версия крушения. «Если же это теракт, – предполагает военный эксперт Юрий Баранчик, – то поиск виновных сводится к двум странам – Израилю или Британии».
Но у Израиля почти стопроцентное алиби. К противостоянию с ХАМАС в палестинском конфликте всё никак не подключится ливанская «Хезболла» – иранская «прокси», от которой палестинцы более полугода ожидают открытия «второго фронта». Обострения случаются, но и только. Ожидаемой ирано-израильской войны тоже не произошло – хотя стороны обменялись ударами, весьма двусмысленными с точки зрения успешности. А дело в том, что Кремлю удавалось примирять не то что Израиль с Ираном, а лично Биньямина Нетаньяху с Ибрахимом Раиси. Как-то оно выйдет с новым главой исламской республики – это ещё бабушка надвое сказала. Но однозначно Тель-Авиву гибель Раиси ох как не на руку. Как и американцам.
«Одиночка» действовал не в одиночку?
Глава МВД Словакии Матуш Шутай-Эшток выдвинул версию, согласно которой стрелявший в премьера Роберта Фицо 71-летний Юрай Цинтула, задержанный полицейскими на месте преступления, мог действовать не в одиночку. «Через два часа после покушения с домашнего компьютера преступника была удалена вся информация из социальной сети и переписка, – цитирует министра гонконгское издание Asia Times. – Сам преступник этого сделать не мог: его задержали на месте. Следователи установили, что его жена Елена к компьютеру также не прикасалась. Таким образом, необходимо учитывать возможность, что за преступлением стоит группа людей». Стоит напомнить, что 10 апреля на своей страничке в социальной сети Фицо сообщил о готовящемся покушении на «членов правительства Словакии». Тогда он обвинил оппозицию в разжигании ненависти к представителям власти.
Пишут, что в истории с покушением якобы фигурирует некая знакомая Цинтулы с Западной Украины и её якобы задержали и допросили правоохранители. На видеокадрах задержания лицо женщины видно плохо, но очевидно, что это не его супруга (та – крашенная в рыжеватый оттенок круглолицая пожилая женщина, а задержанная – брюнетка, намного моложе). В свою очередь, Елена Цинтулова на допросе показала, что её супруг контактировал с некими «четырьмя сообщниками», один из которых покинул Словакию за 36 часов до нападения, другой якобы передал ему пистолет, а третий обсуждал вознаграждение (перевод книг Цинтулы на 12 языков и гонорар за издание). Двое сообщников при этом якобы вели постоянное наблюдение за Фицо. Все четверо, сообщает словацкая пресса, уже установлены, а трое даже задержаны. Наконец, и сам Цинтула признал, что действовал в интересах Украины – «счёл нынешнюю власть Словакии предательской по отношению к ЕС» и поэтому «решил действовать». Связь Цинтулы с украинской властью, впрочем, пока не установлена. Однако западные партнёры могут адресовать Киеву неприятные вопросы. «Что-то подсказывает мне, что власти Словакии не упустят возможности по максимуму раскрутить вполне логичную и более чем вероятную версию о прямой причастности киевских спецслужб к покушению, – предполагает политолог Лев Вершинин. – В нынешний электоральный год это очень поможет вменяемым политикам Европы потеснить невменяемых в Европарламенте».
Но вот британская The Times обвиняет в покушении на Фицо… Россию! А зампред думского комитета по экономике Михаил Делягин, в свою очередь, указывает на Лондон как на организатора покушения. «Террор – это стандартный английский метод решения политических вопросов и корректировки политических процессов». Не секрет, что украинские спецслужбы в последние годы самым тесным образом взаимодействуют с британской разведкой, так что украинский след в покушении на Фицо вполне может указывать на причастность Лондона.
Кстати
Видимо, на Западе больше не стесняются не только максимально жёстко действовать, но и называть эти действия своими именами. На прошлой неделе грузинский премьер Ираклий Кобахидзе заявил, что еврокомиссар Оливер Варгелий в телефонной беседе угрожал ему прямым текстом. Мол, не отмените закон об иностранных агентах – поступим с тобой, как с Фицо. За Грузию Запад, по всей видимости, взялся жёстко: Вашингтон начал пересмотр двухсторонних отношений с Тбилиси в связи с принятым законом об иностранном влиянии, завил госсекретарь Энтони Блинкен. И это при том, что за основу закона об иноагентах законодатели взяли действующие нормы самих американцев. Кроме того, США вводят в отношении Грузии политику визовых ограничений, «которая будет применяться к лицам, ответственным за подрыв демократии в Грузии, или соучастникам этого подрыва, а также к членам их семей». В свою очередь, Эстония, Нидерланды, Чехия и Швеция призвали Евросоюз рассмотреть возможность введения санкций против Грузии.
С переменой образа действия европейцев придётся столкнуться и сербам. Накануне спецслужбы Сербии сообщили, что ими задержан некто, готовивший покушение на президента Вучича. Давлению подвергается и Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины: накануне её президент Милорад Додик предложил разделить Боснию и Герцеговину с дальнейшим самоопределением сербской автономии. А Берлин в борьбе с Вучичем вскрывает старые раны гражданской войны. ООН по инициативе немцев проголосовал за признание резолюции Генассамблеи ООН о геноциде в Сребренице.
У кого МУС отклеился?
Неудивительно, что любители конспирологии уже вовсю говорят о причастности Британии. В самом деле, когда в 2020-м британскую внешнюю разведку Ми-6 возглавил Ричард Мур, возникли догадки, что добром это не кончится. В отличие от своих предшественников Мур предпочитал не оглядываться на заокеанских коллег и действовать самостоятельно. Итогом таких предпочтений стал визит в Киев Бориса Джонсона весной 2022 года, в ходе которого он предложил Владимиру Зеленскому «давайте лучше воевать» – вразрез с мнением Вашингтона на сей счёт. Тогда, напомним, Москва и Киев как раз обсуждали в Стамбуле мирные соглашения. Американцам это было на руку, а Мур с Джонсоном эти переговоры, выходит, сорвали. Почему? За последние несколько лет конфигурация власти в Британии изменилась – королеву Елизавету II сменил король Карл III, последовала карусель премьеров, а недавно МИД возглавил бывший премьер Дэвид Кэмерон. И сегодня, по сути, мы наблюдаем бунт Лондона против Вашингтона. Два конкретных примера: на днях англичане решили не выдавать американцам Джулиана Ассанжа (ему неожиданно позволили оспорить в британском суде выдачу за океан), а Международный уголовный суд в Гааге (МУС), главным прокурором в котором выступает подданный Британии Карим Ахмад Хан, выписал ордера на израильского премьера Нетаньяху и министра обороны Галанта! Формально-то прокурор, пожалуй, прав: затянувшийся более чем на полгода ответ Нетаньяху на убийство без малого тысячи израильтян привёл к смерти 35 тыс. гражданских в Газе. И, несмотря на предупреждения от других стран, израильский премьер сохраняет максимально жёсткий курс на продолжение боевых действий.
За океаном оба эти события прозвучали примерно так, как если бы англичане публично показали американцам фигу. К тому же «коллективный Запад» учредил МУС не для того, чтобы создавать проблемы американским союзникам (а Израиль чуть ли не единственный оставшийся союзник Вашингтона на Ближнем Востоке). За океаном решение арестовать Нетаньяху и Галанта вызвало оторопь не только у еврейского лобби – похоже, у демократов с республиканцами в сенате и конгрессе неожиданно наступил консенсус. Госсекретарь Энтони Блинкен указал, что решение о выдаче ордера на арест премьера Израиля «абсолютно неправильное», посулив «обязательно отреагировать». «Если они так поступают с Израилем, то мы – следующие», – отметил сенатор Линдсей Грэм. «Решение уголовного суда в Гааге выписать ордеры на арест Нетаньяху и Галанта вызовет настоящее политическое цунами в Вашингтоне», – пророчит американист Малек Дудаков. И этим цунами с Капитолийского холма рано или поздно накроет Британию. В истории такое бывало: когда в 60-х британские консерваторы попытались проводить независимую от Вашингтона внешнюю политику, США и СССР совместными усилиями «слили» консервативный кабинет («Наша Версия» не раз писала о скандальном «деле Профьюмо»), и тори на два десятилетия фактически остались не у дел. Возможно, озвученное на прошлой неделе решение короля Карла провести парламентские выборы не в следующем году, а этим летом – следствие действий обнаглевшего кабинета тори, явно попутавшего берега. Слишком много самостийных решений: не выдавать Ассанжа, посадить Нетаньяху – и, не исключено, слишком много самостийных действий – в духе «бандеровского аттентата» Фицо? А ну как Лондон войдёт во вкус?
Справка
Подоплёка немалого числа авиакатастроф, в которых гибли политики и государственные деятели, связана с британскими спецслужбами или, во всяком случае, им приписывается.
- В июле 1943 года над Гибралтаром разбился самолёт, на борту которого летел премьер Польши в изгнании Владислав Сикорский. Его контролировали англичане, но Сикорский стал наводить мосты с Кремлём – за что, по всей видимости, и поплатился.
- Осенью 1961 года по дороге в Катангу разбился борт, на котором летел генсек ООН Даг Хаммаршельд. Рассекреченные не так давно архивные документы свидетельствуют, что к его гибели приложили руку британские спецслужбы.
- 19 октября 1986 года в авиакатастрофе погиб президент Мозамбика Самора Машел. Наиболее распространённая версия катастрофы – ликвидация президента британскими спецслужбами.
«Англичанка гадит»?
Согласитесь, пока в воздухе всё ещё ощущается сильная турбулентность. А у тори есть пара месяцев, чтобы довести ситуацию до крайности, ведь на внезапно назначенных выборах им нипочём не победить. Сценарии могут быть самые неожиданные – например, ревизия части еврейских капиталов в Британии, в пику действиям произраильского лобби в США. Пищи для фантазий – хоть отбавляй. Гибель иранского президента могла стать следствием действий хуситов. А хуситы – прокси Тегерана. Кто больше всех потерял из-за проблем с судоходством в Красном море? Американцы? Ничего подобного, они просто изменили свой транзитный маршрут при минимальных финансовых потерях. А вот британские страховщики потеряли немало, да и судовладельцы – не меньше. Для них лишиться суэцкого транзита – это больно. Не потому ли и упал вертолёт с Раиси? Американцы всеми силами пытаются свернуть украинскую авантюру – уже ясно, что толку поддерживать пламя войны – никакого. Но у Британии на сей счёт свои планы: «давайте просто воевать». Чтобы Лондон смог закрепиться на Чёрном море в Очакове. Чтобы удерживать Украину в рамках созданного англичанами польско-прибалтийского альянса. Кто стоит за атаками на Черноморский флот, кто инициирует удары по Крыму, кто дал Киеву ракеты Storm Shadow?
Важно понимать и то, насколько идущая вразнос Британия вредит интересам американцев в Европе. Сначала Франция, явно науськиваемая англичанами, стала рваться в бой на Украине (за воинственными заявлениями Макрона последовала отправка полуторатысячного французского контингента военспецов), а на прошлой неделе официальный Париж поддержал ордер МУС на арест Нетаньяху. А ведь это самая больная мозоль Вашингтона. «Наша Версия» недавно писала о попытке пересобрать «Антанту-2» – без участия американцев и в пику НАТО – вот и ещё один пример самостийных действий Лондона. Создаётся ощущение, что пока Москва и Пекин устанавливают новый мировой порядок, а Вашингтон стремится сохранить прежнее положение вещей, англичане сеют новый мировой беспорядок, пытаясь его оседлать и возглавить.
Игорь Димитриев, востоковед
– По удивительному совпадению проблемы возникают лишь у тех, кто проводит взвешенную политику. Премьер-министр Пакистана Имран Хан сидит за решёткой, японский премьер Синдзо Абэ убит, президента Турции Реджепа Эрдогана второй раз пытаются свергнуть, саудовскому принцу Мухаммеду бен Сальману устраивают покушение. Вероятно, в этот список следует добавить президента Ирана Раиси и министра иностранных дел Абдоллахияна. Вот Олег Царёв, к примеру, считает, что искать логику в крушении вертолёта в Иране – это излишняя конспирология. Но, заметьте, главы государств падают с неба значительно чаще обычных пассажиров самолётов. Пассажирские рейсы падают редко. Президентов и министров в миллион раз меньше обычных людей, но падают они из-за трагического стечения обстоятельств стабильно.